Развитие эмоционального интеллекта, психологической границы личности и самоотношения у будущих специалистов-психологов (на примере студентов факультета юридической психологии МГППУ)

498

Аннотация

В работе приводятся результаты эмпирического исследования, представляющего собой формирующий эксперимент, проведенный в форме психологического тренинга, основными задачами которого являлись создание и проведение тренинговой программы, направленной на развитие эмоционального интеллекта, психологической границы и самоотношения личности студентов-психологов. Выборку составили 50 студентов (10 человк составили экспериментальную и 40 в выборки), обучающихся на факультете юридической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. Основной гипотезой работы стало предположение о том, что такая форма развивающей психологической деятельности, как групповой тренинг, способна оказывать существенные качественные изменения на развитие эмоционального интеллекта, психологической границы личности и самоотношения в юношеском возрасте. В ходе исследования были получены данные, демонстрирующие различные изменения, произошедшие входе формирующего эксперимента с каждым испытуемым. В целом, можно говорить, что проведенный формирующий эксперимент оказал определенное влияние на эмоциональный интеллект, психологическую границу личности и самоотношение студентов-психологов.

Общая информация

Ключевые слова: психологический тренинг, психологическая граница личности, эмоциональный интеллект, самоотношение

Рубрика издания: Проблемы подготовки специалистов по юридической психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090305

Для цитаты: Дегтярёв А.В., Дегтярева Д.И. Развитие эмоционального интеллекта, психологической границы личности и самоотношения у будущих специалистов-психологов (на примере студентов факультета юридической психологии МГППУ) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 57–71. DOI: 10.17759/psylaw.2019090305

Полный текст

Согласно различным образовательным стандартам специалист-психолог должен обладать широким спектром компетенций, заключающимся в знаниях, умениях и навыках, которыми студент должен овладеть в процессе обучения в высшем учебном заведении. Однако в современном представлении, компетентность должна отождествляться не только со знаниями, умениями и навыками, поскольку является более широким понятием, являющимся, по сути, синтезом когнитивной, предметно-практической, мотивационной, ценностной и личностной составляющих данного понятия. Компетентность можно определить как глубокую и устойчивую личностную характеристику, позволяющую субъекту реализовывать полученные знания, умения, навыки и жизненный опыт в различной своей комбинации в зависимости от решаемого рода задач и стандартов их выполнении, заданных внутри определенного когнитивного и социального контекстов [4; 12]. Однако, несмотря на это, в большинстве современных образовательных стандартов недостаточно внимания уделено аспектам личности будущего специалиста, т. е. вопросам о том, каким должен быть эффективный психолог в своей деятельности, какими личностными особенностями он должен обладать.

До сих пор остается недостаточно изучено, какие же личностные особенности необходимы будущему специалисту-психологу в первую очередь.

В данном исследовании предлагается рассмотреть несколько конструктов, которые могли бы составить фундамент, для развития профессионального «Я» будущего специалиста-психолога. Этими конструктами являются «Эмоциональный интеллект» и «Психологическая граница личности» и «Самоотношение».

Концепция эмоционального интеллекта в последние десять лет, активно развивается, существует множество подходов к определению данного феномена и его структуры [1]. В данной работе эмоциональный интеллект будет пониматься как совокупность способностей для понимания своих и чужих эмоций и управления ими. Cпособность к пониманию эмоций и управлению ими очень тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, с интересом к внутреннему миру других людей и, в первую очередь, к своему собственному. В связи с этим, становится очевидным, что будущий специалист-психолог обязан обладать высоким уровнем эмоционального интеллекта [8;9].

Как и эмоциональный интеллект, психологическая граница личности так же связана с взаимодействием человека с окружающим миром и самим собой [7]. Для специалиста психолога крайне важно уметь не только вступать в контакт, но и уметь находиться достаточное время в этом контакте, что порой может отнимать достаточно сил и внутренних ресурсов. Именно поэтому для гармоничного и здорового взаимодействия с собой, и другим важно формировать оптимальную психологическую границу личности. По сути, психологическая граница – это механизм психики, который определяет, как в каждой конкретной ситуации поступить с внутренними или внешними импульсами: остановить, пропустить, отдать и т. п. Таким образом, развитие психологической границы личности позволит специалисту психологу не просто выполнять определенные действия, которым он научился, но и быть конгруэнтным в процессе работы [5; 6].

Последним, но не менее значимым конструктом для данной работы, необходимым для успешной профессиональной психологической деятельности является «Самоотношение» [3]. Самоотношение в отечественной психологии изучается достаточно давно, однако, до сих пор остается спорным вопрос о его структуре и компонентах [10]. В данном исследовании самоотношение рассматривается как аффективный компонент самосознания, основными единицами которого являются эмоциональные компоненты – самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, образующие эмоциональное пространство, в котором разворачиваются соответствующие действия. Самоотношение как формирующееся у субъекта отношение к самому себе может быть позитивным (способствующим самореализации), негативным (препятствующим самореализации) и конфликтным (способствующим и препятствующим реализации одновременно) [11].

Очевидно, что эффективный в своей деятельности будущий специалист-психолог должен обладать не только в целом позитивным самоотношением, но и позитивным  профессиональным самоотношением, которое составляет большую часть профессиональной самоидентичности, очевидно, что  профессиональное и личностное самоотношение связаны друг с другом весьма тесно.

В настоящее время существует большое количество форм и методов, рекомендованных для проведения обучающих занятий в высших учебных заведениях, однако, одной из самых эффективных, способных приводить к качественным изменениям описанных выше личностных конструктов, на наш взгляд, была и останется форма групповой тренинговой работы.

Основными целями формирующего эксперимента описываемого в данном исследовании были выделены:

1. развитие внутриличностного эмоционального интеллекта;

2. развитие межличностного эмоционального интеллекта;

3. развитие функций психологической границы личности;

4. развитие позитивного самоотношения.

Формирующий эксперимент был организован в форме групповой тренинговой работы. Тренинговая программа была рассчитана на 40 часов, занятия проходили один раз в неделю, в течение 10 недель. Каждое занятие  было продолжительностью в 4 часа. Экспериментальную группу (участники тренинга) составили 10 человека (6 девушек, 4 юноши) в возрасте 18-19 лет, контрольная группа составили 40 респондентов того же возраста (20 юношей и 20 девушек). В экспериментальную группу отбирались испытуемые исходя из их интереса и желания к саморазвитию. Непосредственно перед первым тренинговым занятием и через месяц после окончания программы, было проведено диагностическое исследование всех групп респондентов по следующим психодиагностические методикам:

1.        Опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев);

2.        Методика диагностики психологической границы личности Т.С. Леви;

3.        Тест эмоционального интеллекта Д.В. Люсина.

Диагностическое исследование так же включало в себя психологическое интервью с каждым участником экспериментальной группы, которое проводилось индивидуально. Основной целью интервью было фиксация качественных субъективных оценок и мнений участников относительно своих особенностей эмоционального интеллекта, психологической границы личности и самоотношения.

Тематический план проведенного формирующего эксперимента (программы тренинговых занятий) представлял собой выполнение большого количества задач, которые были разбиты на основные и дополнительные. Дополнительными задачами каждого занятия являлись:

· развитие способности к осознанию своих и чужих эмоций;

· развитие способности в дифференциации чувств, эмоций и мыслей;

· развитие способности к эффективному выражению своих эмоций.

Данное условие связано с тем, что в описываемой тренинговой программе развитие выше представленных способностей происходит в основном в групповых обсуждениях (шерингах), и не является целями развивающих упражнений, на которых строится программа.

Основные задачи распределялись по дням тренинговой программы следующим образом:

· 1 день: развитие самоинтереса и самоуважения.

· 2 день: развитие невпускающей функции психологической границы личности;

· 3 день: развитие самопринятия и доверия к себе.

· 4 день: развитие проницаемой функции психологической границы личности;

· 5 день: развитие самоинтереса и самоуважения.

· 6 день: развитие вбирающей функции психологической границы личности;

· 7 день: развитие отдающей психологической границы личности;

· 8 день: развитие сдерживающей психологической границы личности;

· 9 день: развитие самоинтереса и самоуважения.

· 10 день: развитие спокойно-нейтральной психологической границы личности.

Полученные результаты исследования можно разбить на два блока. Вначале будут анализироваться полученные средние значения по каждой из методик, а так же результаты проведенного статистического анализа данных (t-критерий Стьюдента для связанных выборок для уровня значимости 0,05). Затем будут представлены основные результаты качественного анализа изменений изучаемых личностных конструктов.

Перед анализом результатов экспериментальной группы важно уточнить, что результаты контрольной группы до и после проведенной программы не показали значимых различий.

Исходя из полученных данных по тесту Д.В. Люсина (рис.1) можно отметить, что по всем шкалам присутствуют различные изменения в экспериментальной группе до и после проведения программы, однако, более значимые отражены по шкалам «Общий уровень эмоционального интеллекта», «Понимание своих эмоций» и «Внутриличностный эмоциональный интеллект». Тенденция к развитию по данным показателям подтверждается проведенной статистической обработкой данных.

Рис. 1. Средние значения по тесту эмоционального интеллекта Д.В. Люсина.

Данное утверждение подтверждает так же качественный анализ результатов интервью с испытуемыми, каждый из которых сообщил, что заметил изменения, связанные с данными шкалами, произошедшие с ним в процессе прохождения тренинговой программы. Испытуемые утверждают, что после участия в исследовании каждый из них стал больше замечать смену своих эмоциональных состояний, повысился уровень дифференциации базовых эмоций и чувств, а так же все испытуемые стали способны эффективнее контролировать и выражать свои «негативные» эмоциональные проявления.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Средние значения по опроснику самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев).

Результаты, полученные по методикам В.В. Столина, С.Р. Пантелеева (рис. 2) и Т.С. Леви (рис. 3), не имеют статистических оснований для того, чтобы говорить о каких-либо значимых изменениях, однако наблюдение, проводимое на протяжении всего эксперимента и оба интервью (выходное и выходное) показывают, что изменения все же существуют и нуждаются в качественном, подробном описании.

Для соблюдения психологической этики всем участникам тренинга присвоены порядковые номера.

Рис. 3. Средние значения по методике диагностики психологической границы личности Т.С. Леви.

Участник № 1

Результаты до и после тренинга по методике «Диагностика психологической границы личности» участника № 1 свидетельствуют о том, что все функции психологической границы, кроме «спокойно-нейтральной» изменились. Можно сказать, что участник № 1 был одним из наиболее активных участников тренинга, который всегда высказывал свое мнение, встречая в ответ как положительную, так и отрицательную обратную связь. Интересно заметить, что функция границы, отвечающая за умение находиться в спокойном состоянии, после тренинга снизилась. Такие изменения могут быть связанны с тем, что изначально данная функция у участника № 1 была развита на среднем уровне, и, встречаясь при групповом взаимодействии, с обсуждением тех тем, которые значимы для участника № 1, ему было трудно оставаться «в стороне», он активно отстаивал свое мнение и прилагал большое количество энергии. Возможно, упор на усиление и развитие таких функций психологической границы, как например, не впускающей и сдерживающей, не позволило участнику поддержать на том же уровне, или повысить спокойно-нейтральную функцию психологической границы, что так же подтверждают полученные результаты по остальным методикам.

У участника № 1 повысились показатели по шкалам «Управление своими эмоциями», «Контроль экспрессии», «Самоценность» и «Внутренняя конфликтность». Это может свидетельствовать о том, что участник № 1 был открыт и мотивирован к активному взаимодействию в группе, но присущие ему нонконформизм и конфликтность не позволили в большей степени прочувствовать «Другого», а сосредоточили его внимание на управлении собственными эмоциями и сдерживании своей внутренней энергии.

Участник № 2

Результаты до и после тренинга по методике «Диагностика психологической границы личности» участника № 2 говорят о том, что показатели по таким функциям психологической границы как «не впускающая», «вбирающая», «отдающая» и «спокойно-нейтральная» повысились, а «сдерживающая» функция психологической границы значительно снизилась.

Данного участника можно охарактеризовать как спокойного, сдержанного, не смелого в социальных коммуникациях. Участник № 2 долго «втягивался в коллектив», иными словами, ему было трудно начать говорить о себе, своих чувствах, проявить инициативу в упражнениях, он был скорее ведомым, чем ведущим. Однако не редко было заметно его желание начать разговор, высказать свое мнение, выплеснуть негативные эмоции на шеринге. Можно предположить, что участник № 2 активно подавлял свои внутренние эмоции, чувства, желания. Со временем, встречая одобрение остальных участников, наблюдая за их поведением и понимая то, что «здесь и сейчас» он не только может, но и имеет право на выражение «себя»,  участник № 2 постепенно начал говорить не только о «позитивных» чувствах и качествах, но и о «негативных», таких как раздражение, злость, разочарование.

Анализируя полученные данные участника №2 по остальным методикам до и после тренинга, можно говорить о том, что самораскрытие участника позволило ему не только развить вышеперечисленные функции психологической границы, но и лучше понимать и управлять эмоциональными состояниями других людей. Ощущение внутреннего права на самораскрытие и некую самореализацию способствовало понижению показателей по сдерживающей функции психологической границы и  лучшему пониманию своих эмоций. Осознавая, что в ходе тренинговых занятий он имеет право на проявление своих чувств, выражение собственного мнения и того, что он не может, или не привык делать в повседневной жизни, ему нет необходимости сдерживать свою внутреннюю энергию, а наоборот он может ее «выплеснуть».

Участник № 3

Показатели после тренинга по методике «Диагностика психологической границы личности» участника № 3 по шкалам «не впускающая», «проницаемая», «вбирающая» и «отдающая» снизились. Результаты по шкале «спокойно-нейтральная» стали значительно выше после тренинга.

Полученные результаты интересны и весьма неоднозначны, так как можно утверждать, участник № 3 до конца так и не адаптировался в группе. Можно отметить, что для данного участника в принципе характерна осторожность, недоверчивость и скромность. В купе с посещаемостью (6 занятий из 10), и в особенности с пропущенным завещающим занятием, участник № 3 так и не смог до конца «влиться» в группу, что могло сказаться на понижении результатов по вышеперечисленным функциям психологической границы личности. Однако важно отметить и положительные тенденции, например значительное повышение результатов по спокойно-нейтральной функции психологической границы, а так же повышение результатов по шкалам «Управление своими эмоциями» и «Управление чужими эмоциями», «Самоинтерес». Скорее, мотивация самого участника была в большей мере направлена на изучение собственных конструктов, эмоций, поведения, нежели других. Таким образом, тренинговая программа способствовала умению находиться в спокойном состоянии, немотивированном на активное взаимодействие с окружающими людьми, и умению управлять своим эмоциональным состоянием, а так же проявлять большую заинтересованность в своем состоянии.

Участник № 4

Результаты до и после тренинга по методике «Диагностика психологической границы личности» участника № 4 по шкалам «вбирающая», «отдающая» и «сдерживающая» повышены после тренинга, остальные функции находятся на том же уровне.

До тренинга участнику № 4 сложнее удавалось просить о помощи, открыто заявлять о своих чувствах и потребностях, проявлять себя в обществе, а так же сдерживать внутреннюю энергию. Обратившись к результатам по остальным методикам, можно увидеть повышение результатов по шкалам «Понимание своих эмоций», «Управление своими эмоциями»», «Понимание чужих эмоций», «Самоценность», «Самопринятие», «Самопривязанность».

Участник № 4 активно участвовал во всех упражнениях и взаимодействовал со всеми участниками группы. Не смотря на возникающие трудности в выполнении некоторых упражнений, участник № 4 старался опираться на поддержку остальных участников и тренеров группы, активно проявляясь в группе.

Участник № 5

Результаты до и после тренинга по методике «Диагностика психологической границы личности» участника № 5, демонстрируют повышение значений показателей по всем функциям психологической границы личности. Таким образом, можно сказать, что после тренинга у участника № 5 сформировалась близкая к оптимальной психологическая граница личности. За время тренинговой программы, у участника наблюдалась положительная динамика в понимании и управлении своими чувствами и чувствами других. Эмоциональное состояние участника стало более спокойным и стабильным.

Результаты, полученные по опроснику самоотношения указывают на положительные изменения в таких шкалах как «Самопринятие» и «Самоуверенность».

Участник № 6

Результаты по методике «Диагностика психологической границы личности» участника № 6 по шкалам «не впускающая» и «вбирающая» выше после тренинга, а по «проницаемая», «сдерживающая» – ниже. Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что до тренинга участник № 6 лучше сдерживал внутреннюю энергию, идентифицировал себя с другими людьми и мог находиться в спокойном состоянии. Особый интерес представляет проницаемая функция психологической границы, так как ее результаты снизились более чем в два раза. Напомним, что проницаемая функция – способность границы пропускать внешние воздействия. Такое «растворение» границы возможно, если человек уверен в себе и испытывает доверие к Другому. Такое резкое падение данной функции границы, на фоне возрастания не впускающей (не впускающая функция – граница непроницаема для внешних воздействий, если эти воздействия оцениваются как вредные) может быть связанно с тренингом косвенно. Участник № 6 находился в напряженных, конфликтных отношениях с другим участником группы. Возможно, неспособность абстрагироваться от данных обстоятельств и ощущение отсутствия безопасного пространства в группе послужило такому резкому внешнему «закрытию» участника № 6. В ходе тренинговой программы он был не многословен, статичен, сдержан.

Однако, результаты по методике «Тест эмоционально интеллекта», свидетельствует о том, что в ходе тренинга у участника № 6 повысился уровень внутриличностного интеллекта. Можно предположить, что внешние обстоятельства помешали участнику № 6 открыться и проявить больший интерес к «Другому», однако он смог лучше понять причины своих эмоций, научиться выражать их вербально, и с большей эффективностью управлять своим эмоциональным состоянием. Это подтверждает повышение показателей по шкалам опросника самоотношения «Самоинтерес», «Самопонимание», и понижение уровня шкалы «Ожидаемое отношение от других».

Участник № 7

Полученные данные по методике «Диагностика психологической границы личности» участника № 7 представляют особый интерес, так как на первых этапах тренинговой программы участник № 7 активно выражал позицию, в которой утверждал, что он как личность не представляет интереса для окружающих. По его словам, его не понимают, и хотя у него есть желание помогать другим и делиться с ними своим опытом, но он не уверен, что таковой имеется. В ходе тренинга другие участники активно обращались к участнику № 7 и не раз выражали мнение, что он и его мысли представляют интерес для группы. На последних занятиях, сам участник № 7 начал отступать от своей прежней позиции, и соглашаться с тем, что в группе он находит то понимание, которого ему недоставало в повседневной жизни.

Таким образом, можно предположить, что тренинг повлиял на изменение вышеперечисленных функций психологической границы. Участник № 7 почувствовав собственную значимость и поддержку группы смог развить функции границ, задачей которых пропускать внутренние импульсы (отдающая функция) и пропускать внешние воздействия (проницаемая функция), а так же возможность находиться в спокойном состоянии и при том чувствовать себя комфортно (спокойно-нейтральная функция). Видимо для развития данных функций, участнику № 7 было необходимо снизить «оборону» по средствам снижения не впускающей (граница непроницаема для внешних воздействий) и вбирающей («втягивание» желательного из окружающего мира) функций психологической границы.

Данные по остальным методикам так же имеют положительную динамику. Результаты по шкалам «Понимание своих эмоций», «Понимание эмоций других», «Аутосимпатия» и «Самоинтерес» повысились после тренинга. Таким образом, тренинговая программа и ее участники позволили участнику № 7 начать лучше понимать свое эмоциональное состояние, и относиться к своим индивидуальным проявлениям более уважительно.

Участник № 8

Результаты до и после тренинга по методике «Диагностика психологической границы личности» участника № 8 указывает на повышение результатов по всем шкалам методики после тренинга, кроме шкалы «сдерживающая».

Такие результаты можно связать с тем, что участник № 8 на первый взгляд менее адаптирован в социуме, нежели другие участники. Можно отметить, что у него возникали затруднения в межличностном общении и взаимодействии с другими участниками группы даже в тех моментах, которые для остальных участников не представлялись сложными или затруднительными. В ходе тренинговой программы можно было заметить, как участник № 8 «подобно ребенку» учится выстраивать межличностное взаимодействие. Однако изменений в эмоциональном состоянии участника № 8 не было замечено ровно до тех пор, пока он не затронул волнующую его тему и не высказал ее на группе. Весьма интимная и волнующая тема для участника № 8 была адекватно воспринята группой, и каждый участник постарался дать адекватную обратную связь. После получения возможности разместить накопившееся напряжение в группе, участник № 8 стал заметно более эмоционально расслаблен и уверен в себе, что позволило ему сместить фокус своего внимания с волнующей его проблемы на активное и доверительное взаимодействие с участниками группы.

Результаты, полученные по другим методикам, так же имеют значительные различия после тренинга. Все шкалы имеют изменение результатов в большую сторону, кроме шкал «Внутренняя конфликтность» и «Самообвинение» опросника диагностики самоотношения, результаты которых наоборот снижены.

Таким образом, можно предположить, что внутренняя проблема, тревожащая участника, мешала гармонично выстраивать межличностные отношения и взаимодействовать с социумом. Найдя, поддержу в лице группы и, имея возможность получить поддержку, участник смог повысить свой уровень эмоционального интеллекта и сформировать более позитивное самоотношение, а также близкую к оптимальной психологическую границу личности.

Участник № 9

Результаты до и после тренинга по методике «Диагностика психологической границы личности» участника № 9 указывают, что показатели по шкалам «не впускающая», «вбирающая» и «сдерживающая» снизились после тренинга, а «проницаемая», «отдающая» и «спокойно-нейтральная» – повысились.

После тренинга у участника № 9 стали более развиты функции психологической границы (проницаемая и отдающая). Развитие данных функций подразумевает развитие уверенности в себе, чем больше человек уверен в своих силах и ощущает внутреннее право на выражение себя, тем увереннее и желаннее он вступит в контакт с окружающим миром. Интересно, что до тренинга не впускающая функция психологической границы была более выражена, чем проницаемая. Такие результаты свидетельствуют о том, что психологическая граница является жесткой, закрытой для внешних воздействий. До тренинга участник № 9 тратил энергию на защиту внутреннего пространства, тем самым создавая сложности в установлении эмоционально-близких контактов с другими людьми. Разница между не впускающей и проницаемой функциями границ значительно сократилась после тренинга, что может указывать на положительное влияние тренинговой программы.

Та же тенденция наблюдается с отдающей и сдерживающей функциями границы. До тренинга можно увидеть существенную разницу между данными функциями, и ярко выраженное преобладание сдерживающей функции психологической границы. После тренинга их показатели устанавливаются приблизительно на одном уровне. Данные изменения могут указывать на развитие спонтанности, искренности, и в то же время снижение контроля над собственными эмоциями. После тренинга участник № 9 затрачивает меньше энергии на удержание внутренних импульсов, тем самым позволяя себе быть более открытым с другими людьми.

Эти результаты подкрепляют результаты по остальным методикам. Показатели по шкалам «Понимание своих эмоций», «Самоуважение», «Самопринятие» увеличились, а по шкалам «Управление своими эмоциями», «Самообвинение» снизились.

Участник № 10

Результаты до и после тренинга по методике «Диагностика психологической границы личности» участника № 10 показывают, что результаты по всем функциям психологической границы личности увеличились после тренинга.

Особое внимание можно уделить сдерживающей и спокойно-нейтральной функциям границы, так как их показатели значительно выше после тренинга. Можно предположить, что участник № 10 взаимодействуя с группой, научился в большей степени сдерживать свои внутренние импульсы и эмоции, ощущая в то же время спокойствие и уверенность в себе.

Увеличение показателей по вбирающей и остальным функциям психологической границы личности, могут свидетельствовать о тенденции участника № 10 к более взрослой, ответственной позиции.

Результаты по другим методикам после тренинга значительно изменились. Показатели по шкалам «Управление своими эмоциями», «Управление эмоциями других», «Самопринятие», «Ожидаемое отношение от других» увеличились, в то время как «Самообвинение» снизилось.

Таким образом, психологическую границу личности, эмоциональный интеллект и самоотношение можно развивать, используя метод психологического тренинга. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что в ходе тренинга изменяются функции психологической границы личности, повышается уровень эмоционального интеллекта, особенно его компонентов: «понимание своих эмоций», «эмоций других людей» и «управление своими эмоциями», снижаются внутренняя конфликтность и самообвинение, а так же повышается самопринятие.

Самоотношение выступает в роли наиболее трудноизменяемого конструкта, в ходе данной тренинговой программы. Однако наблюдается тенденция в повышении самоприятия участниками.

Групповая психологическая работа, и в частности, групповые обсуждения своих и чужих мыслей, чувств, эмоциональных состояний развивают эмоциональную сферу участников, обучая их быть бережными, внимательными и чувствительными к себе и к другим [2].

Результаты данного исследования заключаются не только в подтверждении гипотезы о том, что тренинговая форма психологической работы способна развивать различные личностные способности, но и так же в демонстрации возможностей тренинговой формы работы для развития личности именно в образовательном процессе. Введение тренинговых и групповых форм, например, в семинарские занятия может способствовать не только развитию личности, но и сделает занятия для студентов значительно интереснее и продуктивнее.

Литература

  1. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. С-Пб: «БХВ-Петербург», 2012. C. 200–288.
  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М.: «Ось 89», 2013. С. 35–78.
  3. Герасимов П.Е. Теоретические аспекты проблемы «Самоотношения» // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2010. Т. 3. №4. С. 80–84.
  4. Лаврешкин Н.В. Групповой тренинг как метод развития профессионального самоопределения юридического психолога // Коченовские чтения «Психология и право в современной России»: сб. тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2016. С. 301—303.
  5. Леви Т.С. Телесная парадигма развития личностной аутентичности. М.: Изд-во МосГУ, 2011. C. 78–121
  6. Леви Т.С. Динамика психологических границ в процессе личностно-развивающей работы, основанной на телесном движении // Культурно-историческая психология. 2009. № 1.  С. 36–41.
  7. Леви Т.С. Психологическая граница как телесный феномен. М.: Бюллетень АТОП, 2007.  № 9. С. 51–68.
  8. Люсин Д.В. Социальный интеллект: Теория, измерения, исследование. М.: ИП РАН, 2004. C. 154–176.
  9. Люсин Д.В. Способность к пониманию эмоций: психометрический и когнитивный аспекты // Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен. М.: ИП РАН, 2000. С. 25–35.
  10. Мартьянова Г.Ю. Особенности самоотношения субъектов трудной жизненной ситуации // Научный диалог, 2013. №4 (16).  С. 74–84.
  11. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: МГУ, 1994. С. 88–100.
  12. Ульянина О.А. Компетентностный подход в научной парадигме российского образования Психолого-педагогические исследования 2018. Том 10. № 2. С. 135–147.

Информация об авторах

Дегтярёв Артём Викторович, старший преподаватель кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9393-6550, e-mail: degtyarevav@mgppu.ru

Дегтярева Дарья Игоревна, педагог-психолог, специалист кафедры основ клинического психоанализа факультета психоанализа, Московский институт психоанализа, Москва, Россия, e-mail: Erofeeva-dasha@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1638
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 20

Скачиваний

Всего: 498
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 10