Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9401Новости 1853Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

48 место — направление «Психология»

0,217 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,852 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Изучение взаимосвязи профессионально-ценностных ориентаций и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России 19

|

Cамойлик Н.А.
кандидат психологических наук, Начальник кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования Кузбасский институт ФСИН России, Новокузнецк, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5862-8197
e-mail: nat-samojlik@yandex.ru

Полный текст

Введение

Достижение поставленных современным законодательством целей по исполнению уголовных наказаний возможно лишь при высоком уровне профессиональной подготовки кадрового состава исправительных учреждений, огромную роль в которой играют волевые качества. Волевые качества представителей пенитенциарной области труда характеризуются высокими показателями социальной ответственности и устойчивости ценностных ориентаций. Вследствие подобной ситуации сотрудникам необходимо формировать такие значимые качества, которые будут способствовать строгой гуманистической и правовой регламентации осуществления служебной деятельности. Выполнение задач по изоляции осужденных зависит от профессиональных качеств специалистов исправительных учреждений.

Кроме того, результативность служебной деятельности сотрудников пенитенциарной системы во многом связана с умением управлять своим поведением, контролировать эмоции, принимать соответствующие решения в экстремальных ситуациях, возникающих в местах лишения свободы. В связи с этим значимость проявления волевых качеств как ценностных ориентиров специалистов уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) в процессе выполнения поставленных служебных задач чрезвычайно возрастает.

Несомненно, что большое значение для формирования волевых качеств сотрудников УИС играет профессиональная подготовка, осуществляемая в ведомственных образовательных учреждениях и предполагающая не только приобретение необходимых для службы знаний, умений, навыков и специальных компетенций, но и развитие профессионально-ценностных ориентаций (далее — ПЦО). Обучение в специализированном учебном заведении направлено на осознание, принятие и дальнейшее развитие системы волевых качеств, выступающих в качестве значимых и системообразующих факторов профессионализма будущих специалистов.

Методологические основы исследования воли и ее основных характеристик заложили в своих работах М.Я. Басов [2], Л.И. Божович [3], Ю.Б. Гиппенрейтер [7], В.И. Селиванов [14], Б.Н. Смирнов [15] и др. Современные тенденции анализа свойств и специфики становления волевых качеств индивида представлены у А.В. Быкова [4], Ю.Т. Глазунова и К.Р. Сидорова [6], В.А. Иванникова [8], Е.П. Ильина [9], Е.О. Смирновой [16], М.В. Чумакова [17]. В зарубежной психологии вопросами структурно-функциональных особенностей воли занимались авторские коллективы под руководством R.P. Bagozzi [20], J. Beckmann [21], D.C. Gottfredson [22], E.J. Finkel [23], M.S. Hagger [24], M.R. VanDellen [25]. В то же время подчеркнем, что в последнее время в литературе актуализуется проблема развития волевых качеств в образовательном процессе ведомственных вузов правоохранительных органов России (Н.В. Аникеева [1], А.А. Вотинов[5], Т.М. Молокова [11], Н.А. Никулина [12], И.В. Попов [13], Ю.М. Тихомирова [17], А.В. Щербаков [19]).

Следовательно, служебная деятельность предъявляет высокие требования к подготовке специалистов УИС, что позволяет предположить наличие взаимосвязи между ПЦО и волевыми качествами курсантов специализированного ведомственного вуза. Однако до настоящего времени отсутствуют эмпирические исследования, посвященные анализу взаимосвязи ПЦО и волевых качеств будущих сотрудников пенитенциарной сферы.

Метод исследования

Исследование проводилось в 2017—2018 г. на базе ФКОУ ВО «Кузбасский институт ФСИН России» (г. Новокузнецк). Выборку исследования составили курсанты в количестве 298 человек, проходящие профессиональную подготовку по специальности «Правоохранительная деятельность». Возраст испытуемых — от 20 до 24 лет (М=21,68; σ = 0,12). Эмпирическое исследование осуществлялось с помощью следующих методик: «Диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности» («ДиПЦОЛ») (Н.А. Самойлик) и «Опросник диагностики волевых качеств личности» («ВКЛ») (М.В. Чумаков).

Обработка полученных количественных результатов велась с помощью r-критерия Спирмена, значения среднего показателя величины (М) и частотного (процентного) анализа.

