Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8833Новости 1762Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

27 место — направление «Психология»

0,516 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,551 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Добровольчество и волонтерство как инструмент профилактики девиантного поведения подростков 18

Кучеренко П.А.
доктор юридических наук, профессор кафедры муниципального права, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5362-6774
e-mail: kpete@mail.ru

Коровяковский Д.Г.
доктор педагогических наук, старший научный сотрудник центра финансового мониторинга , Институт мировой экономики и финансов ВАВТ Минэкономразвития России, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6915-0248
e-mail: sirah13@mail.ru

Антонова Н.В.
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела социального законодательства, ФГНИУ «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7931-8331
e-mail: natalli_an@mail.ru

Хромова Н.М.
, научный сотрудник отдела социального законодательства, ФГНИУ «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0446-8877
e-mail: hromova-nm@yandex.ru

Майстрович Е.В.
доцент кафедры культуры и искусств, АННИО «МИИГУ имени П.А.Столыпина», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1390-4618
e-mail: elena.maystrovich@yandex.ru

Полный текст

Согласно Т.В. Дьячковой, Н.В. Зарниченко, девиантное поведение представляет собой действие, отклоняющееся от общепризнанных норм и стандартов в определенный период развития. К девиантному поведению также относят отклонения от социальных, психологических или нравственных норм, выраженные в антисоциальном решении конфликтов, нанесении ущерба себе или другим. Корректировка или устранение девиантного поведения происходит путем создания и применения формальных или неформальных санкций, принятых в конкретном обществе [2].

Исследователями отмечается, что оказавшиеся на улице подростки ищут способ объединиться с какой-либо иной группой подростков, что обусловлено их стремлением к объединению со своими сверстниками для общения и совместной деятельности. Такая потребность в неформальной среде общения является базовой для подросткового периода, частью процесса социализации. Если речь идет о ребенке из «группы риска», то зачастую неформальная группа его сверстников оказывается единственной сферой социализации. В свою очередь, естественная для подросткового возраста тяга к новому и рискованному формирует «почву» для асоциального поведения. В будущем антисоциальная среда окажет негативное влияние на формирование личности и характера подростка. Девиантное поведение отклоняющихся подростковых групп показывает, что данные группы находятся на подступах к противоправной деятельности. В качестве одного из эффективных средств профилактики и коррекции асоциального поведения у подростков является поддержка их социальных инициатив [2]. Для этого может быть использован воспитательный потенциал волонтерской деятельности. Создание условий для успешной социализации молодежи в целом и групп риска, в частности, является одной из приоритетных задач молодежной политики Российской Федерации и ее субъектов [6]. Данная задача может быть успешно реализована благодаря вовлечению молодежи в профилактику девиантного поведения через волонтерскую деятельность, где не только взрослые будут заниматься корректирующей работой с подростками из групп риска, но и их сверстники смогут оказать профилактическую помощь.

Под профилактикой девиантного поведения, согласно А.В. Першиной и А.С. Артюхиной, понимается совокупность профилактических мер: социально-медицинских, общественных и организационных мероприятий, направленных на предотвращение и ликвидацию различных социальных девиаций. Профилактика девиантного поведения у подростков направленна на предотвращение антисоциального поведения у обучающихся и развитие нравственных ценностей. В свою очередь, вовлечение подростков в волонтерскую деятельность может решить следующие задачи по коррекции девиации:

1) способствует объединению довольно большой молодежной группы, что важно при недостатке психолого-педагогических кадров;

2) способствует развитию устойчивых антинаркотических и антиалкогольных установок у волонтеров и их собеседников, воспитанию чувства ответственности;

3) при помощи добровольного движения позволяет сформировать навыки, в том числе приобрести социальный опыт для будущей профессии [7].

