Карпова Г.С. кандидат психологических наук, преподаватель кафедры общей психологии, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Академия ФСИН России), Рязань, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3595-5678 e-mail: Ufkbyrf86@mail.ru
Черемисова И.В. доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Академия ФСИН России), Рязань, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1085-3715 e-mail: irinarusa@inbox.ru
Ковальчук И.А. кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (ФГКОУ ВО Академия ФСИН России), Рязань, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5400-9815 e-mail: iljakvlchk@rambler.ru
Статья посвящена изучению профессионально важных качеств, способностей и ориентаций сотрудников исправительных учреждений (ИУ), состоящих на руководящих должностях, в сравнении с сотрудниками-подчиненными. Рассматриваемые качества являются элементами психолого-педагогического компонента их профессиональной компетентности. Они отражают общие, инвариантные психологические характеристики, которые обеспечивают успешность в профессиональной деятельности независимо от функциональной направленности и должности. Гипотеза заключалась в том, что у сотрудников-руководителей профессионально важные качества выражены в большей степени, чем у сотрудников-подчиненных. Математическая обработка данных показала, что руководители превосходят сотрудников-подчиненных по ряду качеств (коммуникативных, интеллектуальных, эмоционально-волевых и др.), которые выступают психологическим основанием для формирования субъектной позиции в профессиональном развитии. Полученные результаты учитываются в исследованиях факторов и условий профессионально-личностного роста сотрудников ИУ, при разработке программ, направленных на развитие их профессиональной компетентности.
Виноградов М.В., Ульянина О.А. Основные направления
психологической работы с курсантами и слушателями, а также сотрудниками,
впервые принятыми на службу, в период профессионального обучения, в
образовательных организациях системы МВД России (Часть 1) [Электронный ресурс]
// Психология и право. 2019. Том 9. № 2. С. 1—14.
DOI:10.17759/psylaw.2019090201
Дорофеев А.А. Профессиональная компетентность как
показатель качества образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С.
30—33.
Драганова О.А. Формирование и совершенствование
профессиональной компетентности педагога-психолога в режиме адаптации
профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
[Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том
16. № 1. С. 24—31. URL:
https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2019/n1/Draganov.shtml (дата обращения:
12.02.2020).
Егорычев С.П. Развитие профессионализма сотрудников
МВД РФ с учетом их мотивации: дисc. … канд. психол. наук. М., 2011. 222
с.
Жуковский А.Н. Педагогическая диагностика
профессионализма при аттестации на вышестоящую должность сотрудников органов
внутренних дел: дисc. … канд. психол. наук. СПб., 2006. 185 с.
Карпова Г.С. Субъективные психологические факторы
развития профессиональной компетентности сотрудников исправительных учреждений
// Человек: преступление и наказание. 2014. № 1. С. 151—154.
Карпова Г.С. Экспертная оценка
профессионально-личностного роста сотрудников исправительных учреждений в
процессе направленного психологического развития их профессиональной
компетентности // Прикладная юридическая психология. 2019. № 3. С. 90—98. DOI:
10.33463/2072-8336.2019.3(48).090-098
Ковалева М.Е. Особенности нервно-психической
дезадаптации у специалистов различного профиля профессиональной деятельности
[Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 219—231.
DOI:10.17759/psylaw.2019090316
Ковальчук И.А., Сочивко Д.В. Специфические
системообразующие свойства интеллектуально-личностного потенциала сотрудников
ФСИН России на начальном этапе служебной деятельности [Электронный ресурс] //
Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 2. С. 127—143.
DOI:10.17759/psyedu.2020120208
Купцов И. И. Модель профессиональной компетентности
сотрудников ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С.
20—30.
Лаптев Л.Г., Столяренко А.М., Буданов А.В., Грищенко
Л.Л., Демин Г.И. Профессиональная культура субъекта труда как интегративный
феномен [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018. Том 8. № 4. С.
180—191. DOI:10.17759/psylaw.2018080416
Митина Л.М., Митин Г.В. Психологический анализ
проблемы маргинализма, прокрастинации, выученной беспомощности как барьеров
личностно-профессионального развития человека // Психологическая наука и
образование. 2020. Том 25. № 3. С. 90—100. DOI:10.17759/pse.2020250308
Огородников В. И. Проблемы, состояние и предложения
по совершенствованию кадровой политики уголовно-исполнительной системы //
Прикладная юридическая психология. 2010. № 1. С. 149—152.
Панов В.И., Селезнева М.В. Опыт изучения
профессиональных компетенций преподавателей иностранных языков военного вуза на
разных стадиях становления субъектности // Психологическая наука и образование.
2019. Том 24. № 4. С. 72—80. DOI:10.17759/pse.2019240406
Раков А. М. Профессиональный психологический отбор
в уголовно-исполнительной системе России и его эффективность // Прикладная
юридическая психология. 2009. № 2. С. 104—114.
Ульянина О.А. Концепция психологического
сопровождения профессиональной подготовки сотрудников ОВД // Психологическая
наука и образование. 2019. Том 24. № 6. С. 28—37.
DOI:10.17759/pse.2019240603
Черникова Л. В. Развитие профессиональной
успешности педагога-воспитателя в процессе повышения квалификации: автореф.
дисс. ... канд. пед. наук. Омск, 2018. 24 с.
Щербаков Г. В. Психологическое обеспечение
формирования кадрового резерва в территориальных органах ФСИН России на
современном этапе развития уголовно-исполнительной системы // Ведомости
уголовно-исполнительной системы. 2011. № 8. С. 5—8.
Donance V. Learning by explaining: Impacts of
explanations on the development of a competence // Evropean review of aplied
psychology. 2015. Nov. Vol. 65. Is. 6. P. 307—315.
Lundgren H. Y. Impact of short-term study aproad
program: Inservice teachers’ development of intercultural competence and
pedagogical beliefs // Teaching and Teacher Education. 2017. Aug. № 66. P.
147—157.