Результаты исследования

На основе полученных результатов диагностики по опроснику «ДиПЦОЛ» можно констатировать, что для курсантов в большей степени свойственен когнитивный тип ПЦО (48%), в основе которого находится готовность будущих специалистов исправительных учреждений изучать и применять на практике профессиональные знания (рис. 1).

Рис. 1. Представленность типов профессионально-ценностных ориентаций среди курсантов

Преобладание когнитивного типа ПЦО можно объяснить следующими аспектами. Во-первых, профессиональные знания являются общими для представителей конкретной области труда. Подобная всеобщность специальных знаний связана с введением стандартов высшего образования, наличием нормативных образовательных документов и предъявляемыми со стороны государства требованиями к подготовке специалистов определенной сферы труда. Во-вторых, профессиональные знания отличаются объективизмом, выраженным в синтезе теоретического и практического уровня, инструментального и технологического способа реализации деятельности. В-третьих, профессиональные знания сотрудников УИС носят узкоспециализированный характер, обеспечивающий целостность процесса профессионализации и полноценной реализации специалиста в ходе служебной деятельности.

Курсанты с познавательным типом ПЦО отличаются осознанием важности организации различных форм межличностного взаимодействия и ответственности при их поддержании (r=0,58 при р≤0,01), что свидетельствует об осмысленной актуализации поведения в соответствии с требованиями служебной деятельности. Необходимость сознательного управления своим поведением обусловлена формированием положительного отношения к профессиональному сообществу, коллегам и себе как профессионалу (табл. 1).

Таблица 1

Показатели взаимосвязи между волевыми качествами и ценностями профессии респондентов с когнитивным типом (r-критерий Спирмена) (N=143)

Шкалы методик

Ценности—отношения

Ценности—знания

Ценности—цели

Ценности — результат

Ценности — качества

Ценности — умения

Ответственность

0,58**

0,67**

-

0,42*

-

-

Инициативность

-

-

-

-

-0,51*

-

Решительность

0,42*

-

0,45**

-

-

-

Самостоятельность

-

0,53*

-

0,55*

-

0,49*

Выдержка

0,61*

-

-

-

-

-

Настойчивость

-

0,64*

-

0,39*

-

-

Энергичность

0,55*

-

-

-

-

-

Внимательность

0,46*

-

-

-

-

-

Целеустремленность

-

0,59**

-

-

0,54**

0,48*

Примечание: здесь и далее в таблицах: «*» — присутствует достоверная связь (при р ≤ 0,05); «**» — присутствует сильная значимая связь (при р ≤ 0,01).

Возрастание значимости отношений среди курсантов с когнитивным типом ПЦО детерминировано потребностью в быстром и уверенном принятии решений, от которых может зависеть не только оперативная обстановка в исправительном учреждении, но и жизнь сотрудников (r=0,42 при р≤0,05). Способность без длительных колебаний разрешать сложившуюся проблемную или экстремальную ситуацию определяется направленностью на поддержание безопасности и режимных требований. Продуктивное межличностное взаимодействие с сослуживцами и мотивация на сохранение доверительных и открытых отношений способствуют выработке адекватной модели прогнозирования действий и поступков в условиях социума осужденных.

Полученные умеренные положительные взаимосвязи между ценностями отношений и проявлением энергичности (r=0,55 при р≤0,05) и внимательности (r=0,46 при р≤0,05) отражают повышение показателя удовлетворенности процессом общения за счет включения в данный процесс активности, интереса и сосредоточенности как ведущих познавательных характеристик сотрудников УИС. В ходе служебной деятельности, реализуемой курсантами в ходе обучения, актуализуется потребность в произвольной концентрации внимания, памяти, восприятия, результатом применения которых становятся собранность и направленность на эффективное выполнение поставленных профессиональных задач.

Обучение в ведомственном вузе предполагает получение специализированных знаний, выступающих основой личностного саморазвития. Мотивация получения и совершенствования системы знаний повышается в связи с развитием таких волевых качеств, как ответственность (r=0,67 при р≤0,01), самостоятельность (r=0,53 при р≤0,05) и настойчивость (r= 0,64 при р≤0,05). Обнаруженные взаимосвязи позволяют предположить, что качество процесса усвоения и закрепления профессиональных знаний зависит от проявления волевых качеств обучающихся ведомственного вуза. Данное обстоятельство также можно объяснить и выполнением некоторых служебных обязанностей, осуществляемых в период учебно-профессиональной деятельности и несущих практико-ориентированный характер. Так, например, несение службы в карауле, осуществление контрольно-пропускного режима, соблюдение субординации, организация индивидуальных и групповых форм самоподготовки позволяют определить ценность специальных знаний, входящих в структуру профессиональных компетенций выпускников ведомственных вузов.

