Представления пенитенциарных психологов об особенностях межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным

311

Аннотация

В статье представлены подходы к изучению в отечественной психологической науке природы межличностного контакта и результаты изучения представлений пенитенциарных психологов относительно цели, функций, стадий, приемов установления межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным. Результаты, приведенные в статье, получены на основе исследования, в котором приняли участие 50 пенитенциарных психологов воспитательных колоний Российской Федерации. С целью выявления представлений психологов о межличностном контакте применялись методика неоконченных предложений и методика написания сочинения. В результате проведенного исследования выявлено, что эффективный межличностный контакт в профессиональной деятельности пенитенциарного психолога является одним из значимых аспектов в его профессиональной деятельности и обусловливает готовность подростка к дальнейшей психологической работе, способствует формированию доверительных отношений, оптимизации эмоционального состояния подростка, сбору необходимой для психолога информации, дает возможность оказывать позитивное влияние на несовершеннолетнего осужденного в процессе его ресоциализации.

Общая информация

Ключевые слова: межличностный контакт, пенитенциарная психология, несовершеннолетний осужденный, психологическое сопровождение

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090207

Для цитаты: Миронова О.И., Ушков Ф.И. Представления пенитенциарных психологов об особенностях межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 2. С. 95–111. DOI: 10.17759/psylaw.2019090207

Полный текст

Введение. Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, основываются на идее гуманизации различных сфер жизнедеятельности человека. В связи с этим меняются подходы в работе учреждений, исполняющих наказания, в части совершенствования и развития психологического обеспечения инвалидов, осужденных женщин и несовершеннолетних осужденных. На первый план выходит содержание и качество работы пенитенциарных психологов. Один из значимых аспектов их практической деятельности связан с умением устанавливать, развивать и поддерживать межличностный контакт. Особое внимание в этом вопросе уделяется категории несовершеннолетних осужденных, которые требуют к себе индивидуального подхода в связи с возрастными особенностями и психологической уязвимостью.

В отечественной психологической науке детально изучением природы межличностного контакта занимались Б.Д. Парыгин [4], Л.Б. Филонов [6], Е.Л. Доценко [1], О.И. Миронова [3] и др. Понятие психологического контакта Б.Д. Парыгин использует для рассмотрения параметров процесса общения, и, собственно, любые акты общения, с точки зрения ученого, предполагают установление контакта. Л.Б. Филонов [6], напротив, полагает, что не каждый акт общения можно назвать психологическим контактом; атрибутивной характеристикой данного вида общения является психологическое сближение людей на эмоциональном, смысловом, ценностном уровнях, при этом показателями контакта выступают его плотность и глубина. Выделив в отдельную научную категорию феномен межличностного контакта, Л.Б. Филонов впервые охарактеризовал сущность этого феномена, на инструментальном уровне обозначил и содержательно раскрыл стадии установления межличностного контакта, описав его основные функции, приемы, психологические барьеры, возникающие на каждой из стадии. Современные исследования проблемы межличностного контакта углубляют его изучение как явления смысловой сферы личности, когда межличностный контакт представляет собой «… процесс, который запускает взаимодействие между субъективными мирами участников контакта, разделенными границей, и способствует созданию совместных смысловых структур» [2, с. 404].

Важными для изучения заявленной проблемы являются психологические феномены вынужденности [7] и вынужденного контакта, который определяется как «… психологическая связь субъекта с другим, прежде всего, негативно значимым, заданная сложившейся ситуацией и предполагающая взаимодействие, осуществление которого вызывает у субъекта внутренний конфликт; с одной стороны, присутствует непринятие и сопротивление взаимодействию, с другой стороны, – понимание его необходимости, потенциальной значимости для деятельности, наполненной для субъекта личностным смыслом» [4, с. 23]. Межличностный контакт несовершеннолетнего осужденного и психолога исправительного учреждения, несомненно, носит вынужденный характер и требует от психолога высокого уровня развития профессиональных компетенций [5].

Несмотря на имеющиеся исследования в психологической науке проблемы межличностного контакта, работ, связанных с его изучением в отдельных сферах жизнедеятельности, в том числе в пенитенциарной сфере, очень мало.

В настоящей статье приведены результаты исследования, целью которого являлось изучить представления психологов о сущности межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным, его структурно-содержательных характеристиках (приемы, задачи, результаты, этапы и пр.). Были поставлены следующие задачи:

  • выявить значения, которые психологи вкладывают в понятие «межличностный контакт с осужденным»;
  • определить, на что психологи обращают внимание при установлении контакта с подростком;
  • описать цели, которые преследуют психологи при установлении межличностного контакта с осужденным;
  • выделить этапы установления межличностного контакта с несовершеннолетним;
  • описать приемы, используемые психологом для установления контакта с подростком;
  • выявить качества, необходимые психологу для установления контакта с подростком;
  • определить результаты установления межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным.

Метод. Выборку исследования составили 50 психологов воспитательных колоний России (42 женщины, 8 мужчин) в возрасте от 22 до 54 лет.

С целью выявления представлений психологов о межличностном контакте были использованы методика неоконченных предложений и методика написания сочинения.

В методике незаконченных предложений психологам было предложено закончить фразу: «межличностный контакт с несовершеннолетним осужденным — это…».

В методике написания сочинения участники исследования описывали ситуацию межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным, используя 7 опорных вопросов.

1. Опишите, как воспринимался Вами несовершеннолетний осужденный при первичном межличностном контакте?

2. Зачем, по Вашему мнению, нужно установление межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным?

3. Опишите последовательность Ваших действий по установлению межличностного контакта (стадии, этапы)?

4. Какие приемы Вы использовали для установления межличностного контакта?

5. Какие качества Вам помогли установить межличностный контакт?

6. Как Вы определили, что установили с несовершеннолетним осужденным межличностный контакт?

7. Результат межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным?

Статистическая обработка данных производилась в табличном редакторе Microsoft Office Excel 2007. Происходил частотный анализ высказываний психологов, расчет процентных долей, наглядное представление данных в форме графиков.

Результаты исследования. Анализ данных методики неоконченных предложений позволяет выделить 8 групп ответов психологов о межличностном контакте с несовершеннолетним осужденным (рис. 1).

Рис. 1. Результаты анализа высказываний психологов о межличностном контакте с несовершеннолетним осужденным (в %): 1 — доверительное взаимодействие, 2 — процесс общения, 3 — вынужденный контакт, 4 — оказание психологической помощи, 5 — доброжелательное отношение к подростку, 6 — внешние условия протекания межличностного контакта, 7 — получение информации об осужденном, 8 — мотивирование подростка на психологическую работу

Из данных рис. 1 следует, что психологи воспринимают межличностный контакт как оказание психологической помощи подростку (28,4%).

В данную группу ответов вошли высказывания: «профессиональная помощь клиенту в поиске разрешения его проблемной ситуации», «помощь в осознании ситуации», «помощь в решении актуальных проблем эмоционального характера», «взаимодействие с целью выявления его проблем и оказания помощи» и др.

Межличностный контакт как процесс общения с несовершеннолетним осужденным описывается в 26,5% ответах респондентов: «взаимодействие между психологом и несовершеннолетним», «процесс общения между психологом и несовершеннолетним», «получение нового положительного опыта общения», «установление отношений», «взаимодействие между психологом и несовершеннолетним», «положительный опыт общения», «обмен информацией», «совместная деятельность» и др.

Отдельную группу высказываний психологов образуют ответы, характеризующие межличностный контакт как вынужденный (13,5%): «это не всегда просто», «сложная, трудоемкая энергозатратная работа», «не всегда легкая задача», «моя забота», «моя ежедневная работа» и др.

При этом участники опроса подчеркивают необходимость, значимость для деятельности данного вида взаимодействия: «разговорить на тесты, которые необходимы психологу», «гибкое использование слабых и сильных сторон несовершеннолетнего», «осуществление контроля социально-психологической обстановки».

Ряд ответов респондентов (11,2%) позволяют оценить межличностный контакт с несовершеннолетним осужденным как доверительное взаимодействие. Процесс установления доверительных отношений между психологом и несовершеннолетним осужденным включает в себя, согласно высказываниям респондентов, «создание доверительной обстановки», «состояние открытости», «сохранение конфиденциальной информации».

Межличностный контакт с несовершеннолетним осужденным как возможность мотивировать его на дальнейшую психологическую работу описывается в 7,9% ответов: «залог успешной дальнейшей работы», «создание благоприятных условий для дальнейших взаимоотношений психолога и осужденного», «создание условий для дальнейшей психологической и воспитательной работы» и др.

Часть респондентов (6,5%) характеризуют исследуемое понятие как проявление доброжелательного, эмпатического отношения к подростку. Наиболее встречаемыми в данной категории являются следующие ответы испытуемых: «безоценочное восприятие осужденного», «заинтересованность», «эмпатическая позиция психолога по отношению к подростку».

5,1% опрошенных рассматривают межличностный контакт как способ получения необходимой информации о несовершеннолетнем осужденном: «получение информации об образе жизни, его семье, социальных связях, сферах интересов» «выявление явно выраженных склонностей подростков», «качеств личности несовершеннолетнего осужденного».

Незначительное количество опрошенных (1,9%) определяют межличностный контакт через внешние условия его протекания: «создание благоприятной атмосферы», «создание благоприятных условий и элементов обстановки», «то, что в разных случаях требует разного количества времени».

Таким образом, межличностный контакт с несовершеннолетним осужденным, согласно мнению психологов, представляет собой оказание психологической помощи подростку в процессе специально организованного общения.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что данное общение, с одной стороны, предполагает доверительность отношений участников межличностного контакта, а с другой — этот межличностный контакт является для них вынужденным. Другими словами, психолог и подросток вынуждены доверять друг другу, в противном случае межличностный контакт между ними не состоится.

Проанализируем сочинения психологов на тему межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным по предложенным опорным вопросам.

На вопрос «Опишите, как воспринимался Вами несовершеннолетний осужденный при первичном межличностном контакте?» психологи отметили (рис. 2):

1. внешние признаки осужденного — 7,3%;

2. чувство тревоги, страха, недоверия подростка — 31,7%;

3. потребность воспитанника в помощи и поддержке — 24,4%;

4. восприятие осужденного как личность, клиента — 26,8%;

5. восприятие осужденного как негативно значимого субъекта общения — 9,8%.

Рис.2. Восприятие несовершеннолетнего осужденного при первичном межличностном контакте (в %): 1 — внешние признаки осужденного, 2 — чувство тревоги, страха, недоверия подростка, 3 — потребность воспитанника в помощи и поддержке, 4 — восприятие осужденного, как личности, клиента, 5 — восприятие несовершеннолетнего как негативно значимого субъекта общения

Большинство психологов (31,7%), воспринимают несовершеннолетнего осужденного в процессе первичного межличностного контакта как испытывающего «чувство тревоги, страха, недоверия», «идущего на контакт с некоторой долей осторожности», «ведущего себя настороженно, напряженно», «находящегося в состоянии ситуативной тревожности». Данная категория отражает восприятие психологом актуального психоэмоционального состояния несовершеннолетнего, обусловленного ситуацией поступления в исправительное учреждение.

24,4% респондентов воспринимают несовершеннолетнего осужденного как подростка, «оказавшегося в сложной жизненной ситуации и нуждающегося в помощи и поддержке». Сложность ситуации для несовершеннолетнего воспитанника состоит в ее «неизвестности», «неопределенности ожиданий», которую он «не до конца понимает и осознает».

Восприятие осужденного как клиента, имеющего свои индивидуальные особенности («историю жизни», «установки», «взгляды, «принципы» и т. д.) прослеживается в 26,8% ответов психологов.

Восприятие несовершеннолетнего как негативно значимого субъекта общения характерно для 9,8% ответов опрошенных: «человек, который нарушил закон», «объект, с которым мне предстоит работать», «особая категория», «мне предстоит с ним работать», «к нему нужен подход».

Наименьшее количество психологов (7,3%) при встрече с воспитанником обращают внимание на внешние признаки осужденного (внешность, особенности одежды и пр.).

Анализируя полученные результаты, можно констатировать, что психологами воспринимается в первую очередь эмоциональное состояние подростка, его потребность в психологической помощи и поддержке.

На вопрос «Зачем, по Вашему мнению, нужно установление межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным?» психологи ответили (рис. 3):

1. для дальнейшего психологического сопровождения — 31,8%;

2. для установления доверительных отношений — 22,7%;

3. для сбора информации, необходимой для психолога — 16,7%;

4. для оптимизации эмоционального состояния подростка — 21,2%;

5. для оказания влияния на осужденного — 7,6%.

Рис. 3. Цель установления межличностного контакта (в %): 1 — для дальнейшего психологического сопровождения, 2 — для установления доверительных отношений, 3 — для сбора информации, необходимой для психолога, 4 — для оптимизации эмоционального состояния подростка, 5 — для оказания влияния на осужденного

Большинство психологов указывают, что межличностный контакт с несовершеннолетним осужденным устанавливается ими с целью дальнейшего психологического сопровождения (31,8%): «для формирования положительной мотивации последующих встреч»; «для «успешного продолжения работы с ним», «для дальнейшего психологического сопровождения».

22,7% респондентов отмечают, что межличностный контакт необходим им для установления доверительных отношений с подростком: «чтобы осужденный воспринимал психолога не как врага, а как заинтересованного человека», «вызвать доверие, расположить к себе», «для достижения доверительного отношения подростка к психологу».

С точки зрения 21,2% респондентов, оптимизация эмоционального состояния подростка также выступает одной из значимых целей межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным. В первую очередь, участники исследования указывают на «снятие ситуативной тревожности осужденного», «снижение эмоционального напряжения в ситуации взаимодействия».

16,7% психологов вступают в межличностный контакт с подростком с целью сбора о нем информации: «выявление личностных особенностей несовершеннолетнего», «наиболее полное раскрытие осужденного и понимание причин его поступков».

7,6% респондентов отметили, что в процессе межличностного контакта пытаются оказывать на него влияние.

Таким образом, основной целью установления межличностного контакта является создание условий для дальнейшего психологического сопровождения подростка. Для этого психологам необходимо установить доверительные отношения с осужденным, стабилизировать его эмоциональное состояние.

На вопрос сочинения: «Опишите последовательность Ваших действий по установлению межличностного контакта (стадии, этапы)?» психологи отметили от 2 до 7 этапов (рис. 4).

Рис. 4. Количество этапов установления межличностного контакта (в %), где БО — без обозначения этапов

Большинство психологов выделяют от 2 до 4 этапов в установлении межличностного контакта (66,6%), реже — от 5 до 7 этапов (20,5%). Часть респондентов (12,8%) не выделяеют этапы установления межличностного контакта: «объясняю цель визита», «заключаем соглашение», «на утренней проверке подхожу к вновь прибывшему несовершеннолетнему» «объясняю, кто я», «в течение дня подхожу к несовершеннолетнему», «вывожу из камеры в кабинет» и т. д.

Представленное психологами описание стадий сложно свести в единую систему. Однако можно выделить некоторые схожие моменты в выделении различных этапов.

Значительное количество респондентов (33,8%) выделяют этап завершения: «завершение контакта», «завершение беседы», «завершение общения».

Часть респондентов в качестве одного из первых этапов называют «знакомство» (31,2%), «снятие психологических барьеров» (17,9%); «представление» (15,6%), «приветствие» (13,0%).

Многие ответы психологов недостаточно структурированы: «прошу рассказать о себе», «рассказываю о том, что и для чего мы сейчас будем делать», «задаю вопросы и внимательно слушаю», «прошу рассказать что-то о себе» и т. д.

Таким образом, можно констатировать, что психологи имеют смутное, приблизительное представление об этапах установления межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным.

На вопрос «Какие приемы Вы использовали для установления межличностного контакта?» были получены следующие типы ответов психологов (рис. 5).

Рис. 5. Приемы, используемые для установления межличностного контакта (в %)

Наиболее часто упоминаемыми (20,2%) являются приемы «проявление доброжелательности» и «активное слушание». Большинству респондентов характерно проявление расположения, участия, открытости по отношению к воспитанникам, активная демонстрация понимания того, что тот говорит и чувствует.

8,3% ответов указывают на использование такого приема, как «психологическое поглаживание», а именно одобрение, подбадривание, поощрение.

Контакт глаз отмечен в 7,3% ответов респондентов. Следующим значимым приемом выступает проявление эмпатии, сочувствия, сопереживания (5,5%).

Бозоценочность восприятия указывается в 4,6% ответов респондентов, она предполагает «воздержание от оценок», «давления на совесть» и т. п.

По 3,7% приходится на такие ответы, как психологическая подстройка, наблюдение, заинтересованность, внимательное отношение к воспитаннику.

С психологической подстройкой перекликаются следующие указанные респондентами приемы: отзеркаливание (2,8%) и психологическое присоединение (2,8%).

Для установления контакта психологи используют также открытые позы (2,8%), проявляют общительность (2,8%), соблюдают комфортную для воспитанника дистанцию общения (2,8%).

Наименьшее количество утверждений (от 0,9 до 1,8%) приходится на следующие высказывания психологов: перефразирование, разговор на общую тему, повторение, демонстрация принятия, заражение позитивными эмоциями, вежливость, использование фраз единомыслия, местоимения «мы» и пр.

Таким образом, психологи используют при установлении межличностного контакта с подростком разнообразные приемы, среди которых сложно выделить собственно психологические техники. Это может свидетельствовать о том, что психологи используют приемы интуитивно, в зависимости от ситуации и личного опыта.

Результаты ответа на вопрос «Какие качества Вам помогли установить межличностный контакт?» приведены на рис. 6.

Рис. 6. Качества, помогающие в установлении межличностного контакта (в %): 1 — коммуникативная компетентность, 2 — доброжелательность, 3 — самообладание, 4 — эмпатия, 5 — профессиональный опыт, 6 — толерантность

Больше всего (33,9%), способствует установлению межличностного контакта, согласно мнению психологов, коммуникативная компетентность (коммуникабельность, общительность, открытость, заинтересованность в беседе, умение слушать и слышать и др.).

Значительная часть (21,7%) сотрудников при установлении межличностного контакта с осужденным уделяют внимание доброжелательности.

Самообладание, выдержку, терпение отметили 14,8% участников исследования.

Сочувствие, сопереживание, эмпатия встречаются в 12,2% ответов психологов.

9,6% психологов значимым качеством для установления контакта с подростком считают профессиональный опыт психолога, а именно, профессиональную компетентность, практические навыки психотерапии, практический опыт работы.

7,8% сотрудников считают, что для установления межличностного контакта необходимы толерантность, умение воспринимать и принимать клиента независимо от того, кем он является, безоценочное принятие.

Таким образом, при установлении межличностного контакта с подростком психологи опираются преимущественно на коммуникативные способности и самообладание.

Ответы психологов на вопрос сочинения «Как Вы определили, что установили с несовершеннолетним осужденным межличностный контакт?» приведены на рис. 7.

Рис. 7. Индикаторы установления контакта с несовершеннолетним осужденным (в %): 1 — открытость в общении (вербальные признаки), 2 — проявление несовершеннолетним инициативы, 3 — открытость в общении (невербальные признаки), 4 — проявление доверия к психологу, 5 — мотивация на дальнейшую работу, 6 — оптимизация эмоционального состояния

На установление межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным, согласно мнению психологов, указывают вербальные (37,1%) и невербальные (27,8%) признаки открытости в общении.

К вербальным признакам открытости в общении были отнесены развернутые, подробные, открытые ответы осужденного, готовность к диалогу, легкость рассказа о себе и т. д.

К невербальным признакам открытости в общении были отнесены: улыбка, открытые позы и жесты, зрительный контакт, открытый прямой взгляд, расслабленная поза осужденного.

Важным показателем успешности установления межличностного контакта является проявление воспитанником инициативы при взаимодействии с психологом (12,4%).

11,3% участников исследования считают, что показателем установленного межличностного контакта является высказывание подростком желания продолжать дальнейшую психологическую работу.

На оптимизацию эмоционального состояния осужденного (спокойный эмоциональный фон, снижение психологического напряжения и др.) указали 9,3% психологов.

Наименьшее количество психологов (2,1%) отмечают, что показателем установления контакта является доверие психолога к осужденному.

Таким образом, признаками установления контакта с подростком являются открытость в общении, инициатива и желание продолжать работу с психологом.

Большинство психологов (51,9%) в качестве результата межличностного контакта с подростком видят готовность осужденного к дальнейшему участию в психологических мероприятиях (рис. 8).

Рис. 8. Результат межличностного контакта, 1 — готовность к дальнейшему участию в психологических мероприятиях, 2 — оптимизация эмоционального состояния подростка, 3 — установление доверительных отношений, 4 — формирование установок на законопослушное поведение, 5 — сбор информации необходимой для психолога

Примерами подобных высказываний могут являться: «мотивация на дальнейшую работу с психологом», «дальнейшая продуктивная работа с психологом», «готовность к дальнейшей работе с психологом», «активное участие в психологических мероприятиях», «обращение за психологической помощью».

Установление доверительных отношений является результатом межличностного контакта в 17,3% ответов психологов. К ответам данной категории относятся: «дальнейшее открытое общение с психологом», «доверительное отношение», «открытость», «откровенность», «получение обратной связи». Важно отметить, что респонденты указывают на доверительное отношение не только к психологу, но и к другим сотрудникам учреждения.

Сбор необходимой для психолога информации упоминается в 15,4% случаев. В данную категорию относится в том числе изучение личности несовершеннолетнего.

11,5% в качестве результата межличностного контакта указывают оптимизацию состояния подростка: оптимизация эмоционального фона осужденного, снижение тревожности, эмоциональный отклик.

Формирование у осужденного установок на законопослушное поведение отмечают 3,8% респондентов.

Таким образом, главным результатом установления межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным, согласно мнению психологов, является готовность воспитанника к психологическим мероприятиям.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.

1. Межличностный контакт для психологов представляет собой оказание психологической помощи несовершеннолетнему осужденному в процессе специально организованного общения.

2. При установлении межличностного контакта психологи обращают внимание на эмоциональное состояние подростка, его потребность в психологической помощи и поддержке.

3. Основной задачей установления межличностного контакта является создание условий для дальнейшего психологического сопровождения подростка.

4. Психологи имеют приблизительное представление об этапах установления межличностного контакта с подростком, их последовательности и специфике.

5. Психологи используют при установлении межличностного контакта с подростком разнообразные приемы, среди которых сложно выделить собственно психологические техники.

6. Установление межличностного контакта с подростком зависит от коммуникативных качеств и самообладания психолога.

7. Признаками установления контакта с подростком являются открытость в общении, инициатива и желание продолжать работу с психологом.

8. Главным результатом установления межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным является готовность воспитанника к дальнейшей психологической работе.

Литература

  1. Доценко Е.Л. Семантика межличностного общения: дисс. … докт. психол. наук. М., 2000. 202 с.
  2. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 488 с.
  3. Миронова О.И. Социально-психологическая концепция вынужденных контактов: дисс. … докт. психол. наук. М., 2014. 361 с.
  4. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 352 с.
  5. Ушков Ф.И. Психологические характеристики осуществления межличностных контактов психологов ФСИН России и несовершеннолетних осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2017. № 7. С. 22—26.
  6. Филонов Л.Б. Психологические аспекты установления контактов между людьми: (Методика контактного взаимодействия). Пущино: НЦБИ АН СССР, 1982. 40 с.
  7. Mironova O.I., Pluzhnikova N.I. Social and Psychological Factors of the Compelled Choice of Profession // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2014. Vol. 2(10). P. 147—156.

Информация об авторах

Миронова Оксана Ивановна, доктор психологических наук, доцент, профессор департамента психологии факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), профессор, департамент психологии и развития человеческого капитала, факультет соци-альных наук и массовых коммуникаций, Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4822-5877, e-mail: mironova_oksana@mail.ru

Ушков Федор Игоревич, старший преподаватель кафедры экстремальной психологии факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ М.В. Ломоносова), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7964-7848, e-mail: ushkov.f.i@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1476
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 311
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1