Гриненко У.Б. аспирант кафедры клинической и судебной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5295-4592 e-mail: uliana_grinenko@mail.ru
Ромеро Рейес И.В. доцент Департамента маркетинга Высшей школы бизнеса, Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6743-6138 e-mail: welcome@ilacai.ru
С середины 1970-х годов общественность серьезно обеспокоена случаями скулшутинга — вооруженного нападения учеников на учебные организации. Глобальный тип деятельности социальных сетей, а также высокий потенциал распространения деструктивной информации в киберпространстве с применением анонимизации присваивает цифровым ресурсам, в сущности, неограниченную свободу действий. В настоящем исследовании предпринимается попытка семантического контент-анализа цифрового деструктивного контента по тематике «скулшутинг». Цель исследования заключается в определении системы признаков деструктивного контента, пригодных для его идентификации в киберпространстве через семантический анализ текста, открыто публикуемого пользователями в социальной сети «ВКонтакте», с использованием нейросетей. Проведенное исследование позволило выявить ряд важных признаков деструктивного контента по направлению скулшутинга с выделением тематических групп: косвенный контент, затрагивающий тематику скулшутинга; нарко-контент; психическое неблагополучие.
БойкинаЕ.Э., Чиркина
Р.В. Социальный остракизм: современное состояние проблемы, методология и
методы исследования [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10.
№ 1. С. 152—170. doi: https/ doi.org/10.17759/psylaw.2020100114
БочаверА.А. Школьный
опыт буллинга и актуальное благополучие у студентов // Психологическая наука и
образование. 2021. Том 26. № 2. С. 17—27. doi:10.17759/pse.2021260202
ДозорцеваЕ.Г.,
Ошевский Д.С., Сыроквашина К.В. Психологические, социальные и
информационные аспекты нападений несовершеннолетних на учебные заведения
[Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. C. 97—110.
doi:10.17759/psylaw.2020100208
КамневаЕ.В., Полевая
М.В., Ширванов Р.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое
сознание средств массовой коммуникации [Электронный ресурс] // Гуманитарные
научные исследования. 2017. № 2. С. 247—251. URL:
https://human.snauka.ru/2017/02/21354 (дата обращения: 21.06.2021).
КарповаА.Ю., Максимова
Н.Г. Скулшутинг в России: что имеет значение? // Власть. 2021. Том 29. № 1.
С. 93—108. doi:https://doi.org/10.31171/vlast.v29i1.7920
КрасильниковаН.В.,
Дойникова Е.В., Ванчакова Н.П. Семиуровневая шкала деструктивных проявлений
поведения в социальных сетях для мониторинга деструктивных воздействий //
Материалы V межрегиональной научно-практической конференции (Севастополь 24—28
сентября 2019 года). Севастопольский государственный университет.
Севастополь: СевГУ, 2019. C. 304—306.
СафроноваЕ.П.
Взаимосвязь деструктивных сайтов сети Интернет и суицидального поведения в
подростковом возрасте / Е. П. Сафронова, А. Ф. Федоров // Личность, семья и
общество: вопросы педагогики и психологии. 2017. № 4-7(72). С. 55—60.
Свидетельство о государственной регистрации программы для
ЭВМ № 2019666594 Российская Федерация. Крибрум.
Зеркало №
2019665672: заявл. 03.12.2019: опубл. 12.12.2019 / В.В. Ермаков, А.А. Горлов,
А.А. Чуйко [и др.]; заявитель Акционерное общество «Крибрум».
Свидетельство о государственной регистрации программы для
ЭВМ № 2019666891 Российская Федерация. Крибрум.
Публичный поиск: № 2019665768: заявл.
03.12.2019: опубл. 16.12.2019 / В.В. Ермаков, Д.А. Пашко, А.А. Чуйко, И.А.
Моргунов; заявитель Акционерное Общество «Крибрум».
BirdS., Klein E.,
Loper E. Natural language processing with Python: analyzing text with the
natural language toolkit [Электронный ресурс] / O'Reilly Media. 2009. URL:
http://www.datascienceassn.org/sites/default/files/Natural%20Language%20Processing%20with%20Python.pdf
(дата обращения: 29.06.2021).
Determination of Young Generation's Sensitivity to the
Destructive Stimuli based on the Information in Social Networks [Электронный
ресурс] / Branitskiy A. [et al.] //
Journal of Internet Services and Information Security (JISIS). 2019. Vol. 9. №
3. P. 1—20. doi:10.22667/JISIS.2019.08.31.001
KorobovM. Morphological analyzer and generator for Russian and Ukrainian
languages / International Conference on Analysis of Images, Social Networks and
Texts. Springer. Cham, 2015. P. 320—332.
LevinJ., Madfis
E. Mass Murder at School and Cumulative Strain. A Sequential Model //
American Behavioral Scientist. 2009. Vol. 52. P. 1227—1245.
doi:10.1177/0002764209332543
LoburM.,
Romanyuk A., Romanyshyn M. Using NLTK for educational and scientific
purposes // 2011 11th international conference the experience of designing and
application of CAD systems in microelectronics (CADSM). IEEE, 2011. P.
426—428.
LoperE., Bird
S. Nltk: The natural language toolkit. CoRR. cs.CL/0205028. 2002.
doi:10.3115/1118108.1118117
LytvynenkoJ. Identify of the substantive, attribute, and verb collocations in
Russian text // Computational Linguistics and Intelligent Systems. 2019. Vol.
2. P. 66—68.
Rampage: The Social Roots of School Shootings
[Электронный ресурс] / Newman K.S., [et al.]
/ In Rampage: the social roots of school shootings. New York: Basic Books,
2004. P. 352. URL:
https://www.basicbooks.com/titles/katherine-s-newman/rampage/9780786722372
(дата обращения: 29.06.2021),
What Can Be Done About School Shootings? A Review of the
Evidence / Borum R. [et al.] // Educational
Research. 2010. Vol. 39. № 1. P. 27—37. doi:10.3102/0013189X09357620
XiaoR., McEnery
T. Collocation, semantic prosody, and near synonymy: A cross-linguistic
perspective //Applied linguistics. 2006. Vol. 27. № 1. P. 103—129.