Выявленная умеренная положительная взаимосвязь между ценностями-целями и решительностью (r=0,45 при р≤0,01) дает возможность говорить о росте уровня значимости профессиональных целей над личностными и формирование способностей самостоятельного и своевременного принятия необходимых служебных решений и их реализации в ходе выполнения основных целей наказания осужденных.

Достижение значимых результатов обучающихся связано с высоким уровнем самостоятельности (r=0,55 при р≤0,05) и настойчивости (r=0,39 при р≤0,05). Полученные корреляционные взаимосвязи можно объяснить преобладанием в ходе специальной подготовки инициативности, критичности, способности отстаивать свою позицию и преодолевать препятствия на пути к достижению поставленных целей. Данные волевые качества курсантов могут выступать ценностными ориентирами будущей деятельности и детерминировать их дальнейшую успешную профессионализацию.

Специфика личностно-профессиональных качеств курсантов с когнитивным типом ПЦО обусловлена наличием осознанных целей в жизни и мобильности в их достижении (r= 0,55 при р≤0,01) и, в то же время, значительным снижением лидерских тенденций в структуре проявления волевых характеристик (r= -0,51 при р≤0,05), что свидетельствует о склонности респондентов к выполнению поставленных служебных задач на основе следования нормам и требованиям уголовного законодательства.

Согласно полученным результатам, освоенные курсантами способы выполнения профессиональных обязанностей осуществляются с помощью таких волевых качеств, как самостоятельность (r=0,49 при р≤0,05) и целеустремленность (r=0,48 при р ≤0,05). Формируемая в процессе учебно-профессиональной деятельности в вузе потребность в развитии и активизации актуальных и потенциальных ценностных ресурсов выступает как ведущее условие становления профессионала, готового непосредственно и качественно выполнять служебные задачи. Мотивация и готовность сотрудников УИС осуществлять служебную деятельность без посторонней помощи обусловлена имеющейся системой компетенций, закладываемой в процессе обучения в ведомственном вузе.

Для группы респондентов характерен и эмоциональный тип ПЦО (34%). Наличие данного типа демонстрирует присутствие общего положительного отношения к будущей службе. Эмоциональный фон курсантов обусловливает потребность в профессиональном саморазвитии в ходе учебной деятельности, что позволяет характеризовать особенности адаптации к специфике обучения в ведомственном вузе, психологическую готовность к реализации нового социального статуса и акцентирование внимания на значимых для предстоящей профессии функциях, обязанностях и правах (табл. 2).

Таблица 2

Показатели взаимосвязи между волевыми качествами и ценностями профессии респондентов с эмоциональным типом (r-критерий Спирмена) (N=101)

Шкалы методики

Ценности—отношения

Ценности—знания

Ценности-цели

Ценности — результат

Ценности — качества

Ценности — умения

Ответственность

0,37*

0,56*

0,45*

-

-

-

Инициативность

-

-

-

-

0,44**

-

Решительность

-

-

0,57*

0,39*

-

-

Самостоятельность

0,35*

-

0,72**

0,51*

-

0,43*

Выдержка

-

-

-

0,44*

-

-

Настойчивость

-

-

0,49**

-

0,31*

-

Энергичность

0,34*

-

-

0,43*

-

-

Внимательность

-

-

-

-

-

-

Целеустремленность

-

-

0,51*

-

0,47*

-

Достаточно весомую роль в учебно-профессиональном процессе играют отношения, формирование которых во многом зависит от способностей будущих специалистов УИС переживать и осмысливать личностные и социальные контакты. Эмоциональный фон обучения курсантов детерминирован показателем субъективной оценки общественных и профессиональных факторов, позволяющих психологически грамотно и уверенно строить межличностные взаимоотношения, как с сокурсниками, так и с офицерами.

