Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9245Новости 1820Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI)
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 48 место — направление «Психология» 0,217 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 0,852 — двухлетний импакт-фактор Психология и право Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (online): 2222-5196 DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2010 года Периодичность: 4 номера в год Формат: сетевое издание Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психология и право Психолого-педагогические условия первичной профилактики наркомании в студенческой среде 12Милёхин А.В. Умняшова И.Б. Егоров И.А. Полный текст
Наркомания «… представляет собой заболевание, обусловленное зависимостью от наркотических средств или психотропных веществ» [5, с. 116]. Проблема наркомании «… носит глобальный характер и представляет собой опасность для жизни и здоровья всего человечества, особенно молодежи» [18, с. 1]. Профилактика наркомании среди молодежи, как наиболее активной группы незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, «… на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества, определяющих острую необходимость организации решительного и активного противодействия» [15, с. 2]. Наиболее активным участником процесса профилактики наркомании в Российской Федерации является система образования. «Имеющийся у нее профессиональный, организационный ресурс, а также сфера ее социального влияния позволяют обеспечивать комплексное, системное воздействие на целый ряд социальных групп, прежде всего несовершеннолетних и молодежи, а, следовательно, вносить существенный вклад в формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения» [15, с. 2—3]. Добиться ожидаемых государством результатов возможно только в ситуации, когда в образовательной организации создана система психолого-педагогических условий, опирающаяся на нормативно-правовые основания и этические основания профилактической деятельности в сфере образования [13] и научно обоснованные представления об эффективной организации процесса профилактической работы. Существует множество научных подходов и моделей к организации первичной профилактики наркомании в детской и молодежной среде, которые условно можно разделить на 3 вида: 1) модели психолого-педагогического воздействия на социальное окружение с целью минимизации негативного влияния на детей, подростков и молодежь; 2) модели социально-психологической поддержки; 3) модели профилактики, в основе которых лежит просветительско-развивающая деятельность, направленная на формирование у детей и молодежи знаний, навыков и компетенций, помогающих решать возникающие жизненные трудности без помощи психоактивных веществ. В основе построения профилактической деятельности, направленной на социальное окружение, лежат трансакциональная модель превенции А.Дж. Самероффа, рассматривающая человека как продукт опыта, который он получает в ходе социального взаимодействия и модель антисоциального поведения Г. Паттерсона, с точки зрения которой отклоняющееся поведение является видом «протестного» поведения против повышенного контроля и агрессии со стороны взрослых [20, с. 13]. Применение данных моделей профилактики в вузе предполагает просветительско-развивающую и консультативную работу с социальным окружением молодых людей (прежде всего с родителями/законными представителями и педагогическими работниками), направленную на развитие представлений о негативных последствиях неконструктивного взаимодействия в системе «ребенок—родитель»/«обучающийся—педагог» (агрессивное поведение, чрезмерный контроль и гиперопека и т. д.), которые могут стать причинами возникновения интереса к девиантным формам поведения, в том числе к употреблению наркотических и психоактивных веществ. Конструктивным и позитивно воздействующим поведением со стороны значимого для молодых людей социального окружения может выступать модель социального влияния и поддержки, которая помогает развитию адаптивного поведения, способствует снижению чувствительности к стрессу и помогает развитию установок, связанных с ценностью собственной жизни и здоровья. Научной основой профилактической деятельности, направленной на формирование конструктивных форм поведения у референтного для молодых людей социального окружения, являются: модель «превентивных буферов» Н. Гемези и М. Роттера [20, с. 14]; модели социального влияния (Ф. Зимбардо и М. Ляйппе, Р. Петти и Дж. Качиоппо, Ш. Чайкен и др.) [1]; теория социальной идентичности (Г. Тэшфел, Дж. Тернер); теория самокатегоризации (А. Хеслам, Ж. Жеттен и др.) [2]; концепция социальной поддержки (С. Кохен, Т. Виллс и др) [9, с. 71—76]. Взаимодействие с социальным окружением студентов, несмотря на значимость, является менее эффективным направлением профилактической деятельности в вузах. Это связано, прежде всего, с низким уровнем готовности большинства родителей/законных представителей студентов вступать во взаимодействие с педагогическими работниками вуза по вопросам профилактики отклоняющихся форм поведения их уже достаточно взрослых детей и такой же низкой готовностью/мотивацией со стороны педагогических работников осуществлять воспитательные функции по отношению к обучающимся — студентам. Кроме того, родители/законные представители и педагогические работники не оказывают уже такого сильного влияния на формирование и развитие жизненных установок молодых людей, какое они оказывали в детском и подростком возрасте. Поэтому взаимодействие педагогического коллектива вуза и значимого для студентов социального окружения происходит, чаще всего, в кризисные для молодых людей моменты и относится к вторичному или третичному уровню профилактической работы. В то время как для первичной профилактики, способствующей сохранению и укреплению ценности жизни и здоровья молодых людей и их отказу от саморазрушающих форм поведения, более способствуют модели профилактической работы, направленные на развитие жизненных навыков и компетенций, помогающих конструктивно справляться с различными трудными жизненными ситуациями. К таким моделям профилактической работы можно отнести: теорию социального научения и самоэффективности; теорию продвижения здоровья А. Бандуры; теорию проблемного поведения Р. Джессора; концепцию здорового жизненного стиля ВОЗ; теорию жизненных навыков Д. Ботвина; мотивационную теорию постадийного изменения поведения (Прохазка, Ди-Клементи); трансакциональную теорию стресса и копинг-поведения Р. Лазаруса и др. [4; 9]; модель «Копинг-поведения» (Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский) [17]; модель развития самодетерминации (Э. Деси, Р. Райн, Т.О. Гордеева, О.Е. Дергачева, Л.Я. Дорфман, Е.Р. Калитеевская, Д.А. Леонтьев и др.) [21]; модель «факторов риска и факторов защиты» [3]. Основной акцент в перечисленных выше концепциях и теориях сделан на понимании того, что человек способен противостоять негативным факторам внешней среды в том случае, если у него развиты на достаточно высоком уровне самосознание, самооценка, ценностное отношение к себе и своему здоровью, мотивация к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Безусловно, в различные моменты жизни на человека могут оказывать разное влияние ситуации, с которыми он сталкивается, и если он владеет способами конструктивного преодоления трудностей, то у него не возникает потребности обратиться к способам «ухода от реальности» с помощью изменения состояния своего сознания. Создание ситуации для развития самосознания, повышение уровня психологической культуры обучающихся и их родителей (законных представителей) имеет большое значение для профилактики негативных проявлений в детской и студенческой среде, в том числе для первичной профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. Для организации первичной профилактической работы в вузе, способствующей предупреждению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в студенческой среде, в образовательной организации должны быть созданы определенные психолого-педагогические условия, такие как: раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; информирование студентов о правовых последствиях потребления наркотических средств и психотропных веществ; информирование всех участников образовательных отношений о способах получения психолого-медико-социальной помощи в регионе проживания (обучения); организация воспитательной деятельности в вузе, направленной на создание возможностей для студентов принимать участие в активной просоциальной деятельности; развитие психолого-педагогической компетентности у педагогических работников и родителей (законных представителей) в области профилактики зависимого поведения в молодежной среде; организация, реализация и методическая поддержка проекта «Равный обучает равного»; психологическое сопровождение студентов (просветительско-развивающая работа, психологическая помощь и поддержка, психологическое консультирование). Остановимся подробнее на каждом из вышеперечисленных условий. Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в вузе проводится в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 16.06.2014 № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования» [16]. Процедура регламентируется данным приказом и локальными актами образовательной организации, которыми определяются: - алгоритм получения информационных согласий на участие в процедуре тестирования обучающихся и их родителей (законных представителей) (для обучающихся моложе 18 лет); - регламент проведения процедуры социально-психологического тестирования, в том числе информация о способах соблюдения конфиденциальности при проведении тестирования и хранении его результатов; - поименные списки обучающихся, которые примут участие в социально-психологическом тестировании (по итогам получения информационных согласий); - состав и регламент работы комиссии из числа работников вуза, которая будет обеспечивать организационно-техническое сопровождение процедуры тестирования в образовательной организации; - утвержденное расписание тестирования, с указанием времени и учебных аудиторий для проведения тестирования [16]; - иные необходимые процедуры. Информирование студентов о правовых последствиях потребления наркотических средств и психотропных веществ. На государственном уровне незаконное потребление наркотических и психотропных веществ справедливо отнесено к последствиям правового нигилизма, низкого уровня правосознания [14, п. 11]. Как отмечалось ранее, низкий уровень правовых знаний несет в себе высокий риск неправомерного поведения [6], что свидетельствует о необходимости информирования студентов о юридической ответственности за незаконное употребление наркотиков и психотропных веществ. Вместе с тем одного только информирования об установленных государством санкциях для профилактики будет не достаточно, в образовательном процессе необходимо использование достижений культурно-исторической психологии Выготского Л.В. и теории деятельности Леонтьева А.Н., обеспечивая тем самым, деятельностное участие студентов в процессе [7] — это может быть разбор конкретных ситуаций, например, описанных в прессе, содержание и изложение которых может быть наложено (виртуально) студентами на себя, своих близких и позволит им самим «пережить» последствия; студентам можно предложить спрогнозировать их собственную жизнь в случае участия в незаконном потреблении наркотиков и психотропных веществ с точки зрения правовых последствий, а также их дальнейших профессиональных и личностных перспектив. Информирование всех участников образовательных отношений о способах получения психолого-медико-социальной помощи в регионе проживания (обучения) также является важным условием организации профилактической работы в вузе. Даже если в образовательной организации функционирует психологическая служба (центр психологического консультирования), далеко не все обучающиеся и представители их семей готовы обратиться к специалистам — сотрудникам вуза за психологической помощью и поддержкой. Основные причины, препятствующие получению психологический помощи в образовательной организации, — боязнь несоблюдения сотрудниками психологической службы этических принципов (прежде всего конфиденциальности) и низкий уровень психологической грамотности обучающихся и их родителей (законных представителей) о принципах и методах работы психологов в сфере образования. Информация о способах получения специальной квалифицированной помощи вне образовательной организации предоставляет более широкий выбор обучающимся и их родителям о возможностях профессиональной поддержки их в сложных для них жизненных ситуациях. Также стоит отметить, что далеко не каждая психологическая служба вуза способна обеспечить весь перечень услуг, потребность в которых может возникнуть у обучающихся и их родителей (например, запрос на семейную психотерапию или длительное психологическое консультирование). Такого рода информация должна содержать актуальные контактные сведения об организациях, где можно пройти социально-психологическое тестирование и профилактический медицинский осмотр; получить консультацию профильных специалистов (очно, онлайн, по телефону и т. д.); узнать информацию о признаках зависимого поведения и способах адекватной помощи людям, у которых проявляются признаки такого поведения. Информация о центрах психолого-медико-социальной помощи, телефонах доверия, реабилитационных организациях и т. д. может быть размещена на информационных стендах в образовательной организации, опубликована на сайте вуза и/или в социальных сетях, опубликована в тематических изданиях образовательной организации и т. д. Место размещения данной информации необходимо сообщать обучающимся и их родителям на собраниях или других воспитательных мероприятиях. Стоит позаботиться о периодической проверке актуальности контактной информации организаций, где можно получить профильную специализированную помощь: продолжает ли оказывать перечисленные в информационном постере услуги та или иная организация, активна ли ссылка на сайт, отвечают ли на звонки по указанным номерам телефонов и т. д. Достоверность информации о способах получения психолого-медико-социальной помощи в регионе их проживания (обучения) позволит организовать начало взаимодействия обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи, и профильных специалистов, готовых им ее оказать за пределами образовательной организации. Одним из самых актуальных и значимых условий, способствующих предупреждению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в студенческой среде, является организация воспитательной деятельности в вузе, направленной на создание для обучающихся возможности принимать участие в активной просоциальной деятельности. Процесс воспитания представляет собой «… целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитанника и окружающей социальной среды» [19, с. 52]. Основная цель организации воспитательного процесса в образовательной организации — создать условия в учебной и внеучебной деятельности обучающихся, которые будут провоцировать формирование и развитие определенных личностных качеств и компетенций, способствующих личностному развитию и социализации обучающихся. М.И. Рожнов выделяет четыре стратегии воспитания: - социализирующая — процесс социализации личности; - акмеологическая — процесс, направленный на развитие человека, создание условий для реализации потенциальных возможностей и самореализации; - культурологическая — процесс, ориентированный на освоение элементов культуры и этнической идентичности; - экзистенциальная — процесс формирования человека, умеющего прожить свою жизнь на основе сделанного им экзистенциального выбора, осознающего его смысл и реализующего себя в соответствии с этим выбором [19, с. 54—59]. Воспитательная деятельность в образовательной организации высшего образования реализуется в учебной и внеучебной деятельности через систему учебно-воспитательных средств и действий, направленных на создание благоприятной среды для личностного развития и проявления активной гражданской позиции. К таким средствам и действиям относятся: - сохранение и создание новых традиций образовательной организации; - реализация культурно-образовательных, гражданско-патриотических, профилактических программ; - деятельность творческих объединений и коллективов студентов (в том числе совместно с педагогическими работниками); - поддержка талантливой молодежи через систему дополнительного образования и творческих конкурсов; - организация спортивно-оздоровительной работы и пропаганда здорового образа жизни; - организация досуга и отдыха студентов; - развитие органов студенческого самоуправления, организация обучения студенческого актива, поддержка работы студенческих объединений и организаций; - вовлечение и поддержка студентов для участия в волонтерской деятельности; - социально-психолого-педагогическое сопровождение студентов: помощь в получении социальных льгот, поддержка первокурсников в период адаптации, поддержка соблюдения прав студентов и т. д.; - организация системы морального и материального стимулирования студентов, активно участвующих во внеучебной жизни вуза; - организационно-методическая работа с административными и педагогическими работниками (заместители деканов, кураторы академических групп, руководители творческих объединений и т. д.). Создание и поддержка психологически безопасной и комфортной образовательной среды, способствующей процессу социализации, а также культурному и личностному развитию студентов является одним из способов предупреждения наркомании в студенческой среде. Развитие психолого-педагогической компетентности педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся в области профилактики зависимого поведения в молодежной среде является еще одним значимым условием, способствующим предупреждению наркомании среди студентов. Психолого-педагогическая компетентность понимается учеными (И.С. Якиманская, Н.В. Андронова, М.А. Холодная, Н.В. Кузьмина, Т.Н. Щербакова и др.) как совокупность знаний, умений и навыков по психологии и педагогике. Наличие психолого-педагогической компетентности у педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся проявляется в способности эффективно применять психолого-педагогические знания в процессе организации взаимодействия с другими людьми и своей профессиональной деятельности. Одной из наиболее эффективных форм организации работы, направленная на повышение психолого-педагогической компетентности взрослых, считается просветительско-развивающая деятельность [23]. Для эффективной первичной профилактики потребления наркотических средств и психотропных веществ среди студентов, просветительско-развивающие мероприятия должны быть посвящены следующим вопросам: - способы раннего выявления (диагностики) склонности к потреблению наркотических средств и психотропных веществ в юношеском возрасте; - способы и принципы оказания информационной и психолого-педагогической поддержки студентам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Ведущими просветительско-развивающих мероприятий с сотрудниками вуза и родителями студентов могут быть как штатные преподаватели, имеющие специальные знания по указанным выше вопросам, так и приглашенные специалисты (психологи, наркологи, психотерапевты, социальные работники и т. д.), обладающие достаточным опытом в области организации профилактической деятельности в студенческой среде. Просветительско-развивающая деятельности может осуществляться в различных формах, в том числе с помощью распространения учебно-методических материалов (книги, статьи, методические пособия и т. д.). Но наиболее эффективными для развития практических навыков остаются интерактивные формы обучения (мастер-класс, тренинг, дискуссия и т. д.), которые можно проводить, в том числе, с использованием дистанционных технологий (в форме вебинаров, онлайн-конференций и т. д.). Организация, реализация и методическая поддержка проекта «Равный обучает равного» с привлечением студентов-волонтеров. В силу различных причин во многих случаях профилактические мероприятия, организуемые взрослыми (педагогами, администрацией образовательных учреждений, специалистами из организаций-партнеров), не имеют высокой эффективности. Но при этом у молодых людей существует потребность в достоверной информации о способах преодоления жизненных трудностей, которую они стараются получить из общения со сверстниками, как в социальных сетях, так и при личном общении. Специалисты в области возрастной психологии подчеркивают, что в юношеском возрасте, в период активного формирования самосознания и психологической готовности к самоопределению, возрастает значимость доверительного личностного общения [8]. Эта особенность юношеского возраста активно используется в различных странах при реализации профилактических и образовательных программ, основанных на применении принципа «Равный обучает равного». В основе данного принципа лежит представление о том, что молодые люди общаются друг с другом более открыто, свободно и непринужденно, чем со взрослыми, что делает поступающую от сверстника к сверстнику информацию более доступной и принимаемой [10; 11; 12; 22]. Следовательно, в среде молодых людей можно распространять жизненно важные знания о правовых, медицинских и психологических последствиях незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ через специально подготовленных сверстников. Данное направление профилактической деятельности является востребованным среди студентов, что подтверждается данными опроса, проведенного в апреле 2019 г. среди студентов Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ). В опросе приняли участие 25 представителя студенческого самоуправления и 253 студента 1— 4-го курсов, обучающихся на шести факультетах МГППУ (всего 278 человек). В результате опроса было выявлено: - наличие интереса и готовности 85% участников студенческого самоуправления МГППУ принять участие в программе просветительских мероприятий, направленных на развитие навыков в области профилактики наркомании в студенческой среде; - готовность 45% участников исследования принять участие в просветительских мероприятиях, ведущие которых — студенты МГППУ; - повышенный интерес к реализации просветительских мероприятий для студентов других вузов г. Москвы; - наиболее востребованные темы профилактических занятий: стрессоустойчивость (68,1%), мотивация к обучению и саморазвитию (65,2%), эмоциональный интеллект (59,8%), самоопределение (53,4%), тайм-менеджмент (47,1 %). Развитие навыков в указанных участниками опроса темах влияют на развитие ценностного отношения к собственной жизни и готовности к здоровому образу жизни, исключающему потребление наркотических средств и психотропных веществ [12]. В случае организации проекта «Равный обучает равного» в организации высшего образования необходимо запланировать методическое сопровождение (просвещение и консультирование) кураторов учебных групп и участников проекта по вопросам реализации профилактических задач. Психологическое сопровождение студентов — крайне желательное, но не всегда возможное с организационной точки зрения условие, способствующее эффективной профилактике наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся вуза. В случае функционирования в вузе службы социально-психологического сопровождения первичная профилактика наркомании может осуществляться по следующим направлениям: просветительско-развивающая работа со студентами, психологическое консультирование и экспертная деятельность. Как и в случае в педагогическими работниками и родителями обучающихся, просветительско-развивающая работа со студентами должна быть направлена на формирование у обучающихся психолого-педагогической компетентности как важнейшего условия конструктивного поведения молодежи по отношению к себе и собственной жизни. Основные задачи просветительско-развивающей работы со студентами: - развитие способности к эффективному самопознанию и саморазвитию, - развитие ценностного и сознательного отношения к собственному здоровью, направленности на реализацию принципов здорового образа жизни, негативное отношение к потреблению психотропных веществ. Просветительско-развивающие занятия могут проводиться как отдельные мероприятия внеучной работы вуза (например, студенческий дискуссионный клуб, мастерская по развитию Soft-skills, киноклуб, студенческий форум, выездной психологический тренинг и т. д.), так и являться частью учебных занятий (семинаров, практикумов и т. д.), тематика которых пересекается с задачами первичной профилактики в вузе. Психологическая помощь и поддержка студентов, осуществляемая в ходе психологического консультирования — более специфический вид профессиональной деятельности специалистов вуза и может осуществляться только профильными специалистами (сотрудниками службы социально-психологического сопровождения вуза). В случае невозможности организации в вузе деятельности службы сопровождения особо актуально создание системы информирование всех участников образовательных отношений о возможностях получения психолого-медико-социальной помощи в регионе проживания и мотивирование студентов на получение данных услуг в случае необходимости. Организация первичной профилактики наркомании в организации высшего образования — сложный многогранный процесс, требующий участия всех субъектов образовательных отношений: педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся, а также самих обучающихся, прежде всего активной студенческой молодежи, имеющей активную жизненную позицию и негативное отношение к распространению и употреблению наркотических средств и психотропных веществ среди сверстников. Каждая образовательная организация обладает собственными уникальными ресурсами, которые могут стать основой для разработки концепции первичной профилактики наркомании с учетом потребностей и задач конкретной образовательной организации, основная цель которой — максимальное исключение незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в студенческой среде. Литература
Статьи по теме
Юридическая психология | Носс И.Н., Булыгина В.Г., Кабанова Т.Н. Зависимость правосознания от индивидуально-психологических особенностей государственных служащих Юридическая психология | Милёхин А.В., Умняшова И.Б., Егоров И.А. Нормативно-правовые и этические основания первичной профилактики наркомании в системе образования Умняшова И.Б. Юридическая психология | Байтимирова А.А., Коноплева И.Н. Особенности эмоционального выгорания у офицеров силовых структур с различным сроком службы Юридическая психология | Кубышко В.Л., Крук В.М., Вахнина В.В., Федотов А.Ю. К проблеме психологического обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|