Данная статья посвященная исследованию влияния волонтерской деятельности на коррекцию девиантного поведения в подростковом возрасте. Целью статьи является анализ того, насколько именно вовлечение подростков из групп риска может поспособствовать предотвращению или коррекции девиантного поведения. В статье изучаются зарубежные и отечественные исследования в сфере преимуществ волонтерской работы для психо-эмоционального развития и состояния подростков, в особенности находящихся в группе риска. Проведенный в рамках статьи анализ показывает, что при выполнении волонтерской работы можно извлечь индивидуальные выгоды, которые выходят далеко за рамки самого волонтерского акта и могут корректировать антисоциальное поведения, сохраняя эффект еще долго даже после прекращения волонтерской работы [23].

Подростковый возраст — это период становления, в течение которого происходит серьезное моральное и эмоциональное развитие. В течение этого времени опыт волонтерства может дать чувство социальной ответственности, собственной значимости и счастья, что помогает в нравственном развитии. В дальнейшем эти подростки смогут стать уверенными в себе и ответственными взрослыми, которые не участвуют в преступной деятельности. Другими словами, участие подростков из групп риска в волонтерской деятельности может помочь скорректировать их девиантное поведение благодаря усилению чувства собственного достоинства, что в конечном итоге приводит к повышению устойчивости, просоциальному поведению, социальной ответственности и в целом увеличению благополучия. Таким образом, волонтерство может служить способом развития характера, позволяя подросткам становиться ответственными взрослыми членами общества [1].

Для большинства людей «волонтер» — это тот, кто тратит время на помощь другим, не ожидая платы или какой-либо иной выгоды для себя. Однако это не означает, что работа волонтера не имеет значения для самого волонтера. Действительно, широко распространено мнение, что помощь другим так же выгодна для «донора», как и для «реципиента». Исследования показывают, что большинство людей действительно верят в то, что помогать другим — это хороший способ добиться гармонии и удовлетворения в собственной жизни. Данная статья направлена на изучение влияния волонтерской деятельности на психо-эмоциональное состояние волонтеров и на коррекцию девиантного поведения у молодежи. Прежде всего, необходимо рассмотреть вклад добровольчества в социальный капитал общества, в его обеспечение общего доверия и взаимовыручки, которые делают возможной демократическую политику [21].

Справедливо отмечается, что волонтерство формирует характер и помогает уберечь детей от неприятностей и антисоциального поведения. Считается, что волонтерство способствует межличностному доверию, терпимости и сочувствию к другим и уважению к общему благу [20]. Это, в свою очередь, способствует минимизации девиантного поведения, нарушающего общественный порядок, например такого, как вандализм. Эмпирические исследования по этой теме не очень распространены, и их результаты несколько противоречивы, оставляют после себя больше вопросов, чем ответов. Например, Даниэль Хартанд и Роберт Аткинс, проведя опрос среди молодежи обнаружили, что подростки, участвующие в добровольной службе, вряд ли будут участвовать в анти-социальных мероприятиях в этом же году [16]. При этом данные, полученные в ходе проведенного в Мичигане исследования «Переходные периоды жизни подростков», показывают, что работа волонтеров может помочь предотвратить преступность среди молодых людей [18]. Проведенное исследование показало, что участие в социальных движениях снижало вероятность рискованного поведения, в то время как участие в командных видах спорта увеличивало его вероятность [18]. Джозеф Аллен, в другом исследовании, сравнивает одну группу старшеклассников, которые участвовали в программе «TeenOutreach», с контрольной группой, которая не участвовала в данной программе. TeenOutreach — это школьная программа, в которой участвуют молодые люди, занимающиеся волонтерской деятельностью в своих общинах и обсуждающие данную работу на групповых дискуссиях. Исследователем было обнаружено, что подростки-волонтеры из программы значительно снизили уровень рискового поведения, а также его последствий, по сравнению с контрольной группой, спустя год участия в программе [19]. Важно упомянуть, что полученные результаты влияния волонтерской работы на снижение девиантного поведения нельзя назвать абсолютно достоверными. Это связано с тем, что учащиеся сами выбирают участие в программе «TeenOutreach» [19, с. 636]. Стоит отметить, что количество добровольцев не влияло на вероятность вовлечения в проблемное поведение и что единственной волонтерской работой, которая имела этот полезный эффект, была работа, выбранная учащимися самостоятельно и приятная для них, которая заставляла их думать о будущих целях и обучала их новым навыкам. Деятельность добровольцев должна быть тщательно организована и проконтролирована для того, чтобы быть эффективной в аспекте коррекции поведения. Кроме того, следует отметить, что все перечисленные исследования имели очень короткий период анализа (один год) и не дают ответа на вопрос о влиянии волонтерской деятельности на снижение антисоциального поведения в более зрелом возрасте. Однако благодаря им можно проследить положительную динамику по коррекции поведения непосредственно у подростков. Кристофер Угген и Дженнифер Джаникула использовали данные первых восьми лет «Исследования развития молодежи», проводившегося в 1988—1995 гг. в США, чтобы исследовать влияние добровольчества на вероятность быть арестованным в течение более длительного периода [15; 17]. Они использовали ретроспективные самоотчеты с 1991—1995 гг., чтобы зафиксировать время первого ареста у разных респондентов. Половина из респондентов занимались волонтерской деятельностью в старших классах, вторая половина, соответственно, не принимала участия в добровольчестве. Только 3% добровольцев были арестованы в течение четырех лет после окончания школы, по сравнению с 11% не-добровольцев [3].

Нельзя выделить одну причину, которая бы лежала в основе позитивного влияния волонтерской деятельности на коррекцию девиантного поведения. Исходя из идеи теории социального контроля, можно ожидать, что волонтерство уменьшает правонарушения, потому что подвергает молодых людей неформальному социальному контролю и надзору. Теория социального обучения, предполагает, что волонтерство снижает риск девиантного поведения по той причине, что препятствует социальным контактам с правонарушителями и учит молодых людей просоциальным ценностям, которые накладывают нормативные ограничения на дальнейшую жизнь [14].

Другим немаловажным терапевтическим аспектом являются образуемые в процессе волонтерства социальные связи. Поскольку добровольчество помогает человеку лучше определить свою социальную роль, оно приносит пользу и психическому здоровью. К сожалению, исследования психологических преимуществ добровольчества нельзя назвать информативными, прежде всего потому, что они основаны на собственных оценках добровольцев [16]. Исследователи упускают из виду молодежь с более негативным опытом волонтерской работы и тот факт, что самовосприятие волонтеров может быть сильно искажено. Кроме того, они не считают, что «новые навыки и знания» могли бы быть получены другими способами, такими, как просто взросление и получение жизненного опыта. Например, можно рассмотреть исследование, проведенное Нэнси Морроу-Хауэлл для того, чтобы выяснить, какие преимущества в своей жизни получили те, кто занимался волонтерской работой длительное время. Более 90% респондентов сообщили о том, что во время волонтерской работы увеличилось их благосостояние, а также что они смогли найти большое количество новых друзей и сформировать устойчивые взаимоотношения с ними. Более 70% отметили, что считают себя более продуктивными, чем до начала волонтерской работы [21]. Однако данное исследование проводилось без контрольной группы, с которой можно было бы сравнить полученные результаты и определить, насколько волонтерская деятельность способна увеличить социальные контакты, продуктивность и благосостояние по сравнению с теми, кто никогда не занимался волонтерской деятельностью или делал это на протяжении более короткого периода времени [12].

Другой сферой, про которую нельзя не упомянуть, является повышение физического здоровья среди тех, кто занимается волонтерской работой. Последние достижения в области медицинской социологии привлекли внимание к преимуществам социальной интеграции и социальной поддержки для физического здоровья [4]. Помогая другим, люди могут создавать более сильные социальные сети, которые защищают от стресса и снижают риск возникновения заболеваний. Возможно, что связь между волонтерством и здоровьем обусловлена тем, что волонтеры имеют доступ к дополнительной информации о пользе физических упражнений и профилактической медицинской помощи. Ряд недавних исследований дают четкие указания на то, что в добровольчестве есть преимущества для физического здоровья. Поскольку все они используют продольные данные — и некоторые используют смертность в качестве переменной результата, — они позволяют сделать вывод, что именно добровольчество улучшает здоровье, а не то, что здоровые люди больше занимаются добровольчеством. Филлис Моен в своем исследовании использовала данные двух волн, 1956 и 1986 гг., чтобы исследовать влияние волонтерства на начало серьезных заболеваний и функциональную инвалидность. Люди, которые занимались волонтерской работой в перерыве между измерениями в 1986 г., набирали больше функциональных способностей, чем те, которые этого не делали [19; 22].

Существует ряд причин, по которым волонтерство способно оказывать положительное влияние на психическое здоровье. Во-первых, волонтерство — это форма социальной активности или социального участия. Хорошо известно, что социальная интеграция — количество социальных связей или взаимоотношений, которые имеет человек, — приводит к положительным последствиям для психического здоровья [11; 24]. Социальная изоляция — чувство, при котором человек чувствует себя отвергнутым от социальных групп, наоборот, негативно сказывается на формировании психоэмоционального здоровья, особенно в подростковом возрасте. Еще одна причина, по которой существует связь между добровольчеством и психическим здоровьем, заключается в том, что работа добровольцев является формой помогающего поведения. Оказание помощи даже в некой обобщенной форме и обобщенной группе людей, а не конкретным людям, как в формальной волонтерской деятельности, является самоутверждающим опытом. В определенных условиях это может способствовать укреплению доверия в обществе в целом и в рамках конкретной социальной группы — в частности.[13].

Другим важным исследовательским направлением является изучение эффектов различных видов волонтерской деятельности. Некоторые виды волонтерской работы могут быть очень стрессовыми, в то время как иные могут нести более восстановительный характер [5]. Более положительный эффект на коррекцию девиантного поведения оказывает именно восстановительная волонтерская работа, например, оказание помощи детям и пожилым людям, содержащимся в приютах и домах престарелых. Однако в данном случае необходимо учитывать личные качества волонтера — в некоторых случаях положительный эффект отмечается и от более стрессовой волонтерской работы [24]. Немаловажным аспектом для изучения эффективности волонтерства является жизненный цикл респондентов. Отмечается, что наибольший положительный эффект волонтерская работа оказывает на подростков и пожилых людей, так как именно они зачастую наибольшим образом нуждаются в формировании социальных контактов, поддерживающей социальной группе и общественном признании. В этом возрасте волонтерство является выскоинвестиционной деятельностью, требующей дисциплины, времени и жертв.

В 2016 г. в США было проведено первое исследование, посвященное изучению долгосрочной связи между волонтерской деятельностью подростков (в возрасте 12—18 лет) и распространенностью девиантного поведения, арестов и осуждений во взрослом возрасте (более 18 лет) [23]. Результаты показывают, что те, кто занимался волонтерской деятельностью в подростковом возрасте совершали на 11% меньше антисоциальных действий, имели на 31% меньше арестов и на 39% меньше тюремных сроков в возрасте 18—28 лет; на 28% меньше антисоциальных действий, на 53% меньше арестов и на 36% меньше обвинительных приговоров в возрасте 24—34 лет, по сравнению с теми, кто не принимал участия в добровольческой работе. Результаты проведенного исследования в целом подтверждают результаты предыдущих исследований, но демонстрируют не только влияние волонтерства на коррекцию поведения подростка, но и его влияние на дальнейшее формирование личности и жизнь в более зрелом возрасте

Стоит также отметить фактор непосредственно добровольности, который оказывает огромное влияние на повышение эффективности волонтерской деятельности для коррекции девиантного поведения. В этом же исследовании отмечалось, что волонтеры-подростки, участвовавшие в работе по решению суда, а не по собственному желанию, имели более высокий уровень преступного поведения по сравнению с добровольцами [8]. Эти участники также имели самый высокий средний показатель правонарушений и были отстранены от занятий и исключены из школы чаще, чем любая другая группа на исходном уровне [23]. Выше уже упоминалось, что факт добровольности играет одну из решающих ролей в использовании волонтерства для улучшения жизни подростков из групп риска или демонстрирующих девиантное поведение. Данный факт необходимо учитывать при работе с подростками и не заставлять их насильно быть волонтерами, а показывать положительные стороны и преимущества такой работы с целью их мягкого вовлечения в процесс [25]

Более того, проведенное в 2015 г.исследование в Дании показало, что если правонарушитель, при наличии такой возможности, добровольно выбирал общественные работы вместо штрафа или лишения свободы, то в дальнейшим он демонстрировал более социально-ответственное поведение. При аналитической работе необходимо учитывать различия в опыте каждого из респондентов. Дифференциация может зависеть от качества или интенсивности опыта волонтерства, включая различия в количестве часов работы, типе волонтерской деятельности и уровне вовлеченности среди добровольцев [9]. Например, волонтеры могут быть мотивированы конкретными причинами для осуществления добровольческой деятельности и могут быть вовлечены в нее с большой интенсивностью, поскольку это может стать для них отличным источником повышения самооценки и социального взаимодействия. Проведенные зарубежные и отечественные исследования показывают эффективность вовлечения молодежи из групп риска в волонтерскую работу с целью предупреждения или коррекции девиантного поведения. Успешность использования добровольчества демонстрируется не только в теоретическом анализе, но и на практике, например, опыт подобной работы отражен в статьях Дьячковой Т.В., Зарниченко Н.В., Першиной А.В. и Артюхиной А.С. [2; 7]. В заключение необходимо признать, что вовлечение подростков в волонтерскую работу при грамотном подходе может стать отличным способом профилактики девиантного поведения [10]. Наш анализ показал, что волонтерская работа в подростковом возрасте оказывает влияние на снижение преступности в подростковом и более позднем возрасте. Волонтерство имеет потенциал для долгосрочной устойчивости среди подростков. При этом стоит отметить, что в России уделяется меньше внимания потенциальным возможностям волонтерской работы и изучению этих возможностей, несмотря на положительный эффект. Проведение исследований, аналогичных зарубежным и направленых на иные аспекты работы, помогут оценить эффективность уже существующих программ добровольчества в предотвращении девиантного поведения.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Данилова Е.В. Международный опыт волонтерской деятельности // Вестник РМАТ. 2015. № 4. С. 10—15.
  2. Дьячкова Т.В., Зарниченко Н.В. Вовлечение подростков в волонтерское движение как средство противодействия ассоциальным группировкам // ОБЗОР.НЦПТИ. 2018. № 1. С. 70—79.
  3. Калинина Т.В. Профилактика девиантного поведения подростков // Феноменология и профилактика девиантного поведения: Материалы IV Всероссийской с международным участием  научно-практической конференции: в 2 т. Т. 2. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2010. С.61—64.
  4. Калинина Т.В. Психопрофилактика отклоняющегося поведения подростков // Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»: опыт, проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием (9—10 декабря 2015 г.) / Под ред. Т.Т. Щелиной, Т.В. Калининой; Арзамасский филиал ННГУ. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. С. 363—369.
  5. Криминализация и декриминализация как формы преобразования уголовного законодательства: монография / Отв. ред. В.П. Кашепов. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ООО «Юридическая фирма КОНТРАКТ», 2018 280 с. С. 143—158.
  6. Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков // Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»: опыт, проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием (9—10 декабря 2015 г.) / Под ред. Т.Т. Щелиной, Т.В. Калининой; Арзамасский филиал ННГУ. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. С. 152—155.
  7. Першина А.В., Артюхина А.С. Волонтерская деятельность как современное средство профилактики девиантного поведения // Форум молодых ученых. 2016. № 1. С. 80—84.
  8. Социология, философия право в системе противодействия преступности: практической конференции (г. Красноярск, 22 ноября 2018 г.) / Отв. ред. В.Е. Шинкевич. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2018. 224 с.
  9. Сычева А.В. Социальный портрет добровольца в современном обществе: региональный аспект // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Вып. 2. 2016. С. 93—100.
  10. Хромова Н.М. Влияние семьи на девиантное поведение несовершеннолетних // Социология, философия право в системе противодействия преступности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Красноярск, 22 ноября 2018 г.) / Отв. ред. В.Е. Шинкевич. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2018. С. 222—224.
  11. Шнейдерман А.А. Актуальные проблемы волонтерской деятельности на территории Российской Федерации // Аллея науки. 2017. Т. 3. № 13. С. 779—785.
  12. Allen J., Kuperminc G., Philliber S., Herre K. Programmatic prevention of adolescent problem behaviors: The role of autonomy, relatedness, and volunteer service in Teen Outreach program // Am J Commun Psychol. 1994. Vol. 22(5). P. 617—638. doi: 10.1007/BF02506896
  13. Chen P., Chantala K. Guidelines for analyzing Add Health Data. Chapel Hill: Carolina Population Center, University of North Carolina at Chapel Hill, 2014.
  14. Crean H. Youth activity involvement, neighborhood adult support,individual decision making skills, and early adolescent behaviors: Testinga conceptual model // J Appl Dev Psychol. 2012. Vol. 33. P. 175—188. doi: 10.1016j.appdev.2012.04.003
  15. Uggen C., Jennifer Janikula J. Volunteerism and Arrest in the Transition toAdulthood // SOC. FORCES. 1999. Vol. 331. P. 336—37.
  16. Hart D., Atkins R. Urban America as a Context for the Development of MoralIdentity in Adolescence // J. SOC. 1998.Vol. 513.
  17. Greenland S., Daniel R., Pearce N. Outcome modelling strategies in epidemiology: traditional methods and basic alternatives // Int J Epidemiol. 2016. Vol. 45(2). P. 565—575. doi: 10.1093/ije/dyw040
  18. Jacquelynne E., Barber B. Student Council, Volunteering, Basketball andMarching Band: What Kind of Extracurricular Activity Matters? // ADOLESCENT RES. 1999. Vol. 10. P. 13.
  19. Joseph P. Programmatic Prevention of Adolescent Problem Behaviors: TheRole of Autonomy, Relatedness, and Volunteer Service in the Teen Outreach Program // COMMUNITY PSYCH. 1994. Vol. 22. P. 617.
  20. Lansford J., Dodge K., Griffith Fontaine R., Bates J., Pettit G. Peer rejection, affiliation with deviant peers, delinquency and risky sexual behavior // J Youth Adolesc. 2014. Vol. 43. P. 1742—1751. doi: 10.1007 s10964-014-0175-y
  21. Morrow-Howell N. The perceived benefits of participation in volunteer and educational activities // GERONTOLOGICAL SOC. WORK. 1999. Vol. 65.
  22. Moen P. Successful Aging: A Life Course Perspective on Women’s MultipleRoles and Health // Sociale. 1992. Vol. 2. P. 1612—1628.
  23. Ranapurwala S., Casteel C., Peek-Asa C. Volunteering in adolescence and young adulthood crime involvement: a longitudinal analysis from the add health study // Inj Epidemiol. 2016. Vol. 3. doi: 10.1186/s40621-016-0091-6
  24. Rowhani-Rahbar A, Zatzick D, Wang J, et al. Firearm-relatedhospitalization and risk for subsequent violent injury, death, or crimeperpetration: A cohort study // Ann Intern Med. 2015. Vol. 162(7). P. 492—500. doi:10.7326/M14-2362
  25. Sweeten G., Piquero A., Steinberg L. Age and the explanation of crime, revisited // Youth Adolesc. 2013. Vol. 42. P. 921—938. doi: 10.1007/s10964-013-9926-4
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика