Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8583Ключевые слова 21029 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

27 место — направление «Психология»

0,516 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,551 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Самоактивация как основа развития личностно-профессиональной компетентности специалистов учреждений для детей-сирот 113

Одинцова М.А., кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения, факультет дистанционного обучения, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, mari505@mail.ru
Ослон В.Н., кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии имени Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, osl-veronika@yandex.ru
Оголь М.П., магистрант факультета дистанционного обучения, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, mariaogol@bk.ru

Аннотация

В статье представлены результаты исследования самоактивации специалистов организаций для детей-сирот (N=26) и педагогов общеобразовательных школ (N=26), подростков-сирот (N=50) и подростков из кровных семей (N=50). Исследование проводилось в течение 2017—2018 гг. после вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот» [15], направленного на семейное жизнеустройство детей и создание для воспитанников, которые в силу различных причин не переданы в семью, условий, приближенных к семейным. Показано, что от специалистов требуется овладение такими профессиональными компетенциями, которые способствовали бы подготовке выпускника к успешной интеграции в общество. К ним отнесена способность к самоактивации. Установлено, что у воспитателей подростков-сирот в меньшей степени проявляются самоактивационные характеристики в сравнении с педагогами общеобразовательных школ. Данные различия характерны для подростков-сирот в сравнении с подростками из кровных семей.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Адольф В.А., Яковлева Н.Ф. Моделирование профессиональной компетентности педагога образовательных организаций интернатного типа // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 4. С. 71—75.
  2. Бобылева И.А. Заводилкина О.В. Проявление самостоятельности у выпускника детского дома: взгляд специалиста // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2016. № 4. С. 123—137. doi: 10.18384/2310-7235-2016-4-123-137
  3. Выготский Л.С. Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс. 1993. 224 с.
  4. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Сучков Д.Д., Иванова Т.Ю., Сычев О.А., Бобров В.В. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием // Культурно-историческая психология. 2016. 12 (2). С. 46—58. doi: 10.17759/chp.2016120205
  5. Дисней Т. Этнографический взгляд на роль эмоций в российском детском доме // Журнал исследований социальной политики. 2017. Т. 15. № 3. С. 407—420. doi: 10.17323/727-0634-2017-15-3-407-420
  6. Иванова Т.Ю., Леотьев Д А., Осин Е.Н., Рассказова Е.И., Кошелева Н.В. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2018. Т. 8. № 1. С. 85—121. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru (дата обращения: 17.07.2019).
  7. Кабанов В.Л. О подготовке педагогов в области семейного воспитания, в том числе для замещающих родителей // Наука и школа. 2018. № 5. С. 208—213.
  8. Князев Е.А. Депривация в воспитании: эволюционный аспект // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 1 (38). С. 51—58.
  9. Кондратьев М.Ю. Социально-психологические особенности взаимоотношений подростков и педагогов в условиях детских домов и школ-интернатов для «социальных» и реальных сирот // Социальная психология и общество. 2012. № 2. С. 143—153.
  10. Одинцова М.А., Радчикова Н.П. Разработка методики самоактивации личности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 58. С. 12. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 21.05.2018).
  11. Осин Е.Н., Рассказова Е.И. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2013. № 2. С. 147—165.
  12. Ослон В.Н. Дети-сироты в образовательном пространстве России (по результатам опроса регионов о реализации гарантий доступности качественного образования для детей-сирот и лиц из их числа и поддержки их на всех уровнях образования) // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. C. 146—155
  13. Ослон В.Н., Селенина Е.В. Технология постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот в процессе получения профессионального образования и при первичном трудоустройстве [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10. № 3. C. 70—83. doi: 10.17759/psyedu.2018100307
  14. Прихожан А.М. Активность/пассивность стратегий копинг-поведения воспитанников детского дома // Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект / Отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. 2015. М.: Институт психологии РАН. 2015. С. 180—192.
  15. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс]: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/544284 (дата обращения: 20.07.2019).
  16. Сапронов Д.В., Леонтьев Д.А. Личностный динамизм и его диагностика // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 66—84.
  17. Скатова В.В. Методологический анализ процесса социализации воспитанников сиротских учреждений // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 312. С. 54—57.
  18. Слободчиков В.И. Детский дом как пространство становления человеческого в человеке // Проблемы современного образования. 2011. № 3. С. 18—22.
  19. Шульга Т.И. Роль значимого взрослого в деятельности организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: монография [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=36378368 // Электрон. текстовые дан. (1,91 Мб). М.: ИИУМГОУ. 2018.
  20. Lou Yunfei, Taylor E.P., Folco S.Di. Resilience and resilience factors in children in residential care: A systematic review // Children and Youth Services Review. 2018. Vol. 89. Р. 83—92. doi: 10.1016 / j.childyouth.2018.04.010
  21. Tsekeris C. Stylianoudi Youngsters and adolescents in troubled contexts: worldwide perspectives // Journal of the Academy of Social Sciences. 2017. Vol. 12. P. 165—174. doi: https://doi.org/10.1080/21582041.2017.1386261
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика