Концептуально-институциональные основы профессиональной идентификации психологов-реабилитологов (на примере разработки магистерской программы по направлению «Психологическая реабилитация в социальной сфере») 233
Щербакова А.М. кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8932-4102 e-mail: shcherbakova.a.m@eyandex.ru
В статье описан опыт МГППУ в разработке и реализации программ подготовки магистров, компетентных в сфере психологической реабилитации. Предложена модель деятельности психолога-реабилитолога, основной задачей которого понимается вовлечение реабилитанта в решение задач своей судьбы, в результате чего тот становится субъектом собственной активности. Представлена оригинальная магистерская программа «Психологическая реабилитация в социальной сфере», ориентированная на подготовку квалифицированных кадров для работы в области восстановления психического здоровья и эффективного социального поведения детей и взрослых уязвимых категорий, в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья, разработанная в соответствии с обновляющейся нормативной базой и требованиями профессионального стандарта специалиста по реабилитации в социальной сфере.
Базарова Т.С. Психологические характеристики
профессиональной компетенции социального работника // Вестник Бурятского
государственного университета. 2012. № 5. С. 107—112.
Братусь Б.С. Психология в моей жизни: Интервью //
Мир психологии и психология в мире. 1994. № 1. С. 74—85.
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром
выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
Жигарева Н.П. Разработка и научное обоснование
комплексной реабилитации инвалидов в психоневрологических учреждениях системы
социальной защиты: автореф. дисс. д-ра мед. наук. М.: МСЭ, 2013. 41с.
Жизнеспособность человека: индивидуальные,
профессиональные и социальные аспекты: коллективная монография / Отв. ред. А.В.
Махнач, Л.Г. Дикая; Российская академия наук; Институт психологии РАН. М.:
Институт психологии РАН, 2016. 755 с.
Жизнь с достоинством (сопровождаемое проживание): практ.
пособие // Под ред. А.М. Царева. М.: Перо, 2017. 272 с.
Концепция совершенствования государственной системы
медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (утв. Минтрудом
России): МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ [Электронный ресурс].
https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-sovershenstvovanija-gosudarstvennoi-sistemy-mediko-sotsialnoi-ekspertizy-i/
(дата обращения: 20.08.2019).
Лебедева А.А. Качество жизни лиц с ограниченными
возможностями здоровья: от средового подхода к личностному [Электронный ресурс]
// Культурно-историческая психология. 2012. № 1. С. 83—91. URL:
https://psyjournals.ru/kip/2012/n1/51338.shtml
(дата обращения 30.05.19).
Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Жизнестойкость как
составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и
диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. . М.: Смысл, 2011. 680 с.
С.178-210.
Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал:
его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический
журнал. 2008. Т. 22. № 1.
Маркова А.К. Психология профессионализма. М.:
Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.
Международная Конвенция о Правах инвалидов: Генеральная
Ассамблея ООН от 13 декабря 2006 года [Электронный ресурс] //
Информационно-правовое обеспечение «ГАРАНТ». URL:
https://base.garant.ru/2565085/
(дата обращения 30.05.19)
Нормализация жизни в закрытых учреждениях для людей с
интеллектуальными и другими функциональными нарушениями: теоретические основы и
практический опыт: [сборник] / [Сост. К. Грюневальд]; под ред. Карла
Грюневальда; [пер. со швед. А. Львовского]. СПб.: Санкт-Петербургский Ин-т
раннего вмешательства, 2003. 144 с.
Нормализация жизни и социальное сопровождение детей и
взрослых с нарушениями в развитии [Социальное обслуживание семей и детей:
науч.-метод. сб. Вып. 6] // Под ред. В.Л. Рыскиной. СПб.: СПбГБУ «Городской
информационно-методический центр «Семья», 2015 216 с.
О ратификации Конвенции о правах инвалидов: Федеральный
закон от 5 марта 1999 г. №46-ФЗ [Электронный ресурс] // Информационно-правовой
портал «ГАРАНТ». URL:
https://base.garant.ru/70170066/
(дата обращения: 12.05.2019).
Министерство юстиции Российской Федерации. Приказ Минтруда
России от 18.11.2013 № 681н. «Об утверждении профессионального стандарта
«Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере»» (Зарегистрировано в
Минюсте РФ 19.12.2013 N 30658): [Электронный ресурс]. URL:
https://minjust.consultant.ru/documents/8394 (дата обращения:
20.08.2019).
Ослон В.Н. Эколого-динамический подход к
психологическому сопровождению замещающей семьи // Психологическая наука и
образование. 2011. № 1. C. 27—38.
Ослон В.Н., Селенина Е.В., Шехорина А.В.
Профессиональный стандарт специалиста по реабилитационной работе как механизм
институционализации реабилитационной деятельности в России [Электронный ресурс]
// Психолого-педагогические исследования. 2013. № 3. URL:
http://psyedu.ru/journal/2013/3/Oslon_Selenina_Shehorina.phtml (дата обращения:
25.07.2019).
Ослон В.Н., Щербакова А.М. Возможности и
перспективы внедрения нового профессионального стандарта специалиста по
реабилитационной работе в социальной сфере // Межведомственные модели оказания
социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения
профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М.:
ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. — 268 с. С. 112—116.
Панков Д.Д. Реабилитология как самостоятельная
область деятельности, формирующаяся на межотраслевой основе [Электронный
ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2012. № 4. URL:
https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n4/57114.shtml (дата обращения:
28.07.2019).
Рогачева Т.В. Этапы и задачи комплексной
реабилитации пациента реабилитационного центра (к постановке проблемы)
[Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн.
2015. № 6(35). URL: http://mprj.ru (дата
обращения: 05.05.2019).
Франкл В. Человек в поисках смысла: сб.: пер. с
англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А.
Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368с.
Шапиро Б.Ю. Предметно-профессиональная подготовка
социальных работников: задачи, содержание, организация // Социальная работа.
1992. Вып. 5. С. 32—43.
Шеманов А.Ю., Попова Н.Т. Инклюзия в
культурологической перспективе // Психологическая наука и образование. 2011. №
1. С. 32—75.
Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности
социального работника как профессионала. М.: Дашков и К, 2004. 196 с.
Щербакова А.М. Другие в нашей культуре: специфика
отношения // Междисциплинарный научно-практический журнал «Синдром Дауна. XXI
век». 2015. № 2(15). С. 23—28.
Щербакова А.М. Подготовка студентов-психологов к
работе с терминальными больными (в рамках специализации «Психологическая
реабилитация») [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.
2010. № 5. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/Schernakova.shtml (дата
обращения: 28.07.2019).
Щербакова А.М. Психологическая реабилитация:
содержание деятельности и подготовка специалистов (израильская модель)
[Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. № 1. URL:
https://psyjournals.ru/psyclin/2012/n1/49974.shtml (дата обращения:
26.07.2019).
Щербакова А.М. Субъективная оценка качества жизни
молодыми инвалидами с ментальной недостаточностью [Электронный ресурс] //
Психологическая наука и образование: электронный журнал. № 4. URL:
http://psyedu.ru/journal/2012/4/3142.phtml
(дата обращения: 03.05.2017).
Antonovsky A. Personality and health: Testing the
sense of coherence model // Personality and disease / H.S. Friedman (Ed.). New
York: John Wiley & Sons, 1990. Pp. 155—177.
Bronfenbrenner U. The ecology of human development.
Cambridge: MA, 1979. 330 p.
European Coalition for Community Living: Focus on the
Right of Children with Disabilities to Live in the Community // Focus Report of
the European Coalition for Community Living. November 2006. 24 p.
Hobfoll S.E. The Influence of Culture,
Community, and the Nested-Self in the Stress Process: Advancing Conservation of
Resources Theory // Applied Psychology: An International Review, 2001.
50 (3), 337—421.
Nirje B. The Normalization Principle and Its Human
Management Implications // The International Social Role Valorization Journal.
1994. Vol. 1. № 2. P. 19—23.
Walls M., D’Eath M., HodginsМ.,
CroninМ. Quality of Life of Young People with Intellectual
Disability in Ireland // Quality of Life – Interim Report – May 2003.
URL: https://www.nuigalway.ie/our-research/people/margarethodgins/ (дата
обращения: 20.08.2019).