Достижение целей в ходе обучения среди обучающихся с эмоциональным типом ПЦО также определяется увеличением уровня ответственности (r=0,45 при р≤0,05), решительности (r=0,57 при р≤0,05) и настойчивости (r=0,49 при р≤0,01). Полученные корреляционные связи свидетельствуют об активном использовании курсантами волевых качеств при создании благоприятной психологической атмосферы внутри коллектива в течение всего периода обучения.

Тесная положительная связь между значимостью целей и самостоятельностью их достижения (r=0,72 при р≤0,01) демонстрирует формируемую в ходе обучения способность без посторонней помощи организовывать свою деятельность, отстаивать свое мнение, соблюдать нормы и правила профессиональной группы без внешнего контроля. Ведь, по справедливому замечанию И.С. Кона: «Самостоятельность как свойство личности предполагает, во-первых, независимость, способность самому, без подсказки извне, принимать и проводить в жизнь важные решения, во-вторых, ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков и, в-третьих, убеждение в том, что такое поведение реально, социально возможно и морально правильно» [11, с. 269].

Значительную роль в ходе служебной деятельности специалистов исправительных учреждений играет результативность, выступающая в качестве показателя психолого-педагогической эффективности обеспечения процесса исправления осужденных. Подчеркнем, что сложность воспитательного воздействия на лиц, совершивших преступления, зависит от специфики их криминальной зараженности и уровня отрицания норм социального взаимодействия. Полученные умеренные положительные корреляции между значимостью результата и решительностью, самостоятельностью, выдержкой и энергичностью (r=0,3-0,5 при р≤0,05) отражают адекватность восприятия и оценки итогов учебной деятельности курсантов, что является базовой предпосылкой становления саморазвития. Стремление к достижению конкретных результатов в ходе выполнения поставленных служебных задач связано с готовностью предпринимать грамотные и юридически обоснованные действия в ответ на угрозы пенитенциарной среды, способностью сознательно ставить перед собой цели и определять направления деятельности для их достижения, контролировать эмоциональные проявления и терпеливо переносить профессиональные перегрузки.

В группе курсантов с выраженным эмоциональным типом ПЦО были обнаружены умеренные положительные взаимосвязи между ответственностью и значимостью отношений (r=0,37 при р≤0,05) и знаниями (r=0,56 при р≤0,05). Ответственность респондентов с эмоциональным типом выражается, прежде всего, в чувстве долга, добросовестном выполнении поставленных служебных задач и гордости за принадлежность к пенитенциарной области труда. Данные характеристики определяют эмоциональный полюс отношения реализации социально значимой сферы профессии — сотрудника УИС.

Кроме того, в качестве важных профессиональных качеств будущие специалисты пенитенциарной сферы назвали такие волевые характеристики, как инициативность (r= 0,44 при р≤0,01), настойчивость (r=0,31 при р≤0,05) и целеустремленность (r=0,47 при р ≤0,05). Выявленные положительные взаимосвязи позволяют предположить, что чем более осознается значимость становления профессиональных особенностей у специалистов исправительных учреждений, тем больше увеличивается потребность в активности, стремлении доводить начатое дело до логического заключения и направленности на неуклонное, вопреки трудностям и препятствиям, достижение поставленной цели.

Развитие важных для сотрудников УИС специальных умений осуществляется за счет автономности и независимости, позволяющих уже в период обучения сформировать необходимые способности по организации самообразования, формированию системы мировоззрения, управлению процессом жизнедеятельности и профессионализации (r=0,43 при р≤0,05).

Следует подчеркнуть, что курсантам также присущ поведенческий тип ПЦО (18%), формируемый на заключительном этапе получения образования и представляющий собой развитие системы паттернов профессионального поведения. Исходя из природы ценностей, отметим, что одним из условий перехода ПЦО в регулятивный показатель является необходимость их актуализации в личностно-профессиональную плоскость.

Профессионально значимые качества будущих специалистов пенитенциарной сферы имеют положительные корреляции с ответственностью (r=0,62 при р≤0,05), инициативностью (r=0,34 при р≤0,01), самостоятельностью (r=0,48 при р≤0,05), выдержкой (r=0,71 при р≤0,05), внимательностью (r=0,55 при р≤0,05) и целеустремленностью (r=0,69 при р≤0,01). Данные личностные особенности курсантов выступают как базовые факторы успешной организации и реализации процесса приобретения ценностей профессии. В то же время они являются и объективными диагностическими критериями становления личности сотрудника УИС (табл. 3).

Таблица 3

Показатели взаимосвязи между волевыми качествами и ценностями профессии респондентов с поведенческим типом (r-критерий Спирмена) (N=54)

Шкалы методики

Ценности—отношения

Ценности—знания

Ценности—цели

Ценности — результат

Ценности — качества

Ценности — умения

Ответственность

0,51*

-

0,75*

-

0,62*

-

Инициативность

-

-

-

-

0,34**

-

Решительность

-

-

-

-

-

0,49*

Самостоятельность

-

0,47*

-

-

0,48*

-

Выдержка

-

-

-

-

0,71*

-

Настойчивость

-

-

0,56*

-

-

0,75**

Энергичность

-

-

-

-

-

-

Внимательность

-

-

-

-

0,55*

0,44*

Целеустремленность

0,56**

-

-

0,48*

0,69**

-

Способы реализации служебной деятельности курсантов образовательных организаций ФСИН России связаны с проявлением в ходе учебной деятельности решительности (r=0,49 при р≤0,05) и внимательности (r=0,44 при р≤0,05). Вероятно, обучающиеся при выполнении поставленных учебно-профессиональных задач уверенно ориентируются на принятие необходимых решений и пытаются поддержать оптимальный уровень сосредоточенности и, вместе с тем, тактичности при взаимодействии с сослуживцами и офицерами.

В качестве ведущего и необходимого умения в группе респондентов с поведенческим типом ПЦО было выделено такое волевое качество, как настойчивость (r=0,75 при р≤0,01), что указывает на осознание потребности в преодолении препятствий и достижении значимых результатов деятельности. В данном случае формирование и адекватное проявление выраженной служебной направленности можно рассматривать как триггер формирования поведенческой модели профессионального развития и реализации личности специалиста в системе исполнения наказаний.

Специфика реализации значимых отношений курсантов с поведенческим типом ПЦО обусловлена осознанием важности ответственности (r=0,51 при р≤0,05) и целеустремленности (r= 0,56 при р≤0,01). Ценностные отношения к служебной деятельности и себе как представителю определенной трудовой области возникают вследствие трудовой социализации, результатом которой становится осознание важности различных типов отношений в процессе службы.

Выполнение поставленных профессиональных задач курсантами ведомственных образовательных учреждений связано с организацией самостоятельного получения специальных знаний (r=0,47 при р≤0,05). Познавательный аспект служебной деятельности будущих сотрудников УИС направлен на приобретение и дальнейшее развитие теоретических, методических и технологических сведений, составляющих основу эффективного выполнения поставленных задач по изоляции и исправлению осужденных. Осознание важности получения профессиональных знаний способствует формированию мотивации совершенствования и увеличения их качественных и количественных показателей, а также применению их в ходе практической деятельности.

Уверенность респондентов данной группы в достижении профессиональных целей связана с включением в процесс учебной деятельности волевых проявлений ответственности (r=0,75 при р≤0,05) и настойчивости (r=0,56 при р≤0,05). Полученные положительные взаимосвязи между вышеназванными шкалами могут быть объяснены следующими факторами. Во-первых, у обучающихся наблюдается стремление в достижении высоких результатов в учебной, боевой, спортивной и служебной подготовке. Во-вторых, специфика обучения в ведомственном вузе предполагает активную работу курсантов по организации и реализации самовоспитания, которое выступает основой успешной профессионализации специалиста УИС. Обнаруженная положительная умеренная корреляция между ценностью результата и целеустремленностью (r=0,48 при р≤0,05) подтверждает необходимость адаптации своего поведения к цели исполнения уголовных наказаний в отношении лиц совершивших преступление и объективного представления перспектив своего личностного и профессионального развития.

Выводы

Таким образом, проведенное исследование позволяет констатировать тождественность волевых качеств обучающихся ведомственных вузов ФСИН России независимо от типа профессионально-ценностных ориентаций. Гипотеза исследования о наличии взаимосвязей между профессионально-ценностными ориентациями и волевыми качествами обучающихся ведомственного вуза подтвердилась. Курсанты с разными типами профессионально-ценностных ориентаций обладают общими волевыми качествами, среди которых ответственность, решительность, самостоятельность, выдержка, настойчивость и целеустремленность. В заключении заметим, что результаты эмпирического исследования можно использовать при индивидуальном консультировании и проведении тренингов, направленных на формирование ценностей профессии через призму волевых качеств специалистов пенитенциарной сферы.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Аникеева Н.В. Роль волевой регуляции в профессиональной деятельности сотрудника ОВД // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 3. С. 105—107.
  2. Басов М.Я. Воля как предмет функциональной психологии. СПб.: Алетея, 2007. 543 с.
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. 349 с.
  4. Быков А.В. Генезис волевой регуляции. М.: Юго-Восток-Сервис. 2007. 247 с.
  5. Вотинов А.А. Формирование культуры самоорганизации сотрудников ФСИН как фактор их профессионального совершенствования // Теория и практика общественного развития. 2015. № 20. С. 292—294.
  6. Глазунов Ю.Т., Сидоров К.Р. Степень проявления волевых качеств как мера способности преодоления препятствия на пути достижения цели // Сибирский психологический журнал. 2016. № 61. С. 20—33. DOI: 10.17223/17267080/61/2
  7. Гиппенрейтер Ю.Б. О природе человеческой воли // Психологический журнал. 2005. № 3. Т. 26. С. 15—24.
  8. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. СПб.: Питер. 2006. 208 с.
  9. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2009. 368 с.
  10. Кон И.С. Психология самостоятельности // Педагогика здоровья. М.: Педагогика Пресс, 1992. С. 268—273.
  11. Молокова Т.М. Проблемы организации и совершенствования профессиональной подготовки сотрудников УИС // Вестник Кузбасского института. 2011. № 5(8). С. 103—107.
  12. Никулина Н.А. Совершенствование профессиональной подготовки сотрудников УИС // Сборник научных трудов сотрудников Вологодского института права и экономики ФСИН России. Вологда. Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 2017. С. 182—186.
  13. Попов И.В. Самоорганизация учебной деятельности как фактор развития личности курсантов ведомственных вузов // Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт: альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. Самара: Самарский юридический институт. 2017. С. 243—245.
  14. Селиванов В.И. Дискуссионные вопросы психологии воли // Психологический журнал. 1986. № 6. Т. 7. С. 110—121.
  15. Смирнов Б.Н. О разных подходах к проблеме воли в психологии // Вопросы психологии. 2004. № 3. С. 64—70.
  16. Смирнова Е.О. К проблеме воли и произвольности в культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 9—15. DOI: 10.17759/chp.2015110302.
  17. Тихомирова Ю.М. Структурные компоненты психологической готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к профессиональной деятельности // Наука и бизнес: пути развития. 2014. № 7(37). С. 35—37.
  18. Чумаков М.В. Эмоциональные аспекты волевой регуляции: монография. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. 168 с.
  19. Щербаков А.В. Некоторые аспекты профессиональной подготовки сотрудников УИС в современных условиях // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новокузнецк. Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний. 2018. С. 216—220.
  20. Bagozzi R.P., Moore D.J., Leone L. Self-Control and the Regulation of Dieting Decisions: The Role of Prefactual Attitudes, Subjective Norms, and Resistance to Temptation / R.P. Bagozzi, D.J. Moore L. Leone // Basic and Applied Social Psychology. 2004. Vol. 26. P. 199—213.
  21. Beckmann J. Metaprocess and the regulation of behavior / J. Beckmann, F. Halisch, J. Kuhl // Motivation, intention and volition. Berlin: Springer, 1987. P. 371—386.
  22. Gottfredson D.C. Personality and persistence in education: a longitudinal study // Journal of Personality and Social Psychology. 1982. Vol. 43(3). Р. 532—545.
  23. Finkel E.J. High-maintenance interactions: Inefficient social coordination impairs self-regulation / E.J. Finkel, W.K. Campbell, A.B. Brunell, A.N. Dalton, T.L. Chartrand, S.J. Scarbeck // Journal of Personality and Social Psychology. 2006. Vol. 91. P. 456—475.
  24. Hagger M.S. Ego Depletion and the Strength Model of Self-Control: A Meta-Analysis / M.S. Hagger, С. Wood, С. Stiff, N.L.D. Chatzisarantis // Psychological Bulletin (American Psychological Association). 2010. Vol. 136(4). P. 495—525.
  25. VanDellen M.R., Hoyle R.H. Regulatory Accessibility and Social Influences on State Self-Control / M.R. VanDellen, R. Hoyle // Personality and Social Psychology Bulletin. 2010. Vol. 36. P. 251—263.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика