Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8775Новости 1752Ключевые слова 21493 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

27 место — направление «Психология»

0,516 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,551 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Характеристика некоторых особенностей рисунков осужденных, совершивших сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних, по данным ассоциативного рисуночного теста 506

Диденко А.В.
доктор медицинских наук, заместитель начальника по учебной и научной работе, ФКУ ДПО «Томский ИПКР ФСИН» России, Томск, Россия
e-mail: dedzone@yandex.ru

Писарев О.М.
доктор психологических наук, начальник кафедры организации кадровой, социальной, психологической и воспитательной работы, ФКУ ДПО «Томский ИПКР ФСИН» России, Москва, Россия
e-mail: olbig@sibmail.com

Ланина М.Н.
начальник психологической лаборатории, Федеральное казенное учреждение, лечебно-исправительное учреждение № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Томской области , Томск, Россия
e-mail: LaninaMa@yandex.ru

Полный текст

Введение

Изучение психологических характеристик осужденных за сексуальные преступления в отношении лиц, не достигших половой зрелости, является неотъемлемой частью профессиональной деятельности пенитенциарного психолога. Широкий спектр совершаемых преступных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетних предопределяет выделение пенитенциарным психологом базовых нарушений в определенных сферах психической деятельности, которые в дальнейшем послужат мишенью психологической (психотерапевтической) коррекции.

Перспективным направлением в психодиагностической работе является использование проективных методов, направленных на изучение полового самосознания в виде полоролевой идентичности, полоролевых стереотипов, полоролевого поведения, полоролевых и сексуальных предпочтений [2]. Например, использование цветового теста отношений для изучения лиц с клиническим диагнозом «педофилия» (ЦТО — А.М. Эткинд [11] в модификации И.А. Кудрявцева, Н.Г. Дозорцевой [6]) позволяет выделить у преступников отличия в эмоциональной сфере в отношении представителей того или иного пола, с установлением ассоциативно-семантических связей и различий между гетеро- и гомосексуальными педофилами [4].

Большой блок исследований базовых психологических нарушений при сексуальном насильственном поведении сконцентрирован на анализе проблемы половой идентичности и связанного с ней гипермаскулинного и фемининного поведения. Нарушения полового самосознания в виде нарушений полоролевой идентичности выделяются в качестве основного психологического фактора развития сексуально-агрессивного поведения [10]. Так, было установлено, что для лиц с парафилией характерна преобладающая фемининная базовая полоролевая идентичность. Кроме этого, показано наличие расхождения между Я-идеальным и мужским нормативным поведением, составляющим основу искаженного типа полоролевой идентичности. В качестве других проявлений нарушения полоролевой идентичности отмечается феномен «трансформированности Я-образа» в виде неустойчивого, диффузного переживания Я [9].

Другое направление изучения аномального сексуального поведения сконцентрировано на анализе эмпатических нарушений. При этом у лиц с педофилией отмечается нечеткость восприятия половозрастных особенностей объекта сексуального влечения со склонностью приписывать ребенку качества взрослого человека. Указанные особенности также находят свое графическое выражение в проективных методиках в виде изображения ребенка с дополнительной атрибутикой, подчеркивающей его возраст (бант, игрушка и пр.), а также проявляются в отрицательном отношении к женщинам (гомосексуальные педофилы) или установлении связи с образами «ребенок—женщина» (у гетеросексуальных педофилов) [10].

По мнению С. Старовича [8], использование в работе различных «нерутинных» методов позволит дополнить сексологическое исследование за счет изучения не только определенных характеристик личности, связанных с аномалией сексуального поведения, но и оценить особенности значимых межличностных отношений, восприятия, самоотношения и пр.

Однако спектр профессиональных задач психолога исправительного учреждения не предполагает использование специальных методик для диагностики нарушений в сексуальной сфере у осужденных. Кроме этого, для работы с такими методиками необходима дополнительная специализация. В связи с этим использование ассоциативного рисуночного теста, нашедшего широкое применение в пенитенциарной практике (далее АРТ), позволяет анализировать некоторые из указанных выше характеристик, специфичных для лиц, совершивших сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних.

АРТ — проективная тестовая методика, направленная на диагностику личности и ее системы отношений, разработанная во ВНИИ МВД Ю.Н. Кудряковым и В.П. Голубевым [7]. Как указывают авторы, методика направлена, прежде всего, на выявление представлений осужденного (преступника) о самом себе, актуальной агрессии, особенностей поведения личности в группе и общении (в том числе в конфликтной ситуации), определение специфики взаимоотношений с противоположным полом.

В этой связи целью проводимого исследования явилось изучение возможностей использования АРТ как традиционного для пенитенциарной практики психолога проективного инструмента оценки психического состояния на первичном этапе психологического изучения личности по прибытии в исправительное учреждение. Были изучены и проанализированы специфические проявления графических феноменов и их интерпретации в аспекте отношений личности к противоположному полому, характеристиками его образа, выраженностью агрессии и ее вектором, а также особенностей субъективного восприятия и оценки окружающей действительности.

Эмпирический материал исследования

Всего было обследовано 34 осужденных мужского пола, отбывающих уголовные наказания в исправительном учреждении строгого режима.

Первую группу составили 12 осужденных (средний возраст 38±1 лет), совершивших преступления сексуального характера, квалифицированных по следующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ): ст. 131 (изнасилование), ст.132 (насильственные действия сексуального характера), ст. 133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста), ст.135 (развратные действия). Характерным для данной группы явилось совершение преступлений, квалифицированных по нескольким статьям УК РФ. Предыдущая судимость за сексуальные преступления отмечалась только у одного осужденного (8,3%). Средняя продолжительность срока назначенного наказания за совершенное преступление составила 9 лет 8 мес. Анализ семейного положения показал, что всего 2 осужденных состояли в зарегистрированном браке (16,6% группы), остальные лица состояли в незарегистрированных отношениях (n=5, 41,6%) либо были не женаты и вели одинокий образ жизни (n=5; 41,6%). Отягощенность анамнеза по наличию психических и поведенческих расстройств, диагностированных по критериям МКБ-10, отмечалась у более половины осужденных группы (n=7; 58,2%). Среди них были выявлены: зависимость от психоактивных веществ (опиоидная наркомания — n=3; 25,0%), умственная отсталость легкой степени, с выраженными поведенческими нарушениями (n=1; 8,3%), органическое расстройство личности (n=1; 8,3%), эмоционально-неустойчивое расстройство личности импульсивного типа (n=2; 16,6%). Характерно, что ни одному осужденному из обследованной группы не был выставлен диагноз расстройства сексуального предпочтения в форме педофилии.

Вторую группу (22 человека — средний возраст 38±0,5 лет) составили осужденные, отбывающие уголовные наказания за преступления, квалифицированные по следующим статьям УК РФ: ст.158 (кража), ст. 159 (мошенничество), ст. 161 (грабеж), ст.162 (разбой). В криминальном анамнезе лиц, составивших данную группу, преступлений на сексуальной почве выявлено не было. Средний возраст — 38,5 лет. Средняя длительность назначенного срока наказания составила — 10 лет 6 мес. Семейное положение осужденных второй группы характеризовалось существенным преобладанием лиц, состоящих в брачных и незарегистрированных отношениях (n=16; 72,7%), над лицами, ведущими одиночный образ жизни (n=8; 36,4%). Отягощенность анамнеза по наличию психических и поведенческих расстройств отмечалась менее чем у половины группы (n=9; 40,9%). В структуре выделяемых психических расстройств (критерии МКБ-10) отмечались: зависимость от психоактивных веществ (опиоидная наркомания — n=5; 20,0%), органическое расстройство личности (n=1; 4,5%), эмоционально-неустойчивое расстройство личности импульсивного типа (n=3; 13,6%).

Психическое состояние у осужденных с диагностированными психическими расстройствами в обеих группах на момент проведения обследования характеризовалось как стабильное (ремиссия у осужденных с зависимостью от психоактивных веществ и компенсация состояния у осужденных с расстройствами личности), не требующее терапевтической коррекции.

В ходе исследования применялась АРТ — проективная тестовая методика в соответствии со стандартной внутренней структурой и процедурой проведения. Стимульный материал к методике состоял из восьми нумерованных, согласно указаниям авторов методики,  прямоугольников размером 6х8 см, в шести из которых был вписан стимульный материал [7]. В первом прямоугольнике (исходный стимульный материал — точка в правом верхнем углу) предлагалось нарисовать все, что захочется; во втором прямоугольнике — нарисовать крокодила; в третьем (стимульный материал — прямоугольник) — нарисовать слона в прямоугольнике; в четвертом — поставить свою подпись; в пятом (стимульный материал — солнце в левом верхнем углу, луна — в правом верхнем углу) — нарисовать все, что угодно; в шестом (стимульный материал; в левом нижнем углу — берег, внизу вода, на берегу — дерево без листвы) — дорисовать по собственному усмотрению; в седьмом (стимульный материал — наклоненная фигура) — также нарисовать все, что угодно; в восьмом (стимульный материал — по две вертикальных и горизонтальных дуги, направленных друг к другу) — дорисовать.

Однако если при проведении стандартной процедуры в первом прямоугольнике испытуемому предлагалось нарисовать «все, что хочется», в настоящем исследовании осужденному было предложено изобразить двух человек. Также, как и при стандартном проведении процедуры, испытуемым предлагалось использовать стимульный материал; последовательность заполнения прямоугольников не регламентировалась. После завершения работы осужденные подробно опрашивались по вопросам относительно того, что изображено на рисунке, мыслей и чувств по этому поводу (например, мыслей, чувств, интересов одушевленного предмета, изображенного на рисунке), требовалось пояснить некоторые детали рисунка. Результаты, полученные при использовании методики, оценивались в контексте психодиагностической беседы.

Анализ результатов исследования

Сравнительный анализ графических объектов, представленных осужденными двух изучаемых групп, показал характерные различия, определяемые в первом, втором, третьем и шестом прямоугольниках. В оставшихся прямоугольниках (четвертом, пятом, седьмом и восьмом) между графическими объектами, представленными изучаемыми группами осужденных, существенных различий обнаружено не было.

Первый прямоугольник — направлен на выявление особенностей ориентации индивида в среде, учета элементов окружающего мира, характера отношений с противоположным полом. Как в первой, так и во второй группе большинство испытуемых не замечали стимульного объекта «точка» и не учитывали его при прорисовке изображения. Эта особенность говорила о том, что поведение имело тенденцию к реализации под влиянием внутренних побуждений, без учета требований среды, с ориентацией на созерцательное и пассивное отношение к действительности.

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Особенности прорисовки объекта испытуемыми первой группы с использованием элемента «точка» (осужд. Ч., 42 года, ст. 132 УК РФ)

Однако в первой группе при выполнении задания нарисовать в этом прямоугольнике двух людей выявлялись характерные различия, связанные с особенностями полоролевых представлений. Так, у 10 из 12 обследованных в качестве изображения двух людей были нарисованы лица с недифференцированным полом (рис. 1). В процессе послетестовой беседы эти осужденные отмечали, что не считали нужным изображать людей разного пола, используя при этом такие аргументы, как «разницы никакой нет», «просто два человечка», «не хотел рисовать женщину».

Два оставшихся рисунка были представлены с изображением ребенка, вероятно, мужского пола, с использованием имевшейся на рисунке точки в качестве зрачка глаза (рис. 2), что могло свидетельствовать о том, что человек пропускает события окружающего мира через свою систему понятий и взглядов, в его поле зрения находится ребенок с характерными для его возраста признаками.

Рис. 2. Особенности прорисовки объекта испытуемыми первой группы с использованием элемента «точка» (осужд. В., 35 лет, ст. 134 УК РФ)

Характер рисунков, представленных осужденными второй группы свидетельствовал о противоположной тенденции, связанной с изображением разнополых объектов зрелого возраста (рис. 3). Лишь только в двух случаях из 22 были изображены недифференцированные в половом отношении объекты (маленькие однополые человечки).

 

Рис. 3. Особенности прорисовки объекта испытуемыми второй группы с использованием элемента «точка» (осужд. А., 34 года, ст.161 УК РФ; осужд. Т., 40 лет, ст. 158 УК РФ)

Второй прямоугольник, связанный с заданием нарисовать крокодила, был направлен на выявление агрессивных тенденций. Для осужденных первой группы были характерны тщательно прорисованные рисунки крокодила с открытой пастью и зубами (рис. 4). При этом у 10 из 12 лиц отмечались поворот головы крокодила влево (что может говорить о направленности агрессии по отношению к прошлому) и тщательная прорисовка деталей кожи крокодила (что может говорить о наличии защитных механизмов в поведении).

Рис. 4. Особенности выполнения задания «Крокодил» осужденными первой группы (осужд. Р., 35 лет, ст. 131 УК РФ)

В беседе с осужденным после выполнения задания отмечалось отрицание агрессии по отношению к самому себе, но высказывались настороженность и боязнь конфликтных отношений в исправительном учреждении. У двух осужденных при анализе рисунка отмечалось наличие множества лишних штрихов, выполненных при слабом нажиме карандаша, что свидетельствовало о проявлениях тревожности в актуальном психическом состоянии.

Для осужденных второй группы при анализе рисунков отмечалось меньшее количество элементов, характеризующих защитные тенденции. При этом изображения характеризовались наличием агрессии, направленной в будущее (поворот головы крокодила вправо — рис. 5) или латентной агрессии (крокодил не прорисован, находится в воде).

Рис. 5. Особенности выполнения задания «Крокодил» осужденными второй группы (направленность агрессии в будущее без выраженных защитных механизмов у осужд. В., 38 лет, ст. 158 УК РФ)

Третий прямоугольник — связан с анализом поведения человека в социальной группе, его способности учитывать социально-ролевые позиции. В качестве задания требовалось нарисовать слона, при этом в прямоугольнике находился стимульный материал в виде другого прямоугольника. При анализе графических образов, представленных осужденными первой группы, слон был вписан в прямоугольник, отличался небольшими размерами, однако в большинстве рисунков был изображен с несоразмерно большими ушами и поднятым вверх хвостом (у 10 испытуемых). Указанные особенности объяснялись осужденными как свойство слона впадать в возбуждение и вести себя в нем «неконтролируемо и безудержно». Тем не менее, по описаниям авторов методики, указанные выше особенности могут быть связаны с тенденцией придерживаться социальных норм, но с наличием у личности низкого социального статуса (что действительно характерно для осужденных, совершивших насильственные сексуальные преступления в отношении детей и находящихся в местах лишения свободы). При этом некоторые практические психологи элемент рисунка в виде поднятого хвоста связывали с «готовностью» к вступлению в пассивные гомосексуальные связи (рис. 6).

Рис. 6. Особенности выполнения задания «Слон» осужденными первой группы (вписанный в прямоугольник слон небольшого размера) (осужд. Н., 39 лет, ст. 132 УК РФ)

Для испытуемых второй группы было также характерно изображение слона внутри прямоугольника, что может говорить об учете социальных норм, мнения окружающих при выстраивании своего поведения в исправительном учреждении. У всех испытуемых такие элементы рисунка, как хвост и хобот, были опущены вниз. Тем не менее, у одного из обследованных изображение слона выходило за пределы прямоугольника, а у другого слон на рисунке был ориентирован спиной (рис. 7), что символически может означать игнорирование социальных установлений и каких-либо обязательств перед окружающими.

Рис. 7. Особенности выполнения задания «Слон» осужденным второй группы (вписанный в прямоугольник слон, но повернутый спиной) (осужд. П., 29 лет, ст. 162 УК РФ)

Шестой прямоугольник — направлен на выявление актуального для личности характера отношений с противоположным полом. В этой связи большую роль играл представленный стимульный материал в виде нарисованного берега, дерева, растущего на берегу (стабильная среда), и волны на реке, море (нестабильная среда). В первой группе у всех обследованных выявлялись актуальные проблемы взаимоотношений с противоположным полом, что проявлялось в изображении корабля, плывущего к берегу, либо в том, что вода воспринималась как почва (рис. 8) и на нее помещались деревья (у двух обследованных).

Рис. 8. Особенности выполнения задания в шестой позиции осужденным первой группы (вода воспринимается как почва) (осужд. Ч., 42 года, ст. 132 УК РФ)

В беседе с психологом осужденный негативно высказывался о реализации каких-либо отношений с женщинами, в достаточно категоричной форме озвучил мысль о том, что лучше жить одному, не связывая себя с кем-либо определенными обязательствами. Обычно это связано с негативным эмоционально-чувственным опытом взаимоотношений, либо с острой проблемой неудовлетворенности.

При расспросе других осужденных первой группы об особенностях изображений на рисунках чаще всего встречались пояснения о том, что «корабль движется к пристани, в море непогода, и нужно срочно пришвартоваться», однако, «причала нет, и корабль вынужден качаться на волнах». Таким образом, символы, представленные на рисунке, иллюстрировали неспособность конструировать отношения с противоположным полом. Деревья, изображаемые на воде, могли интерпретироваться как выражение проблемы неудовлетворенности в отношениях с противоположным полом.

Во второй группе осужденные придают большое значение бытовому оформлению межличностных отношений, что проявляется в дополнительной дорисовке деревьев на берегу, листьев (рис. 9). Однако не один из обследованных не выражал в символической форме неудовлетворенности по поводу отношений с противоположным полом (отсутствовали деревья на воде).

Рис. 9. Особенности выполнения задания в шестой позиции осужденным второй группы (бытовое оформление отношений — прорисованные листья деревьев) (осужд. В., 38 лет, ст. 158 УК РФ)

У 15 обследованных отмечалось отсутствие значимых проблем и трудностей в эмоционально-чувственном аспекте отношений, не отмечалась необходимость смены личной ситуации, что проявлялось в отсутствии на рисунке кораблика или лодки.

Выводы

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют об имеющихся различиях в графических характеристиках АРТ по выделенным четырем прямоугольникам теста у обследованных осужденных двух групп. При этом для осужденных, совершивших преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних (первая группа), характерны следующие особенности:

  • графические признаки, говорящие о наличии актуальных проблем, связанных с полоролевой идентичностью, неустойчивым полоролевым образом Я и разделением половой роли на мужскую и женскую, что проявляется в изображении людей с недиффренцированным полом и возрастом либо в подчеркивании возраста ребенка с дополнительной атрибутикой (уменьшенный рост);
  • имеющиеся в актуальном психическом состоянии проявления защитных механизмов, обусловленные влиянием негативного отношения в пенитенциарной среде к осужденным сексуальным преступникам, совершившим преступления в отношении детей, проявляются в виде графических элементов, говорящих о направленности агрессии в прошлое (поскольку актуальное проявление агрессии в пенитенциарной среде для подобных осужденных жестко табуировано) и наличии скрываемых от окружающих проявлений аффективной неустойчивости;
  • для социального поведения осужденных характерен учет социальных нормх и следование им с признанием своего низкого социального статуса в пенитенциарной среде, что проявляется в размещении графического элемента «Слон» в пределах границ прямоугольника с выделяющимися большими ушами;
  • графические проявления, характеризующие актуальные взаимоотношения с противоположным полом, носят проблемный характер, связанный с неспособностью выстраивать конструктивные отношения, либо с неудовлетворенностью отношениями с противоположным полом.

Указанные особенности выполнения АРТ, наличие определенных элементов и специфические графические феномены необходимо учитывать при проведении в местах лишения свободы психодиагностической работы с осужденными, совершившими сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних. Говоря о методике в целом, следует отметить, что применение ее непосредственно для работы с сексуальными преступниками, отбывающими уголовные наказания в местах лишения свободы (в особенности с диагнозом педофилия), в качестве основной психодиагностической методики или в экспертных целях носит ограниченный характер. В представленных для анализа графических образах находят непосредственное выражение факторы пенитенциарной социальной среды, а возможно, имеющиеся психические расстройства, влияющие на актуальное психическое состояние. Указанное влияние может создавать определенные сложности в интерпретации результатов, а также вносить дополнительные помехи в плане их анализа в сексологическом аспекте. Выявление особенностей (или нарушений) психосексуальной сферы все же целесообразно проводить апробированными для этой цели методиками, такими, например, как: методика МИФ (маскулинность и фемининность), модифицированная Н.В. Дворянчиковым [2]; методики «Цветовой тест отношений» [1; 11], «Кодирование» [5], «Пиктограмма» [3] и др., — детально изложенными в соответствующих руководствах.

Работа выполнена на базе Федерального казенного учреждения дополнительного профессионального образования «Томский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний».

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000. 440 с.
  2. Дворянчиков Н.В. Полоролевая идентичность у лиц с девиантным сексуальным поведением: дисс. … канд. психол. наук. М., 1998. 20c.
  3. Дворянчиков Н.В., Малькова Е.А. Использование модифицированной методики «Пиктограмма» для установления влияния гендерных схем на когнитивные процессы // Сексология и сексопатология. 2003. № 1. С. 20—24.
  4. Дворянчиков Н.В., Носов С.С., Саламова Д.К. Половое самосознание и методы его диагностики: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2011. 216 с.
  5. Ениколопов С.Н., Герасимов А.В., Дворянчиков Н.В. Проблемы психологического исследования лиц с аномалиями сексуального влечения; Материалы юбилейной конференции «Социальная и судебная психиатрия: история и современность», секция «Судебная сексопатология» М.: Изд-во ГНЦ СиСП имени В.П. Сербского, 1996. С. 382—385.
  6. Кудрявцев И.А., Дозорцева Е.Г. Смысловая сфера у лиц с особенностями психосексуальной ориентации // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 4. С. 107—117.
  7. Кудряков Ю.Н., Голубев В.П. Ассоциативный рисуночный тест: основы интерпретации и опыт применения // Личность преступника: методы изучения и проблемы воздействия: сб. науч. тр. / Отв. ред. Ю.М. Антонян. М.: ВНИИ МВД СССР, 1988. С. 31—43.
  8. Старович З. Судебная сексология: пер. с польского. М.: Юридическая литература, 1991. 254 с.
  9. Ткаченко А.А. Сексуальные извращения-парафилии. М.: Триада-Х, 1999 С. 208—212.
  10. Ткаченко А.А., Введенский Г.Е., Дворянчиков Н.В. Судебная сексология. 2-е изд. испр. и доп. М.: БИНОМ, 2015. 648 с.
  11. Эткинд А.М. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами / Социально-психологические исследования в психоневрологии. Л., 1980. С. 110—114.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика