Психологические аспекты деструктивного информационно-психологического воздействия

1413

Аннотация

В статье раскрывается сущность деструктивного психологического воздействия на личность и предлагаются направления и способы информационно-психологического противодействия. Изучается одно из направлений психологической практики — противодействие информационному психологическому воздействию. Выделяются наиболее эффективные методы и способы противодействия негативному информационно-психологическому влиянию. Описываются специфические особенности противодействия деструктивному информационно-психологическому воздействию, особенности своевременной психодиагностики и выработки эффективных мер противодействия. Обосновывается актуальность исследования данного направления психологической работы, продиктованная необходимостью, с одной стороны, оценки качества психологической защищенности сотрудников органов внутренних дел, с другой стороны — поиска и стимулирования внутриорганизационных и внутриличностных психологических ресурсов, в связи с чем возникает потребность в проработке теоретико-методологических и концептуальных подходов. В частности, по защите личного состава от негативного информационно-психологического воздействия. Авторы рассматривают деструктивное информационно-психологическое воздействие как одну из наиболее серьезных проблем современного общества, которая угрожает психологической безопасности не только сотрудников органов внутренних дел, но и многих граждан, влечет существенные потери, оказывает сильное психологическое воздействие.

Общая информация

Ключевые слова: информационное-психологическое воздействие, личность, сотрудники правоохранительных органов, информационная безопасность

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090406

Для цитаты: Столяренко А.М., Сердюк Н.В., Вахнина В.В., Боева О.М., Грищенко Л.Л. Психологические аспекты деструктивного информационно-психологического воздействия [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 4. С. 75–89. DOI: 10.17759/psylaw.2019090406

Полный текст

Деструктивное информационно-психологическое воздействие является одной из серьезных проблем современного общества, оно угрожает безопасности многих стран и граждан, влечет за собой весьма существенные политические и экономические потери, оказывает сильное психологическое воздействие на большие массы людей.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 5 декабря 2016 года [1], определяет понятие «информационная безопасность» как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства.

В деятельность по дестабилизации внутриполитической и социальной ситуации вовлекаются религиозные, этнические, правозащитные и иные организации, а также отдельные группы граждан, при этом широко используются возможности информационных технологий, расширяются масштабы использования средств оказания информационно-психологического воздействия.

В связи с этим одним из основных направлений обеспечения информационной безопасности является нейтрализация информационного воздействия, направленного на размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Важным шагом в обеспечении информационной безопасности Российской Федерации явилось принятие федерального закона от 18 марта 2019 года
№ 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которым введено понятие недостоверной общественно-значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, а также определен порядок блокирования такой информации.

Теория информационного противоборства в психологической сфере уже сформировалась как самостоятельная часть науки о манипулировании поведением отдельных личностей и социальных групп. Ее дальнейшее развитие идет по пути конкретизации использования выявленных эффектов информационно-психологического воздействия в социальной, политической и иных сферах.

Обеспечение информационно-психологической безопасности сотрудников органов внутренних дел является одной из важнейших задач, стоящих перед руководителями различного уровня. На индивидуально-личностном уровне эта задача реализуется посредством формирования целого комплекса защитных механизмов и технологии поведения, которые в полной мере отражают экстремальный характер правоохранительной деятельности.

Одним из характерных признаков новейшего времени можно считать развитие технологий массовых коммуникаций, которые сделали современный мир более компактным, более взаимосвязанным, но и более управляемым.

Под негативным информационно-психологическим воздействием на сотрудников органов внутренних дел следует понимать распространение информации, ведущей к дестабилизации обстановки среди сотрудников, расколу служебных коллективов по различным основаниям, снижению служебной активности.

Для формирования негативного образа сотрудника органов внутренних дел и распространения слухов, а также недостоверной общественно значимой информации используются различные каналы коммуникации — мессенджеры, социальные сети, паблики, различные сетевые группы и сообщества.

Появление и широкое распространение информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»[1], вытесняющей печатные СМИ, радио и телевидение, существенным образом изменило мировое информационное пространство, породило ряд важных тенденций:

-  исчезла монополия на формирование общественного мнения. С развитием интернета распространять информацию и влиять на общественное мнение могут фактически любые лица, способные привлечь внимание к своей персоне;

-  существенно вырос объем информационных потоков. На любой запрос можно моментально получить тысячи публикаций и различного медиаконтента. Современные интернет-браузеры используют превентивные технологии изучения интересов на основе анализа предыдущих действий оператора, предлагая различные ссылки, которыми он потенциально мог бы заинтересоваться. В результате пользователи зачастую изучают интересующий вопрос поверхностно, знакомясь только с тем контентом, который поисковые алгоритмы предлагают первым;

-  значительно увеличилась скорость распространения информации, что вызывает определенные сложности при проверке ее подлинности. Как следствие, увеличивается количество так называемых «фейков» (вымыслов), которые иногда подхватывают даже солидные информационные агентства.

Преимущества использования сетевых информационных ресурсов, в том числе в качестве источника негативного информационно-психологического воздействия, обусловлены представленными особенностями.

Важно отметить, что оперативность, своевременное обновление информации, в частности, размещение актуальных материалов в интернет-изданиях, новостных сайтах, различных форумах не требует большого количества временных ресурсов.

Важно, что субъект внушения или психологического воздействия имеет возможность изучать поступающую информация оперативно. Адресное психологическое воздействие на информационно-психологические ресурсы оппонента зачастую осуществляется в заранее запланированное время, по мере возникновения потребности.

Экономичность. Для решения поставленных задач привлекается минимальное количество персонала и материальных средств.

Интерактивность. Пользователь интернет-ресурсов не является пассивным потребителем информации, а активно взаимодействует с ней посредством гиперссылок, механизмов контекстного поиска и так далее.

Скрытность источника воздействия. В Глобальной сети редко кто публикуется под настоящим именем, а тем более когда речь идет об информационных «вбросах».

Дистанционный характер. Информационно-психологическое воздействие, как правило, осуществляется удаленно. Комментируя новостные каналы, манипулируя подачей и эмоциональным восприятием информации, можно легко обеспечить виртуальное присутствие в заданном месте в реальном времени.

Масштабность возможных последствий. Использование Глобальной сети для негативного информационно-психологического воздействия может привести к нарушению нормальной работы органов государственного управления, спровоцировать массовые протесты, акции гражданского неповиновения в отдельных регионах или целых странах.

Возможность обратной связи. У субъекта информационно-психологического воздействия появляется возможность живой обратной связи, недоступной при использовании традиционных СМИ, в форме комментариев пользователей, «лайков» и «ретвитов».

Доступность информации. Пользователи интернета могут получить доступ к информации, имеющейся на серверах различных стран, минуя пограничные, цензурные и иные барьеры.

Комплексность подачи информации и ее восприятия. В конкурентной борьбе информационных агрегаторов за внимание аудитории наметилась тенденция широкого использования мультимедийного контента.

В отличие от вербальных, визуальные средства позволяют практически мгновенно воспринимать запрограммированное информационно-психологическое воздействие, причем оно будет более глубоким и длительным, так как визуальные системы влияют не только на интеллект, но и на эмоциональную сферу человека. Поэтому использование современных технологий, позволяющих демонстрировать тексты, фото и видеоматериалы, оказывает на аудиторию дополнительное эмоциональное и психологическое воздействие.

Вместе с тем у большой части пользователей формируется так называемое «клиповое» (фрагментарное, блоковое) мышление, которое облегчает восприятие большого объема информации, одновременно снижая способность к ее осмыслению и критической проработке.

Современные средства коммуникации, поисковики и социальные сети могут быть использованы для манипулирования общественным мнением. Для достижения этих целей порой достаточно откровенного вымысла, главное, чтобы он затрагивал людей на эмоциональном уровне (так называемый «вброс»). Технологии информационного воздействия реализуются не только на уровне сознания, но и на подсознательном уровне, позволяя дезориентировать отдельного человека или целые социальные группы в происходящих событиях, незаметно управлять их поведением.

Наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей [1].

В силу особенностей развития психики, молодые люди являются наиболее уязвимой аудиторией для манипулирования, поскольку им свойственны повышенная внушаемость, некритичность восприятия, склонность безусловно принимать установки и мнения, доминирующие в значимых для них группах, и в то же время отрицание традиционных ценностей и авторитетов, противоречивость и бунтарство.

Кроме того, большой интерес для манипуляторов представляют государственные служащие и сотрудники правоохранительных органов (силовых структур), поскольку они наделены властными полномочиями и имеют доступ к информации ограниченного распространения. Поэтому особое значение придается проблеме обеспечения информационно-психологической безопасности сотрудников органов внутренних дел.

В настоящее время достаточно подробно описаны такие методы воздействия, как суггестия (внушение), убеждение, заражение, подражание и другие, не только в сфере межличностного или межгруппового общения, но и в глобальных процессах информационного взаимодействия.

Способы информационно-психологического воздействия могут быть классифицированы с позиции методов воздействия.

Убеждение как метод открытого вербального (словесного) информационно-психологического воздействия на сознание индивида или группы людей, основу которого составляет система ясных, четко сформулированных доводов (аргументов), выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый субъектом воздействия тезис (точку зрения).

Эмоциональное заражение как социально-психологический механизм передачи психического настроя другим людям от одного человека или группы людей, эмоционального воздействия в условиях непосредственного контакта и включения личности в определенные психические состояния.

Подражание как следование образцу как следствие потребности в принадлежности к значимой группе.

Особый вид психологического воздействия — внушение, иначе говоря, суггестия как специально организованный процесс, что особенно важно отметить, неаргументированного психологического воздействия на сознание личности. Такой специально организованный процесс психологического воздействия характеризуется, прежде всего, снижением критичности восприятия сообщаемой информации, снижением ее осмысления. Отличительным признаком суггестии или внушения является снижение активного понимания и осмысления, а также отсутствие логического анализа и объективной оценки.

 В процессе воздействия методом внушения искажается восприятие информации, которая включает сформулированные выводы, позднее на ее основе актуализируются реально-действующие мотивы, актуализируются потребности, формируются смыслозначимые установки, которые способствуют проявлению того или иного поведения.

Важно отметить, что пропаганда как распространение политических, философских, научных, художественных знаний (идей) и другой информации в обществе, т. е. осуществление пропаганды, способствует развитию и формированию определенного мировоззрения. Сформированная система взглядов, отражает систему мировоззрения на окружающий мир, определение места личности, меняет отношение людей к объективной реальности и друг к другу. Происходит трансформация имеющихся убеждений, принципов, смысложизненных мотивов и ценностных ориентаций.

Примерами способов информационно-психологического воздействия и манипулирования информацией могут являться:

-  утаивание психологически важной информации или включение значимой информации в общий контекст информационного потока;

-  намеренное упрощение и суггестия, выражающаяся в целенаправленном повторении;

-  изменение смысла понятий: использование дефиниций, терминов, имеющих неоднозначный или искаженный смысл, который делает невозможным восприятие истинной картины произошедшего;

-  намеренное включение широко известного образа — известных политических деятелей, представителей шоу-бизнеса, которые могут являться возможными участниками в различных мероприятиях, акциях, оказывая психологическое воздействие на оценку того или иного события, меняя личностные установки и систему ценностей;

-  ангажированность в освещении событий, акцентирование и поиск негатива в абсолютно любом явлении, происходящем в обществе. Таким образом, при любом развитии событий субъекты негативного информационно-психологического воздействия будут генерировать только отрицательный резонанс;

-  использование «фейков», создающих эмоциональную волну. В информационное пространство «вбрасывается» откровенно ложная информация, и в ходе ее обсуждения подогревается общественное недовольство. Основной расчет на то, что лишь небольшая часть людей станет перепроверять «фейк», голоса здравомыслящих утонут в потоке возмущений, а когда ложь вскроется, пройдет время и это будет уже никому не интересно;

- вынесение абсурдной либо спорной мысли в заголовок в форме вопроса или предположения. После этого само содержание статьи становится второстепенным, заголовок уже сформулировал определенные настроения у читателей. Как правило, таким образом работают различные информационные «вбросы», в том числе направленные на дискредитацию органов внутренних дел и подрыв их авторитета в глазах населения;

- распространение негативных слухов среди отдельных социальных групп, в том числе среди силовых структур. Примером могут служить информационные «вбросы», касающиеся возможного ухудшения социального положения сотрудников органов внутренних дел (отмены части выплат, увеличение срока выслуги для получения права на пенсию, и др.).

Следует обратить внимание на то, что официальные опровержения слухов нередко интерпретируются модераторами негативного информационно-психологического воздействия как косвенное подтверждение своих вымыслов.

Можно выделить три характерные тенденции преобразования информационного потока в процессе распространения слуха:

- сглаживание состоит в том, что несущественные в глазах аудитории детали исчезают, сюжет становится короче. Сохранившиеся детали выдвигаются на первый план, становятся более масштабны и значимы;

- заострение проявляется в обрастании сохранившегося сюжета дополнительными деталями, которые придают ему эмоциональную окраску и смысловую наполненность;

- приспособление означает подстройку деталей сюжета под стереотипы, установки и ожидания аудитории. В результате психологическое содержание информации может в корне меняться.

Выясняя, почему один слух живет долго, а другой быстро затихает, психологи выделили два фактора, совокупность которых предопределяет устойчивость слуха. Первый фактор — интерес к теме. Слух возникает в той аудитории, где имеется интерес к данной теме, а траектория его перемещения и масштаб зависят от конфигурации данной аудитории. Второй фактор — дефицит надежной информации, при этом неудовлетворенная потребность в информации компенсируется обрывочными сведениями из сомнительных источников.

Распространение слухов нередко сопровождается ухудшением морально-психологического состояния личного состава и социально-психологического климата в служебных коллективах, ослаблением волевого самоконтроля сотрудников. Следствием данного состояния становятся различные негативные социально-психологические процессы, вплоть до суицидальных происшествий.

Учитывая значительный психологический эффект слухов, следует принимать своевременные и исчерпывающие меры по их пресечению, выявлению источников распространения, разъяснению личному составу целей их действительных авторов. Приоритетными являются следующие меры:

- оперативность, своевременность, достоверность и систематичность официальных сообщений;

- наличие обратной связи между источником официальной информации и аудиторией;

- упреждающее предоставление информации по наиболее актуальным для аудитории вопросам и темам;

- поддержание оптимального морально-психологического состояния у сотрудников.

Различные социальные технологии переформатирования общественного сознания используются для получения контроля над социумом путем его морального разложения, обесценивания его традиционных ценностей, уничтожения культуры и исторической памяти.

Данный процесс можно разделить на ряд стадий, которые последовательно продвигаются в информационном поле. Рассмотрим его на примере технологии, описанной руководителем центра общественной политики Mackinac Center Дж.П. Овертоном (1960—2003).

На начальном этапе совершенно неприемлемая тема начинает возникать в информационной повестке. При этом неважно, в каком ключе идет обсуждение — в негативном контексте, с осуждением; либо тема упоминается как бы невзначай. На данном этапе цель — приучить общество к самому факту существования этого явления.

На втором этапе происходит перевод поднятой темы из области радикальной и табуированной в область возможного (теоретически). Происходит важный сдвиг: негативному явлению придумывается новое красивое название (эвфемизм), лишенное неприятных ассоциаций. Задача изменения названия — исказить существо противоречий, проблемы от ее сути, изолировать форму слова от содержания. На втором этапе формируется, развивается значимый прецедент — исторического или мифологического, что важно, — легитимного. В информационном пространстве обсуждаются условия, при которых данное явление в принципе могло бы быть легализовано и ситуации, при которых оно было бы приемлемым.

Третий этап можно охарактеризовать переходом из области возможного в область рационального. Общество искусственно превращается в дискуссионную площадку на заданную тему, где полярные мнения представлены радикальными элементами — сторонниками и противниками спорного явления. Это делается для того, чтобы в общественном сознании, как правило испытывающем неприязнь к любым радикалам, противники этого явления воспринимались бы такими же оголтелыми и безумными, как и его сторонники (стигматизация). Конструктивным и разумным противникам доступ в медиапространство по возможности перекрывается. Вскрываются различные факты, когда сторонники обсуждаемого негативного явления подвергались преследованиям и гонениям в прошлом.

На следующем этапе данное явление наполняется поп-контентом, юмором и позитивными ассоциациями. Упоминания о нем все чаще встречаются в развлекательной форме в фильмах и ток-шоу.

На пятом этапе начинаются перевод темы в область политики и ее законодательная проработка. Все чаще появляются результаты различных «соцопросов» неясного происхождения, подтверждающих высокий процент сторонников этого явления. В дальнейшем нужное явление (которое уже легализовано и не носит негативного оттенка) претворяется в жизнь и становится желательным в обществе. По такому сценарию продолжается нравственная деградация массового сознания в ряде цивилизованных обществ. Все это происходит под видом толерантности и либерализации общества и законодательства.

Если же государство принимает контрмеры по сохранению общественной нравственности, усилия субъектов негативного влияния трансформируются в возбуждение общественного недовольства с целью оказания давления на власть; при этом задействуются технологии осуществления государственных переворотов и внешнего управления политической ситуацией в стране в условиях искусственно созданной политической нестабильности, в которых давление на власть осуществляется в форме политического шантажа с использованием в качестве инструмента шантажа молодежного протестного движения [2], «управляемого хаоса» и др.

Для усиления своей позиции субъектами негативного информационно-психологического воздействия активно используются отдельные психологические приемы манипулирования сознанием масс и целевых групп.

Прием разрыва «шаблона». Принцип приема состоит в том, чтобы путем искусственного нагнетания создать напряженную ситуацию, которую затем неожиданно «разрядить» предъявлением нужного стимула. Данный прием чаще всего используется в рекламе и предвыборных технологиях.

Апеллирование к авторитетам. В качестве аргументов используются оторванные от контекста или откровенно вымышленные высказывания авторитетных личностей, либо ссылки на мнение обезличенного и абстрактного «большинства». Пример таких высказываний: «Ваши коллеги согласны, что …» или «Результаты опросов показали, что большинство …».

Прием накопления согласия. Суть приема — в постановке последовательного ряда очевидных вопросов (утверждений), с которыми объект воздействия с большой долей вероятности согласится. Такое свойство психики, как инертность, проявляется в том, что «цепочка согласий» скорее всего продолжится и после того, как в данной последовательности прозвучат неоднозначные вопросы или утверждения. Данный прием используется не только в личной дискуссии, но и при написании статей (выдвижение автором в начале материала ряда бесспорных тезисов, а ближе к концу — сомнительных).

Иллюзия выбора. Прием иллюзии выбора состоит в том, чтобы вынудить объект воздействия принять выгодное для субъекта решение, но таким образом, чтобы данное решение казалось ему принятым самостоятельно. Достигается это специальной постановкой закрытого вопроса из искусственно ограниченного перечня вариантов ответа («Или это ..., или это …») либо постановкой вопроса в абсурдной формулировке, не терпящей возражений («И Вы готовы это терпеть?!»).

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года относит к числу основных направлений государственной национальной политики формирование гражданского самосознания, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей [3].

Противодействие информационно-психологическому воздействию представляет собой систему согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам, объектам и времени информационно-психологических и оперативно-профилактических мероприятий [4].

Принципами организации противодействия негативному информационно-психологическому воздействию являются системность, адекватность, целеустремленность, последовательность, активность, комплексность, оперативность [5].

Залогом успешного противодействия попыткам информационно-психологической дестабилизации личного состава органов внутренних дел является формирование благоприятного социально-психологического климата в служебных коллективах и поддержание оптимального морально-психологического состояния личного состава, которое определяется, в частности, глубоким осознанием сотрудниками важности деятельности по обеспечению правопорядка, моральной готовностью к выполнению служебных задач, высоким профессионализмом, психологической устойчивостью. [16; 17; 18].

Необходимо проводить работу по формированию умений и навыков, которые обеспечивают устойчивость личного состава к манипуляциям: способность выявлять и распознавать его признаки, знание методов и приемов противодействия манипуляциям, навыки саморегуляции и мобилизации ресурсов личности для успешного выполнения служебных задач в условиях негативного информационно-психологического воздействия. [19; 20; 21].

В настоящее время учеными выделяются наиболее значимые методы информационно-психологического противодействия: [12; 13; 14; 15].

- определение возможных и существующих источников деструктивного информационно-психологического воздействия, выявление методов и приемов их нейтрализации, минимизации психологических последствий;

- превентивное информирование сотрудников по наиболее актуальным для них темам и вопросам. Следует учитывать, что первое сообщение на интересующую тему обычно оказывает влияние на восприятие последующих [6; 10; 11];

- обучение сотрудников приемам защиты от негативного информационно-психологического воздействия, различных форм манипулирования, основам информационной безопасности; разъяснение личному составу приемов и техники ведения деструктивной пропаганды; [7; 8; 9].

- сохранение индивидуальности и собственного мнения, основанного на базовом наборе ценностей; защита своих культурных границ и традиций; умение связать разрозненные публикации в единую смысловую цепочку; навыки критического восприятия услышанного (прочитанного), даже если это мнение специалистов; опора на единомышленников;

- выработка у сотрудников психологической готовности к выполнению задач в условиях негативного информационно-психологического воздействия;

- индивидуальная работа с лицами, наиболее подверженными негативному воздействию.

Самый же надежный метод противодействия подобным технологиям заключен в древней мудрости: «сложно сломать то, что имеет стержень». Четкое следование служебному долгу, знание и строгое соблюдение сотрудником требований законодательства нейтрализует подавляющее большинство манипулятивных техник, помогает сделать осознанный и безошибочный выбор в ситуации неуверенности и сомнения.



[1] Далее — Интернет, Глобальная сеть

Литература

  1. О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от 19 февраля 2012 г. № 1666 // Собрание законодательства РФ. 24.12.2012. № 52. Ст. 7477.
  2. Вахнина В.В. Изучение переговорной деятельности в зарубежных исследованиях   // Психология и право. 2016. Т. 6. № 2. С. 120—127 .
  3. Вахнина В.В. Психология переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуациях, связанных с фактом совершения преступления   // Психология и право. 2016. Т. 6. № 4. С. 16—23.
  4. Вахнина В.В., Майдыков А.Ф., Ульянина О.А. Концептуальные основы формирования и развития антикризисной переговорной компетентности руководителей органов внутренних дел // Психологическая наука и образование. 2017. № 4. С. 85—93.
  5. Вахнина В.В., Демин Г.И., Ульянина О.А. Психологический подход к компетентностной модели руководителя ОВД в контексте тайм-менеджмента // Психологическая наука и образование. 2017. № 5. С. 94—100.
  6. Выготский Л.С., Геллерштейн С.Г., Фингерт Б.А., Ширвиндт М.Л. Основные течения современной психологии [Электронный ресурс]. URL: https://psychojournal.ru/books/1757-vygotskiy-l-s-gellershteyn-s-g-fingert-b-a-shirvindt-m-l-osnovnye-techeniya-sovremennoy-psihologii.html#t20c/, свободный (дата обращения: 28.11.2019).
  7. Енина В.В., Енин К.А. К вопросу о психологическом обеспечение профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов с психическими дисфункциональными состояниями // Психология и право. 2017. № 1. С. 80—88.
  8. Кубышко В. Л., Крук В. М., Федотов А.Ю. Интеграция психологических и информационных технологий в рамках метода ситуативно-образного моделирования проблемных ситуаций специалистов силовых структур  // Психология и право. 2018. Т. 8. № 4. С. 128—141.
  9. Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности. М.: Алетейя, 2001. 192 с.
  10. Грачев Г.В., Мельник И. К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М.: ИНФАН, 1999. 235 с.
  11. Грызова У.И. Социальные технологии: информационно-коммуникационная типология // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2012. № 3. С. 80—83.
  12. Кара-Мурза С.Г. Манипуляции сознанием. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 832с.
  13. Караяни А.Г., Зинченко Ю.П. Информационно-психологическое противоборство в войне: история, методология, практика: учебник. Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007. 172 с.
  14. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: монография.  М.: МИФИ, 2003. 388 с.
  15. Манойло А.В. Цветные революции и технологии демонтажа политических режимов. М.: МГУ, 2014. 111с.
  16. Макаренко С.И. Информационное противоборство и радиоэлектронная борьба в сетецентрических войнах начала XXI века: монография. СПб: Наукоемкие психотехнологии, 2017. 546 с.
  17. Психология управления: учебник / Под ред. В.И. Черненилова. М.: Академия управления МВД России. 2011. 352 с.
  18.  Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: Рефел-бук, К.: Веклер, 2000. 209 с.
  19. Сердюк Н.В., Грищенко Л.Л., Столяренко А.М. Психолого-педагогические аспекты профилактики экстремизма в молодежной среде // Психология и право. 2018. № 3. С. 167—178.
  20. Щекочихин В. М., Королев А.В., Королева В.В. Информационная война. Информационное противоборство: теория и практика: монография. М.: Академия ФСО России, ЦАГЦ, 2010. 999 с.

Информация об авторах

Столяренко Алексей Михайлович, доктор педагогических наук, Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации, Профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра, ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России», Москва, Россия, e-mail: amstol@mail.ru

Сердюк Наталья Владимировна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России», Москва, Россия, e-mail: natalyaserduk@inbox.ru

Вахнина Виктория Владимировна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3242-840X, e-mail: vikavahnina@mail.ru

Боева Ольга Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления МВД России, Москва, Россия

Грищенко Леонид Леонидович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях, ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России», Москва, Россия, e-mail: uvd-osob@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 11626
В прошлом месяце: 558
В текущем месяце: 431

Скачиваний

Всего: 1413
В прошлом месяце: 54
В текущем месяце: 42