Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9245Новости 1820Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI)
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 48 место — направление «Психология» 0,217 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 0,852 — двухлетний импакт-фактор Психология и право Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (online): 2222-5196 DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2010 года Периодичность: 4 номера в год Формат: сетевое издание Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психология и право К проблеме психологического обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур 15Кубышко В.Л. Крук В.М. Вахнина В.В. Федотов А.Ю. Полный текст
Введение Повышение значимости и социальной цены профессиональной деятельности специалиста силовых структур происходит на фоне ее динамичного усложнения, являющегося следствием изменяющихся условий и совершенствующихся средств и способов силового разрешения межгосударственных и социальных противоречий [10]. Традиционная система профессиональной подготовки нуждается в непрерывной коррекции [7; 12], учете как позитивного, так и негативного влияния, которое оказывает эта динамика на специалиста. В этих условиях остро ставится вопрос об обосновании системы дополнительных мер по изучению психологических последствий изменения профессиональной деятельности и их быстрого принятия для достижения соответствия специалиста силовых структур требованиям современности. Как показывает теоретический анализ проблемы и проведенные экспериментальные исследования, задача может быть успешно решена в рамках психологического обеспечения профессиональной надежности. Сущность, содержание и принципы психологического обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур Профессиональная надежность специалиста силовых структур это интегральное психофизическое качество личности[1], детерминирующее своевременное достижение необходимой эффективности действий и ее сохранение в установленных временных пределах при воздействии комплекса профессиональных стрессовых факторов; характеризующееся заданной избыточностью по отношению к типичным ситуациям профессиональной деятельности. Она издавна ставилась и решалась в нашей стране в разных контекстах, однако концептуально научно разработана только в современное время [5, 6]. Психологическое обеспечение профессиональной надежности специалиста силовых структур[2] это комплекс дополнительных мероприятий психологической работы по непрерывному изучению психологических причин срывов, ошибок и затруднений в профессиональной деятельности, обоснованию системы детерминирующих их психофизических качеств, направленный на оценку и совершенствование этих качеств путем внесения изменений в процедуры профессионально-личностной диагностики, профессионально-личностного развития. [15]. Содержание психологического обеспечения составляет непрерывный цикл мероприятий (рис. 1) направленный: - на исследование ситуаций профессиональной деятельности и выявление системы психофизических детерминант ее срывов, ошибок и затруднений; - реализацию данных исследования в рамках системы профессионально-личностной диагностики и профессионально-личностного развития. Теоретический анализ и экспериментальные апробации решения проблемы психологического обеспечения профессиональной надежности позволяют сформулировать его принципы. 1. Единство с профессиональной деятельностью специалистов силовых структур и погруженность в нее. 2. Непрерывность исследования профессиональной деятельности и совершенствования технологий выявления детерминант профессиональной надежности. 3. Оперативность реализации исследовательских данных, выражающаяся в совершенствовании технологий профессионально-психологического отбора и профессионально-личностного развития. 4. Целостность психологического обеспечения профессиональной надежности. 5. Комплексность психологического обеспечения профессиональной надежности специалистов силовых структур. 6. Прогрессивность психологического обеспечения профессиональной надежности или принцип восходящей спирали индивидуального профессионально-личностного развития. 7. Специализированность средств и способов психологического обеспечения профессиональной надежности.
Рис. 1. Концептуальная модель психологического обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур. Перечисленные принципы воплощаются в единстве применяемых психологических технологий изучения деятельности, оценки степени соответствия специалиста выявленным требованиям и его развития. Структура психологического обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур Первая группа технологий составляет исследовательскую часть психологического обеспечения профессиональной надежности специалистов силовых структур. Вторая группа ориентирована на профессионально-личностную диагностику (ПЛД) и профессионально-психологический отбор (ППО). Третья группа технологий направлена на профессионально-личностное развитие (ПЛР). Первая группа технологий ориентирована на изучение профессиональной деятельности методом ССАД и обоснование системы психофизических качеств, детерминирующих профессиональную надежность. В проведенном экспериментальном исследовании данные ССАД о системе психофизических качеств-детерминант и ситуациях их проявления в практической деятельности использованы как основа для изучения особенностей диагностических и развивающих процедур реализационной части психологического обеспечения. В данной статье технология ССАД не рассматривается, так как достаточно представлена в современной научной литературе, как в теоретическом, так и прикладном вариантах [5; 6; 9]. Для их успешной реализации второй и третьей групп технологий необходимо выяснить: какие из психофизических качеств-детерминант профессиональной надежности[3] должны быть обеспечены в рамках профессионально-психологического отбора, а какие — в рамках профессионально-личностного развития. Качества-детерминанты, не способные к изменениям в процессе профессионально-личностного развития, рассматриваются как предмет профессионально-психологического отбора. Этот признак лежит в основе деления качеств-детерминант на резистентные и пластичные. Результаты экспериментального исследования психологического обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур По итогам годичного формирующего эксперимента, проведенного в условиях функционирующего подразделения силовых структур выявлен перечень резистентных и пластичных показателей профессиональной надежности специалиста, также апробированы диагностические и развивающие средства, соответствующие задачам психологического обеспечения (табл. 1). Таблица 1 Показатели профессиональной надежности специалиста силовых структур, уровень их резистентности и методы диагностики
Примечание: 1 — моделирование ситуации МПДО/АМ; 2 — диагностика мотивации; 3 — диагностика сенсомоторных процессов; 4 — диагностика познавательных процессов; 5 — диагностика эмоциональной сферы; 6 — диагностика волевой сферы; 7 — компьютерная ситуативно-игровая диагностика; 8 — величина показателей по результатам начального измерения; 9 — величина показателей по результатам итогового замера; 10 — статистическая значимость различий по развитию качеств-детерминант экспериментальной группы по итогам формирующего эксперимента (t критерий Стьюдента для связанных выборок: р = 0,001; tks > 3,65; р = 0,01; tks >2,75; р = 0,05; tks >2,04 при n=31; р = 0,001; tks > 3,71; р = 0,01; tks >2,78; р = 0,05; tks >2,06 при n=32); 10 — степень резистентности качества: В — высокая, С — средняя, Н — низкая. Из таблицы 1 видно, что примененная технология ПЛР высоко эффективна по отношению к большинству показателей (> 50%), характеризующих качества-детерминанты. Высокую резистентность имеют диспозиционная мотивация и волевые качества, остальные показатели улучшились на уровне статистически значимой тенденции (р ˂ 0,05). В контрольной группе изменения на уровне тенденции произошли лишь по показателям 3.3, 3.4 и 4.3 (в таблице не приводится). Как показал эксперимент, диагностические методики, применяемые для ППО и для ПЛД в рамках ПЛР, должны отвечать различным требованиям. Так, методики ППО [8, 9], оценивающие резистентные качества-детерминанты, должны быть высоко валидны, надежны, способны точно выявлять глубинные особенности личности по большому числу показателей, иметь высокий прогностический потенциал, ориентироваться на определенные объективные показатели профессиональных норм. Требования к диагностическому инструментарию, используемому в сопровождении процесса ПЛР пластичных качеств-детерминант, несколько иные. Эти методики должны быть простыми, т. е. применимыми в полевых условиях, не занимать много времени в процессе получения и обработки данных, быть доступными для применения инструктором, даже не имеющем специального психологического образования. Не так важна глубина и многосторонность получаемых данных, их абсолютная точность, как их ипсативность[4]. Технологии профессионально-личностной диагностики и профессионально-личностного развития подбираются, разрабатываются и совершенствуются в тесной взаимосвязи. Они систематизированы в рамках индивидуального психофизического тренинга (ИПФТ), разработанного на основе отечественных теоретико-прикладных подходов [1; 2; 3; 4; 9; 11; 13; 17]. Весь комплекс методов ИПФТ реализуется в форме: 1) специализированных занятий, направленных развитие способности к самоосознанию и саморегуляции в процессе поуровневой интеграции психофизических функций от фоновых уровней (А — тонуса и В — синергий), до ведущих процессе выполнения профессиональных задач (С — пространственных, D — предметных и Е — символических действий) [7; 12]; 2) психологического сопровождения: а) плановых занятий по профессиональной подготовке путем включения в них методов, освоенных в процессе специализированных занятий, в целях повышения эффективности овладения соответствующими умениями и развития качеств-детерминант, а также расширения сфер применения и получения опыта применения психофизических методик; б) выполнения профессиональных задач, где применяются методы, освоенные в процессе специализированных и плановых занятий для адресной активации функций, обусловленных качествами-детерминантами при реализации профессиональных знаний, навыков и умений, и тем самым повышения эффективности действий; 3) психологической помощи: а) целенаправленного развития индивидуальной стрессоустойчивости [12]; б) приобретения положительного опыта использования освоенных методов самовоздействия; в) проработки негативного опыта профессиональной и жизнедеятельности [7;15];
Содержание ИПФТ как основы психологического обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур Содержание технологии ИПФТ профессионально-личностного развития профессиональной надежности специалистов силовых структур представлено рядом взаимосвязанных блоков, реализующихся в рамках всех вышеперечисленных форм занятий. Структура блоков, их содержательные пропорции могут изменяться в зависимости от особенностей профессиональной деятельности конкретной категории специалистов силовых структур, имеющихся материальных и временных ресурсов. Базовый вариант представлен на рис. 2. Рис. 2. Структура базового курса индивидуального психофизического тренинга в рамках психологического обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур. 1. Блок первоначальной оценки и принятия Я-образа. А. ППО по показателям базисных и резистентных качеств-детерминант и отсев неподходящих кандидатов. Реализуется перед включением в штат подразделения или включением специалиста в программу ПЛР профессиональной надежности[5]. Б. ПЛД по пластичным психофизическим качествам-детерминантам и проведение специальных процедур, направленных на понимание, осознание и принятие существенных для ИПФТ компонент Я-образа. Реализуется самостоятельно как первый этап ИПФТ и сопровождает прохождение всех последующих блоков программы. 2. Блок овладения методами произвольной психической саморегуляции. Предполагает овладение технологиями произвольной психической саморегуляции, подобранными и модифицированными с учетом особенностей профессиональной деятельности. По мере освоения программы ИПФТ и приобретения опыта саморегуляции для решения учебных и практических профессиональных задач складывается индивидуальный стиль профессиональной саморегуляции (ИСПСР), который продолжает совершенствоваться в рамках всей последующей профессиональной жизни и деятельности. 3. Блок развития сенсомоторных компонент пространственных и предметных действий. Предполагает использование возможностей, которые дает саморегуляция по осознанию глубинных уровней построения движений и действий (А — тонуса и В — синергий). Это позволяет довести качества-детерминанты этих уровней до профессиональной нормы и сформировать двигательные инварианты, обеспечивающие избыточную вариативность исполнительских и интеллектуальных операций на ведущих уровнях (С — пространственного поля, D — предметных действий, Е — интеллектуальных действий). 4. Блок развития пространственно-временнóго восприятия. Предполагает профессиональную операционализацию естественного алгоритма перцептивных действий. Реализуется путем функциональной интеграции А- и В-качеств на уровне пространственного поля С — усвоения перцептивных эталонов и целенаправленного развития значимых для профессиональной деятельности сенсорных модальностей, пространственной памяти, внимания. 5. Блок развития уровня профессиональных предметных действий и формирования профессиональных операций. Предполагает целенаправленное расширение профессиональной вариативности уровня предметных действий D на основе инвариантности его сенсомоторных и перцептивных компонент по уровням А, В, С. 6. Блок развития профессиональных интеллектуальных действий. Предполагает целенаправленное развитие уровня предметных D и символических действий Е, их профессионализацию применительно к задачам профессиональной коммуникации; получения, селекции, изучения и интерпретации информации; принятия решений и программирования вариантов его реализации и т. п. на основе инвариантности сенсомоторных и перцептивных компонент действия по уровням А, В, С и вариативности исполнительских профессиональных действий по D. 7. Блок развития профессиональной стрессоустойчивости. Реализуется в целях развития способностей к осознанию и регуляции диапазонов стеничности и взаимной трансформации базовых эмоциональных регистров, с опорой на известные закономерности их функционирования [7]. Ознакомление специалиста с особенностями воздействия профессиональных стрессоров происходит в процессе моделирования соответствующих типологизированных ситуаций из банка данных ССАД. Особенностью ИПФТ как технологии профессионально-личностного развития профессиональной надежности специалистов силовых структур является то, что: 1) освоение перечисленных блоков методик осуществляется в рамках последовательно-параллельного алгоритма; технологии предыдущего блока интегрируются в следующий, для которого освоенные ранее методы являются предпосылкой успешности его освоения; 2) представленная последовательность блоков технологий определяется логикой естественной взаимосвязи и развития психических структур от базовых элементарных к высшим и отражает оптимальный алгоритм формирования качеств-детерминант; 3) использование технологий произвольной психической регуляции не только нацелено на общую релаксацию или активацию специалиста, но и используется для повышения возможностей актуализированного осознавания и ретроспективной рефлексии в процессе профессиональной подготовки и практической деятельности. 4) упражнения, разрабатываемые для развития качеств-детерминант в рамках любого блока, конструируются как тот или иной аспект типологизированных ситуаций профессиональной деятельности, взятой из банка данных ССАД, а следовательно, учитывают специфику конкретного ведомства. Закономерности и механизмы психологического обеспечения В процессе теоретического анализа, экспертной оценки и варьирования содержания применяемых технологий в формирующем эксперименте обоснованы закономерности профессионального обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур. 1. Поуровневая интеграция психофизических функций, предполагающая учет взаимосвязи развития психофизических качеств высших уровней построения движений и действий D, Е с предшествующей глубокой профессионализацией нижележащих уровней А, В и С. 2. Актуализированное осознавание в процессе тренинга, предполагающее учет влияния осознанности нюансов функционирующих психофизических процессов на эффективность их развития. 3. Рефлексия как влияние ретроспективного осознавания, рационального оценивания, накопления, оптимизации и применения опыта профессиональной деятельности в процессе совершенствования профессиональных действий. 4. Профессиональная самоидентификация как взаимосвязь осознания всего многообразия проявлений избранной профессии профессионального и их принятия на уровне Я-образа. Посредством теоретического анализа, экспертной оценки и моделирования типичных и вероятных ситуаций профессиональной деятельности в констатирующем эксперименте были выявлены механизмы профессиональной надежности специалиста силовых структур. 1. Избыточность — реализация профессиональных действий в рамках вариативных алгоритмов и преодоление бóльшего количества значимых затруднений, чем необходимо в типичных профессиональных ситуациях. 2. Резервирование — актуализация в типичных ситуациях только необходимого объема психофизического ресурса, привычка сохранять его запас и востребовать его в случае неблагоприятного развития ситуации. 3. Компенсация — осуществление действий за счет рекрутирования одних психофизических функций при невозможности или нецелесообразности использования других, выбор осуществляется в зависимости от оценки условий, актуального состояния и оставшихся психофизических резервов. 4. Самоконтроль — осознание и произвольное изменение значимых внутренних компонент действий в ключевые моменты развития ситуации. 5. Самодетерминация — дополнительное самомотивирование на выполнение задачи в ситуациях конфликта позитивной диспозиционной и ситуативной мотивации, с одной стороны, и негативной ситуативной мотивации, связанной с актуализацией потребности самосохранения — с другой стороны. Таким образом, проведенные экспериментальные исследования доказывают, что реализация данной модели психологического обеспечения дает возможность существенно повысить профессиональную надежность специалиста силовых структур. [1] Термином «психофизические качества» подчеркивается целостность отражательного и моторного процесса в ходе реализации функций психики и роль моторной составляющей в механизмах интериоризации и экстериоризации в динамике развития специалиста. Присущая специалисту совокупность телесных (прежде всего моторных), физиологических и психических свойств в процессе отражения реальности, построения интегрального образа, регуляции деятельности реализуется целостно путем интеграции, понимаемой в контексте теории поуровневого построения движений и действий Н.А. Бернштейна, развитого в трудах В.П. Зинченко, Н.Д. Гордеевой, Б.М, Величковского и др. [2] Далее по тексту — психологическое обеспечение. [3] далее по тексту — качества-детерминанты. [4] Ипсативный, т. е. отраженный или измеряемый относительно себя. Ипсативное измерение, показывает изменения психофизических качеств до и после воздействия или соотношение уровня развития различных видов того ли иного процесса (например, память на лица в сравнении с памятью на пространственные формы и т. п.), но не может показывать, являются ли его показатели достаточно стабильными и высокими или низкими относительно общепрофессиональных норм. [5] В формирующем эксперименте исключение специалистов по данным показателям не производилось в целях доказательства гипотезы в части, касающейся определения возможностей используемой системы ПЛР по их совершенствованию и определению их роли в развитии пластичных качеств-детерминант.
Литература
Статьи по теме
Кубышко В.Л., Вахнина В.В., Крук В.М., Федотов А.Ю. Федотов А.Ю. Юридическая психология | Байтимирова А.А., Коноплева И.Н. Особенности эмоционального выгорания у офицеров силовых структур с различным сроком службы Юридическая психология | Борисова С.Е., Зейналов Ф.Н. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|