Вихристюк О.В. кандидат психологических наук, руководитель Центра экстренной психологической помощи, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5982-1098 e-mail: vihristukov@mgppu.ru
Гаязова Л.А. кандидат психологических наук, младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Психологическая культура и безопасность в образовании», ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0542-6687 e-mail: gayazova_l@mail.ru
Банников Г.С. кандидат медицинских наук, заведующий лаборатории НИЛ "научно-методическое обеспечение экстренной психологической помощи" Центра экстренной психологической помощи, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия e-mail: bannikov68@mail.ru
В работе представлены результаты изучения проблем подготовки педагогов-психологов образовательных организаций к реализации деятельности по превенции суицидального поведения подростков и молодежи, полученные на основании опроса педагогов-психологов и экспертов. Определены направления деятельности, по которым специалисты отмечают наибольшие затруднения, в первую очередь это кризисное консультирование обучающихся группы риска и оказание экстренной психологической помощи субъектам образовательной среды (в ситуации угрозы суицида). Показано, что педагоги-психологи заинтересованы в системной профессиональной поддержке; наличии проработанных алгоритмов межведомственного взаимодействия; стандартах, регулирующих содержание деятельности; повышении ответственности (в том числе правовой) родителей по выполнению рекомендаций педагога-психолога. На основании полученных данных сформулированы требования к организации и содержанию программ дополнительного образования для педагогов-психологов образовательных организаций по проблемам превенции суицидального поведения подростков и молодежи.
Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных
ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): метод.
рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006. 96 с.
Марголис А.А., Коновалова И.В. Критерии
профессиональной компетентности педагога-психолога // Психологическая наука и
образование. 2010. № 1. С. 13—20.
Сборник памяток для администрации, педагогов (классных
руководителей) образовательных организаций города Москвы по профилактике
суицидального поведения среди обучающихся / Под ред. О.В. Вихристюк. М.: ГБОУ
ВПО МГППУ, 2015. 55 с.
Armistead L.D., Castillo J.M., Curtis M.J., Chappel A.,
Cunningham J. School Psychologists’ Continuing Professional Development
Preferences and Practices // Psychology in the Schools. 2013. Vol. 50(4). P.
415—432.
Brown J.A., Goforth A.N., Machek G. School
Psychologists’ Experiences with and Training in Suicide Assessment: Challenges
in a Rural State // Contemporary School Psychology. 2018. Vol. 22(2). P.
195—206.
Debski J., Spadafore C.D., Jacob S., Pool, D A. Hixson
M.D. Suicide intervention: Training, roles, and knowledge of school
psychologists [Электронный ресурс] // Psychology in the Schools. 2007. Vol.
44(2). P. 157—170. URL: https://doi.org/10.1002/pits.20213. (дата обращения
05.07.2019).
Eckert T.L., Miller D.N., DuPaul G.J., Riley-Tillman
T.C. Adolescent Suicide Prevention: School Psychologists’ Acceptability of
School-Based Programs // School Psychology Review. 2003. Vol. 32(1). P.
57—76.
Hellmuth J. Are schools the best places to provide
mental health services? // Brown University Child & Adolescent Behavior
Letter. 2018. Vol.34(5). P. 1—6.
Lecapitaine D J. Role of the School Psychologist in
the Treatment of High-Risk Students // Education. 2000. Vol. 121(1). P.
73—79.
Liebling B.D.E., Jennings H.R. The Current Status
of Graduate Training in Suicide Risk Assessment // Psychology in the Schools.
2013. Vol. 50(1). P. 72—86.
Nickerson A.B., Zhe E.J. Crisis Prevention and
Intervention: A Survey of School Psychologists [Электронный ресурс] //
Psychology in the Schools. 2004. Vol. 41(7). P. 777—788. URL:
https://doi.org/10.1002/pits.20017. (дата обращения 05.07.2019).
SantosD.C.,MenezesA.B.,BorbaA.,RamosC.C.,Costa,T.D. Mapeamento de competências do psicólogo
escolar [Электронный ресурс] // Psicologia Escolar e Educacional. 2017. Vol.
21(2). P. 225-234. URL: https://doi.org/10.1590/2175-3539201702121109. (дата
обращения 05.07.2019).
Stein-ErichsenJ.L. (2010). School Psychologists' Confidence Level
with Suicide. Intervention and Prevention in the Schools. (Doctoral
dissertation). Philadelphia College of Osteopathic Medicine.
Stone D.M., Crosby A.E. Suicide Prevention //
American journal of lifestyle medicine. 2014. Vol. 8(6). P. 404—420.
doi:10.1177/1559827614551130
Suld, S., Loker T., Friedrich A., Sundman A.,
Cunningham J., Saari B., Schatzberg T. Improving School Psychologists’
Knowledge and Confidence Pertinent to Suicide Prevention through Professional
Development // Journal of Applied School Psychology. 2010. Vol. 26(3). P.
177—197.
Taylor J.M., Neimeyer G.J., Rossen E. Continuing
professional development (CPD) practices among clinical psychologists and
school psychologists. In D. St. Stoyanov & R.-D. Stieglitz (Eds.),
Psychology research progress. New developments in clinical psychology research.
UK: Nova Science Pub Inc.; 2015. P. 221—237.