Тихонова А.Д. магистр психологии, выпускница кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0030-2119 e-mail: GutnikAD@bez.mos.ru
Цель настоящей статьи заключается в социально-психологическом анализе процесса радикализации молодежи посредством использования социальных медиа. В статье рассматривается роль социальных сетей в жизни современной молодежи, затрагивается проблема «клипового» сознания при восприятии медиапространства, а также анализируются особенности процесса радикализации посредством использования современных медиа-платформ, таких как Twitter, Facebook.Отмечается, что онлайн-чаты сегодня являются ключевым инструментом радикализации молодежи. Подчеркивается, что социальные медиа способствуют тому, что у молодежи формируется искаженная картина мира, что, в конечном итоге, способствует потере чувства самоидентификации и возникновению неопределенности. Экстремизм и радикализация рассматриваются как способ преодоления неопределенности в современном мире, а также как попытка решения незаполненности времени. В статье обсуждается, что состояние скуки и чувство неопределенности являются благодатной почвой для радикализации молодежи.
Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды:
Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. Изд.
перераб. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 384 с.
Белинская Е.П. Информационная социализация
подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие
// Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 30. С. 5.
Есипов Д.Е., Есипова И.Ф. Влияние медиапространства
на межкультурные коммуникации [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2015. Т. 2.
№ 1. С. 73—77. URL: https://psyjournals.ru/langpsy/2015/n1/Esipov_Esipova.shtml
(дата обращения: 05.12.2017).
Кондрашкин А.В., Хломов К.Д. Постановка проблемы:
девиантное поведение подростков, социальная ситуация и Интернет [Электронный
ресурс] // Юридическая психология. 2013. № 1. С. 18—24. URL:
https://psy-journal.hse.
ru/data/2013/10/30/1283395448/Kondrashkin_Hlomov_9-03pp102-113.pdf (дата
обращения: 03.06.2016).
Королева Д.О. Исследование повседневности
современных подростков: присутствие в социальных сетях как неотъемлемая
составляющая общения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология.
2016. Т. 5. № 2. С. 55—61. doi:10.17759/jmfp.2016050207.
Купрейченко А.Б., Шляховая Е.В. Доверие к
информации как фактор доверия к электронным масс-медиа [Электронный ресурс] //
Психолого-педагогические исследования. 2012. № 1. URL:
https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n1/50284.shtml (дата обращения:
05.12.2017).
Марцинковская Т.Д. Информационная социализация в
изменяющемся информационном пространстве [Электронный ресурс] //
Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 26. С. 7. URL: http://psystudy.ru
(дата обращения: 20.04.2018).
Остапенко А.А. Хронотоп как перекресток прошлого и
будущего, настоящего и… «понарошечного» // Культурно-историческая психология.
2010. № 1. С. 2—6.
ПосоховаC.Т., Рохина Е.В. Скука как
особое психическое состояние человека [Электронный ресурс] // Вестник СПбГУ.
Серия 12. Социология. 2009. № 2-1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/skuka-kak-osoboe-psihicheskoe-sostoyanie-cheloveka
(дата обращения: 29.03.2018).
ПосоховаC.Т., Рохина Е.В.
Предрасположенность к скуке как признак психологической уязвимости личности
[Электронный ресурс] // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2015.
№ 4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/predraspolozhennost-k-skuke-kak-priznak-psihologicheskoy-uyazvimosti-lichnosti
(дата обращения: 29.03.2018).
Тихонова А.Д., Дворянчиков Н.В., Эрнст-Винтила А.,
Бовина И.Б. Радикализация в подростково-молодежной среде: в поисках
объяснительной схемы // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 3. С.
32—40. doi:10.17759/ chp.2017130305.
Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2003. 256
с.
Тхостов А.Ш., Сурнов К.Г. Влияние современных
технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации:
обратная сторона // Психологический журнал. 2005. № 6. С. 16—24.
Фромм Э. Человек для самого себя. Исследование
психологических проблем этики / Перевод Э.М. Спировой. — М.: АСТ, 2010. 352
с.
Министерство Юстиции Российской Федерации [Электронный
ресурс] – URL: http://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret (дата обращения:
03.03.2018).
Aarsand P.A. Around the screen: Computer activities
in children’s everyday lives [Электронный ресурс] // Digitala Vetenskapliga
Arkivet. Linköping: The Department of Child Studies; Linköping University,
2007. 76 p. Available at: http://
www.diva-portal.org/smash/get/diva2:23606/FULLTEXT01.pdf (дата обращения:
03.06.2016).
Berne E. Games people play: the psychology of human
relationships. New York: Grove Press, 1964. 216 p. Publ. for the San Francisco
Social Psychiatry Seminars.
Boyd D. It’s complicated: The social lives of
networked teens. Нью-Хейвен, CT, USA: Yale University Press, 2014. 296 p.
Buschini F. Diffusion, propagation, propagande : et
après? L’effusion, un nouveau mode de communication médiatique pour l’étude des
représentations sociales // Paper presented at the Conference «Tribute to Serge
Moscovici». 2016. 17—18 November.
Cashmore P. Denver Plane Crash: Twitter as Usual
[Электронный ресурс] / Mashable: The Social Media Guide, 21.12.2008. URL:
http://mashable.com/2008/12/21/denver-plane-crash/ (дата обращения:
03.12.2017).
Imran Awan. Cyber-Extremism: Isis and the Power of
Social Media [Электронный ресурс] // Social Science and Pablic Policy. 2017.
Vol. 54. № 2. P. 138—149. URL:
https://link.springer.com/content/pdf/10.1007%2Fs12115-017-0114-0.pdf (дата
обращения: 05.03.2018).
Hogg M. Uncertainty and the Roots of Extremism //
Journal of Social Issues. 2013. Vol. 69. № 3. P. 407—418.
Galland O., MuxelA. La tentation radicale.
Paris : Presses Universitaire de France, 2018. 464 р.
Livingstone S., Haddon L. Theoretical framework for
children's internet use // Children, risk and safety on the Internet: research
and policy challenges in comparative perspective / Eds. by S. Livingstone, L.
Haddon, and A. Görzig. Bristol: The Policy Press, 2012. P. 1—12.
Livingstone S., Haddon L., Görzing A., Őlafsson K. With
members of the EU kids online network. EU kids online. London, Final report,
September, 2011. 54 p.
Sageman, M.. Leaderless Jihad. Philadelphia:
University of Pennsylvannia Press. 2008.
van Stekelenburg J., Oegema
D., and KlandermansB. No Radicalization without
Identification: How Ethnic Dutch and Dutch Muslim Web Forums Radicalize Over
Time // Identity and Participation in Culturally Diverse Societies/ Eds. by
Assaad E. Azzi,Xenia Chryssochoou,Bert Klandermans, Bernd Simon // Wiley
Blackwell. 2010. P. 181—194.
Winter C. ‘The virtual ‘caliphate’: understanding
Islamic State’s propaganda strategy’. The Quilliam Foundation. July 2015.