Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8833Новости 1762Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

27 место — направление «Психология»

0,516 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,551 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Нормативные основания и условия организации первичной профилактики девиантного поведения детей и подростков в системе общего образования 4

Умняшова И.Б.
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4132-3362
e-mail: umnjashovaib@mgppu.ru

Полный текст

Проблема девиантного (отклоняющегося) поведения в детском и подростком возрасте является темой большого количества исследований уже не одно десятилетие и при этом не теряет своей актуальности. В последние годы наиболее обострился интерес к данной теме в связи с участившимися случаями нападения школьников и студентов на сверстников и педагогов. Только в 2018 г. было зафиксировало 5 случаев в Перми, Стерлитамаке, Улан-Удэ, Вольске и Саратове [1]. Любой громкий инцидент с участием детей и подростков вызывает бурное обсуждение в средствах массовой информации и социальных сетях, и всегда одной из лидирующих тем обсуждения является вопрос «Куда же смотрит школа?» «Почему педагоги и школьные психологи опять бездействуют?» и т. д. и т. п. Безусловно, административные и педагогические работники могут и чаще всего влияют на ситуацию проявления отклоняющегося поведения обучающихся: взаимодействуют с родителями учеников и представителями комиссии по делам несовершеннолетних, ведут просветительско-развивающую и коррекционную работу, включают ребенка в различные виды просоциальной деятельности, т. е. выполняют с разной степенью качества обязанности в рамках своих должностных инструкций и с учетом уровня развития у них профессиональных компетенций. Но не всегда работа по профилактике девиантного (отклоняющегося) поведения детей и подростков носит системный и комплексный характер и, к сожалению, не всегда начинается именно как превентивная работа, способная предупредить яркие проявления девиации, наносящие ущерб жизни и здоровью всех субъектов образовательных отношений.

Общеизвестно, что 2018—2027 годы объявлены указом Президента РФ «Десятилетием детства» [22]. «Десятилетие детства» является продолжением реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы [21]. Несмотря на объективно огромное количество позитивных изменений в сфере государственной политики в сфере защиты детства и на положительную динамику по большинству исследуемых в рамках мониторинга параметров, некоторые результаты не были достигнуты и, к сожалению, все еще имеют отрицательные показатели. Так, например, число больных наркоманией несовершеннолетних увеличилось с 2012 по 2016 гг. в 1,9 раза (с 297 до 567) [2, с. 210], а число преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии наркотического опьянения увеличилось в 2 раза с 236 в 2011 г. до 535 в 2016 г. [3, с 20]. И даже позитивные результаты, отражающие положительную динамику изменений, указывают на актуальность профилактики и коррекции девиантного поведения у детей и подростков. Так, в 2016 г. количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии — 53,7 тыс.; число преступлений, совершенными несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения — 6,7 тыс.; в органы внутренних дел доставлено свыше 314 тыс. несовершеннолетних правонарушителей; выявлено 61,1 тыс. детей, требующих помощи со стороны государства, из которых 41,5 тыс. были помещены в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; к административной ответственности привлечены более 176 тыс. подростков [3, с. 19—21]. Масштабность проблематики еще раз подчеркивает необходимость комплексной деятельности всех институтов социализации в вопросах профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков, в том числе актуальность профилактической работы в образовательных организациях общего образования. Статистика участия детей и подростков в различных видах девиантного поведения указывает на необходимость поиска новых актуальных форм и методов профилактики и коррекции отклоняющегося поведения в детском и подростковом возрасте, необходимость реформы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, что и отражено в плане «Десятилетия детства» на 2018—2020 годы [18, п. 94]. В плане на первые 3 года «Десятилетия детства» отражена реализация Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (утверждена распоряжением Правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р) [18, п. 112], а также разработка и внедрение программы профилактической работы с родителями, имеющими несовершеннолетних правонарушителей, подвергшихся наказанию, не связанному с изоляцией от общества (штраф, обязательные, исправительные или принудительные работы и т. д.) [18, п. 120]. Основные ожидаемые результаты реализации данных направлений: снижение числа беспризорных и безнадзорных детей; увеличение числа несовершеннолетних, приступивших к обучению в общеобразовательных организациях; снижение доли несовершеннолетних, совершивших преступления; увеличение количества родителей несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, участвующих в мероприятиях Национальной родительской ассоциации [там же].

Профилактика безнадзорности и правонарушений в РФ

Организацию профилактики безнадзорности и правонарушений в РФ регулируется Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — 120-ФЗ). Закон определяет профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как «систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении» [25, ст. 1].

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

« - предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

 - социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

 - выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям» [25, ст. 2].

Статья 5 120-ФЗ определяет категории лиц, в отношении которых должна проводиться индивидуальная профилактическая работа — «…деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий» [25, ст. 1]. Содержание главы I 120-ФЗ раскрывает основания и сроки проведения индивидуальной профилактической работы, а также устанавливает гарантии соблюдения прав несовершеннолетних (статья 8). В главе II 120-ФЗ определены полномочия, обязанности и направления деятельности различных организаций и учреждений, в деятельность которых входит профилактика и коррекция девиантного поведения, а также защита прав несовершеннолетних (комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки, учреждения социального обслуживания и т. д.). Также в документе (глава III) определены принципы производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Согласно 120-ФЗ, индивидуальная профилактическая работа должна проводиться в отношении следующих категорий несовершеннолетних и их семей: безнадзорные или беспризорные, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством; содержащиеся в социально-реабилитационных центрах и приютах; употребляющие наркотические средства, психотропные и одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию; обвиняемые, подозреваемые или отбывающие наказание за совершение административных/уголовных правонарушений или общественные опасные деяния [25, ст. 5]. Это указывает на то, что 120-ФЗ в большей степени определяет систему вторичной и третичной профилактической работы с несовершеннолетними, чье поведение требует коррекции и исправления и которым нужна психолого-медико-социально-педагогическая поддержка в период реабилитации (после проведения лечения или отбывания наказания в специализированных учреждениях). При этом задачи профилактической деятельности в сфере общего образования значительно шире, чем только работа с несовершеннолетними, которые уже проявили признаки отклоняющегося поведения. Во многих научных исследованиях подчеркивается неоспоримая роль первичной профилактики девиантного поведения, направленной на раннее выявление и предотвращения различных видов отклоняющегося поведения детей и подростков. Именно первичная профилактика девиантного поведения является одной из приоритетных задач любой образовательной организации, осуществляющей обучение и воспитание детей и подростков. Первичная профилактика девиантного поведения в системе общего образования. Как указывает В.А. Пимонов, в российском законодательстве термин «девиантное поведение» является синонимом «общественно опасное поведение» [10], требующее коррекционного воздействия и создания условий для изменения поведения детей и подростков. В научной литературе термин «девиантное поведение» имеет более широкую трактовку, но при этом нет единого определения данного понятия и однозначного согласия ученых о степени его патологичности (Шемякина О.В., 2011). Исходя из разного понимания нормы, существуют социологический, биологический и психологический подходы к формулировке определения «девиантное (отклоняющееся) поведение» [29].

Девиантное (отклоняющееся) поведение определяется учеными как: - «… поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали, а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени» [29]; - «… устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, не соответствующее распространенным в обществе ценностям, правилам, стереотипам поведения, ожиданиям, установкам, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений, а также сопровождающееся ее социальной и социально-психологической дезадаптации» [8]. Ученые выделяют следующие виды девиантного поведения: - раннее проблемное (отклоняющееся) поведение (нарушение правил, школьные прогулы, частые случаи обмана, побеги из дома и т. п.); - рискованное поведение (зацепинг, диггерство, сталкеринг и т. п.); - суицидальное (самоповреждающее) поведение; - аддиктивное (зависимое) поведение (наркомания, алкоголизм, токсикомания и т. п.); - агрессивное поведение (систематические драки, повреждение имущества, травля, ксенофобия и т. п.); - делинквентное поведение (воровство, вандализм, мошенничество, кражи и другие виды противоправного поведения) [7].

 Миссия любой образовательной организации общего образования — создание условий, обеспечивающих развитие всех видов образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. В образовательной организации должна быть создана психологически безопасная развивающая среда, способствующая формированию и развитию когнитивных и личностных ресурсов обучающихся, что является важным условием для полноценного развития детей и подростков, их социальной ситуацией развития. Профилактическая деятельность, направленная на предупреждение возникновения факторов риска, провоцирующих отклоняющееся (девиантное) поведение, является одной из приоритетных задач образовательной организации общего образования. Одним из условий, способствующим профилактике девиантного поведения, является создание воспитательной и воспитывающей среды образовательной организации. Еще в процессе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей Правительством РФ была разработана и утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», основная цель которой — способствовать созданию условий «…для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития» и формированию предпосылок «…для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений» [19]. Документ определил 2 основных направления развития системы воспитания.

1. Развитие социальных институтов воспитания: поддержка семейного воспитания, развитие воспитания в системе образования, развитие воспитательных возможностей информационных ресурсов, поддержка общественных объединений в сфере воспитания.

2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций по направлениям: гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей, приобщение детей к культурному наследию, популяризация научных знаний среди детей, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание [там же].

О потенциале воспитательного воздействия в сфере профилактики девиантного поведения говорится в Письме Минобрнауки России от 25.06.2014 № 09-1169 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по созданию условий для развития деятельности молодежных и детских общественных объединений в целях расширения участия детей в общественной жизни и принятия решений, затрагивающих их интересы»), где описан опыт включения детей и подростков в просоциальную деятельность в составе общественных объединений как способ профилактики отклоняющегося поведения. В документе подчеркивается, что молодежные и детские общественные объединения «… моделируют систему самоорганизации подростка, актуализируют его лидерские способности с целью активного построения своей собственной жизни в современном обществе, развивают его социальные компетентности, навыки поведения в повседневной жизни, формируют установки на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций» [13]. Содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации, входит в число обязанностей образовательной организации [26, ст. 28, п. 3]. Образовательные организации общего и дополнительного образования должны создавать условия для развития деятельности детских и молодежных общественных объединений: стимулировать участие детей и подростков в деятельности общественных объединений, организовывать их системную психолого-педагогическую и методическую поддержку, привлекать участников общественных объединений к решению актуальных для образовательной организации задач и направлений деятельности.

Не менее важным вопросом для профилактики девиантного поведения является соблюдение прав несовершеннолетних обучающихся в системе образования. Права детей и подростков регламентируются следующими международными и российскими правовыми документами и актами: - «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990); - «Декларация прав ребенка» (принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН); - «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.05.2019), глава 11. Права несовершеннолетних детей; - «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019), статья 26. Дееспособность несовершеннолетних детей в возрасте от 14 до 18 лет; - Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; - Указ Президента РФ от 26.03.2008 № 404 «О создании фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»; - Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»; - Федеральный закон от 29.12.2012 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Еще одна из обязанностей образовательной организации — «… создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации» [26, п. 6]. Созданию условий для профилактики самовольных уходов несовершеннолетних посвящено Письмо Минобрнауки России от 26.02.2016 № 07-834 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по работе с детьми, самовольно ушедшими из семей и государственных организаций, и профилактике таких уходов»). Документ разработан как рекомендации к реализации дополнительных профессиональных программ для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников образовательных организаций, но, тем не менее, любой педагогический работник может найти в нем полезную для своей практической деятельности информацию о примерном порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также иных организаций по вопросам осуществления профилактики самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, содействия их розыску, а также проведения индивидуальной профилактической работы (приложение 2 документа) и перечень учебно-методического обеспечения, включающий список литературы и диагностических методик (приложение 4 документа) [14].

Одно из важнейших направлений профилактики девиантного поведения и правонарушений среди несовершеннолетних — социально-психолого-педагогическая диагностика, позволяющая определить факторы, способствующие совершению детьми и подростками отклоняющихся форм поведения, а также личностные и социальные детерминанты, которые могут влиять на готовность к различным видам девиантного поведения [8]. Целью диагностического обследования является определение степени социально-психологической адаптации/дезадаптации и выявление факторов, влияющих на психологическое здоровье обучающегося. Социально-психолого-педагогическая диагностика позволяет провести анализ актуального состояния ребенка/подростка, определить сохранность и нарушения когнитивного и личностного развития, определить наличие/отсутствие неблагоприятной социальной ситуации развития у обучающегося [там же]. Диагностическое обследование может проводиться в форме экспресс-диагностики в рамках ежегодного мониторинга психологического здоровья обучающихся. В случаях, требующих более глубокого анализа состояния ребенка, возможно проведение углубленного обследования. Данное обследование возможно при наличии заявления или согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетнего [26, ст. 42].

Для обсуждения стратегии психолого-педагогического сопровождения обучающихся, требующих повышенного внимания со стороны семьи и педагогических работников, необходимо создание в образовательной организации психолого-педагогического консилиума, целью деятельности которого является «… создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения» [17]. Психолого-педагогический консилиум образовательной организации представляет собой междисциплинарную команду специалистов, в задачи которой входит: - анализ причин и факторов, снижающих уровень социально-психологической адаптации обучающихся; - разработка психолого-педагогических рекомендаций для педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся, направленных на создание благоприятных условий развития ребенка/подростка; - консультирование педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся о формах и методах поддержки ребенка/подростка; - отслеживание выполнения рекомендаций педагогами и законными представителями обучающихся, анализ эффективности и результативности психолого-педагогического сопровождения [6; 20; 24].

Одна из задач психолого-педагогического консилиума образовательной организации — разработка программы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися с девиантным поведением. В Письме Минобрнауки России от 28.04.2016 № АК-923/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением») указано, что «… индивидуальная профилактическая работа может проводиться с несовершеннолетними, допускающими неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, а также с несовершеннолетними обучающимися, имеющими риски отчуждения от образовательной деятельности в связи с неуспеваемостью по учебным предметам, не посещающими или систематически пропускающими занятия без уважительных причин» [15].

В случае затруднений/невозможности анализа причин отклоняющегося поведения детей/подростков и/или констатации факта неэффективности программы психолого-педагогического сопровождения образовательной организации, психолого-педагогический консилиум может рекомендовать родителям (законным представителям) обращение в региональную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), деятельность которой регулируется Приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии». Основными направлениями деятельности ПМПК являются: «а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей; б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций; в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением» [16, п. 10].

В зависимости от категории детей и подростков с отклоняющимся поведением ПМПК проводит два вида обследования: «несовершеннолетних с девиантным поведением (1) и несовершеннолетних с делинквентным поведением, т. е. находящихся в конфликте с законом (2)» [28, с. 79]. Цель деятельности ПМПК, проводящих обследование детей и подростков, демонстрирующих признаки отклоняющегося поведения: «… обследование несовершеннолетних с девиантным поведением, нуждающихся в специальном педагогическом подходе (1); обследование несовершеннолетних, в отношении которых решается вопрос о направлении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (2)» [11, с. 97—98]. В обследовании несовершеннолетних, демонстрирующих признаки отклоняющегося поведения, должны принимать участие клинический психолог, социальный педагог, психиатр (психоневролог), дефектолог и логопед. Задача специалистов — провести анализ диагностических признаков отклоняющегося поведения и разработать индивидуальную программу помощи несовершеннолетнему [28], реализация которой может проходить, в том числе, в образовательных организациях общего образования (при наличии кадровых, материально-технических и других условий). Заключение и рекомендации ПМПК по итогам комплексного обследование детей и подростков, находящихся в конфликте с законом, «… могут быть использованы в процессе решения юридически значимых ситуаций с участием несовершеннолетних на досудебном, судебном и постсудебном этапе в уголовном процессе» [11, с. 97].

В соответствии со статьёй 42 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», функции ПМПК могут быть возложены на центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ЦППМП). ЦППМП «…оказывает помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, оказывает методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, а также осуществляет мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации» [26, ст. 42].

С целью научно-методической поддержки деятельности ЦППМП Министерство образования и науки РФ выпустило в 2015 г. Письмо «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», содержание которого может быть полезно и специалистам психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций. В приложения данного документа находится типовой проект программы психолого-педагогического сопровождения (приложение 5 документа); краткая характеристика программ «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, переживших насилие, в том числе сексуальное», «Профилактика употребления ПАВ подростками и подростками с девиантным поведением», «Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних обучающихся в уголовном и гражданском процессе на этапах следствия, дознания, судопроизводства и исполнительного производства», «Психолого-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот, в том числе в приемных семьях» (приложение 4 документа; примерный перечень психодиагностических методик ЦППМСП (приложение 6 документа); перечень критериев оценки качества психологических услуг (приложение 9 документа) [12].

Представляется важным отметить еще одно условие, способствующее профилактике отклоняющегося поведения в детском и подростковом возрасте — развитие правосознания всех субъектов образовательных отношений. Как отмечают исследователи (И.А. Егоров, Ф.С. Сафуанов, 2014), низкий уровень правовой грамотности повышает риск неправомерного поведения [4]. В документе «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» [9] развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня определяется как одно из приоритетных направлений государственной политики. Развитие правовой грамотности должно осуществляться посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права [9, п. 15].

Наряду с просветительской деятельность, важным компонентом формирования правосознания школьников является «… правовое регулирование деятельности образовательных организаций, в том числе уровень качества локальных нормативных правовых актов, уровень их соответствия реально складывающейся деятельности и степень их соблюдения всеми участниками образовательных отношений» [5, с. 18]. При соблюдении данного условия можно говорить о том, что в образовательной организации будет создана ситуация для развития правосознания как вида сознания, формируемого в деятельности и в ней проявляющегося [там же].

Продолжая тему просвещения субъектов образовательных отношений, стоит отменить важную роль образовательной организации в развитии психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся, что является одним из условий реализации ФГОС общего образования и входит в перечень трудовых функций педагогических работников [23]. Развитие психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) детей и подростков может проходить в форме интерактивных развивающих занятий (тренинг, практикум, мастер-класс и т. д.), индивидуальных и групповых консультаций, распространения информационно-просветительских материалов в печатном и электронном виде, взаимодействия на дискуссионных площадках и во время детско-родительских мероприятий. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей будет проявляться в повышении их способностей к эффективному применению психолого-педагогических знаний в процессе реализации моделей родительского воспитания и взаимодействия с их детьми [23], что также является одним из условий снижения потребности детей проявлять отклоняющиеся формы поведения. Приведем нормативные документы, в которых содержатся методические рекомендации по организации психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) обучающихся.

1. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 № ВК-843/07 «О направлении методических рекомендаций по организации обучения» (вместе с «Рекомендациями по организации обучения педагогических работников, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также родителей (законных представителей) детей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения вич-инфекции и жестокого обращения с детьми».

2. Письмо Минобрнауки России от 31.03.2017 № ВК-1065/07 «О направлении методических материалов «Сценарии Всероссийского родительского собрания/педагогического совета «Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков». Один из мощнейших ресурсов профилактики девиантного (отклоняющегося) поведения в системе образования — это применение восстановительного подхода и медиации в ситуации возникновения конфликта, которое может быть организовано в следующих формах: - школьная и/или территориальная служба примирения; - волонтерские группы/клубы примирения; - объединение педагогов, осваивающих восстановительные программы как основу воспитательного процесса; - специалисты, прошедшие специальное обучение, распространяющие и применяющие методы восстановительного подхода и медиации в конфликтной ситуации [цит. по: 27]. Нормативные правовые документы, регламентирующие организацию школьных служб примирения/медиации:

3. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 № 1430-р (ред. от 01.09.2018) «Об утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность».

4. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» (вместе с «Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях»).

5. Письмо Минобрнауки России от 18.12.2015 № 07-4317 «О направлении методических рекомендаций». Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях.

6. Письмо Минобрнауки России от 26.12.2017 № 07-7657 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций»). Подводя итоги вышесказанному, перечислим еще раз основные условия организации первичной профилактики девиантного поведения детей и подростков в системе общего образования: - создание воспитательной и воспитывающей среды образовательной организации; - соблюдение прав несовершеннолетних, учет положений нормативных правовых документов при организации профилактической работы в образовательной организации; - проведение социально-психолого-педагогической диагностики с целью раннего выявления склонности и проявлений отклоняющегося поведения у детей и подростков; - организация деятельности психолого-педагогического консилиума образовательной организации; - организация эффективного междисциплинарного и межведомственного сотрудничества, в том числе взаимодействия с территориальной психолого-медико-педагогической комиссией и центром психолого-медико-социальной помощи; - развитие правосознания всех субъектов образовательных отношений; - развитие психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся; - применение восстановительного подхода и медиации в ситуации возникновения конфликтов.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. В Кирове предотвратили массовое убийство в школе [Электронный ресурс] // МИА «Россия сегодня». 24.09.2019. URL: https://ria.ru/20190924/1559036689.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews (дата обращения: 24.09.2019).
  2. Доклад по итогам мониторинга эффективности реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы. Т. I / Сост. Г.В. Семья, И.Е. Калабихина, А.М. Спивак, Е.И. Цымбал, А.В. Кучмаева, Н.Г. Зайцева, А.А. Шведовская; под науч.ред. В.В. Рубцова, Г.В. Семья. М.: Издание Совета Федерации, 2018. 272 с.
  3. Доклад по итогам мониторинга эффективности реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы Т. II / Сост. Г.В. Семья, И.Е. Калабихина, А.М. Спивак, Е.И. Цымбал, А.В. Кучмаева, Н.Г. Зайцева, А.А. Шведовская; под науч.ред. В.В. Рубцова, Г.В. Семья. М.: Издание Совета Федерации, 2018. 192 с.
  4. Егоров И.А., Сафуанов Ф.С. Образовательный процесс как фактор формирования правосознания [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2014. Том 6. № 3. С. 61—69. doi:10.17759/psyedu.2014060307
  5. Егоров И.А., Умняшова И.Б. Проблема формирования правосознания обучающихся в условиях децентрализации нормативного регулирования деятельности образовательных организаций // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 3. С. 16—22. doi:10.17759/chp.2017130303
  6. Кузнецова А.А., Ларин М.М., Ларина Н.С., Макунина Е.Б. Опыт разработки Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации // Вестник практической психологии образования. 2017. № 3(52). С. 8—18.
  7. Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся. М: МГППУ, 2018.
  8. Организация просветительской работы с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения: метод. рекомендации для руководителей образовательных организаций / Н.В. Дворянчиков, В.В. Делибалт, А.О. Казина, Н.В. Лаврешкин, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязова, Н.В. Власова, Н.В. Богданович, В.А. Чернушевич, Р.В. Чиркина, Г.С. Банников. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 112 с.
  9. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета. 14.07.2011, № 151.
  10. Пимонов В.А. О некоторых аспектах профилактики девиантного поведения [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2011. № 2. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n2/41678.shtml (дата обращения: 05.01.2020).
  11. Пимонов В.А., Делибалт В.В., Дворянчиков Н.В., Малкин Д.А. К вопросу о нормативно-правовом регулировании организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в контексте профилактики правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018. Том 8. № 1. С. 95—109. doi:10.17759/psylaw.2018080107
  12. Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи») // Администратор образования. 2016. № 9, май.
  13. Письмо Минобрнауки России от 25.06.2014 № 09-1169 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по созданию условий для развития деятельности молодежных и детских общественных объединений в целях расширения участия детей в общественной жизни и принятия решений, затрагивающих их интересы») [Электронный ресурс] // Правовой Сервер КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194160/ (дата обращения: 05.01.2020).
  14. Письмо Минобрнауки России от 26.02.2016 № 07-834 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по работе с детьми, самовольно ушедшими из семей и государственных организаций, и профилактике таких уходов») [Электронный ресурс] // Правовой Сервер КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256474/ (дата обращения: 05.01.2020).
  15. Письмо Минобрнауки России от 28.04.2016 № АК-923/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением») // Администратор образования. 2016. № 12, июнь.
  16. Приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» // Российская газета. 2013. 01.11. № 247
  17. Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства просвещения. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/6f205375c5b33320e8416ddb5a5704e3/ (дата обращения: 05.01.2020).
  18. Распоряжение Правительства РФ от 06.07.2018 № 1375-р
    «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства» //Собрание законодательства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. № 50 ст. 7843.
  19. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета. 2015. 08.06. № 122.
  20. Технологии психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающие преемственность организации образовательного процесса в условиях реализации современных ФГОС общего образования: метод. пособие для педагогических работников образовательных организаций общего образования / Под ред. С.В. Алёхиной. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017.
  21. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 июня 2012 г. № 23 ст. 2994.
  22. Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // Российская газета. 2017. 30.05. № 115.
  23. Умняшова И.Б. Организационно-правовые и этические аспекты деятельности педагогических работников по развитию психолого-педагогических компетенций родителей обучающихся // Развитие психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся: сб. научных трудов / Под ред. Г.В. Новикова, И.Б. Умняшова. М.: ФГБОУ ВО МГППУ; МГУ; ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА; ФПО России, 2017. С. 45—54.
  24. Умняшова И.Б., Егоров И.А. Междисциплинарный консилиум образовательной организации как вид психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Вестник практической психологии образования. 2016. № 3(48). С. 11—17.
  25. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. № 26 ст. 3177.
  26. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 06.03.2019) // Российская газета. 2012. 31.12. № 303.
  27. Чиркина Р.В. Развитие системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия: модели анализа, научные подходы и успешные практики // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 1. С. 156—167. doi:10.17759/pse.2016210114
  28. Чиркина Р.В., Делибалт В.В., Дозорцева Е.Г., Дегтярев А.В., Дебольский М.Г., Воронина А.В. К вопросу обоснования диагностических признаков различных категорий несовершеннолетних с противоправным поведением в контексте деятельности ПМПК [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018. Том 8. № 1. С. 77—94. doi:10.17759/psylaw.2018080106
  29. Шемякина О.О. Психолого-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения подростков [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. № 4. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n4/49305.shtml (дата обращения: 05.01.2020).
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика