Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10411Новости 1992Ключевые слова 6180 Подать рукописьRSS RSS
Психология и право - №1 / 2022 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Основные модели медико-психологической работы по профилактике повторного управления транспортным средством в состоянии опьянения (международный опыт) 55

|

Бедина И.А.
кандидат медицинских наук, ученый секретарь, Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения города Москвы (ГБУЗ «МНПЦ наркологии ДЗМ»), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9040-2913
e-mail: ibedina@mail.ru

Бурцев А.А.
кандидат медицинских наук, заведующий филиалом – врач-психиатр-нарколог, ГБУЗ «Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения города Москвы», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2710-1285
e-mail: burtsev@mail.ru

Кочетова Т.В.
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0746-680X
e-mail: kochetovatv@gmail.com

Аннотация

В статье рассмотрена медико-психологическая составляющая современной зарубежной системы профилактики управления транспортным средством (далее — ТС) в состоянии опьянения. На основании обобщения изученного материала авторами сформулированы и предложены несколько организационных моделей работы врачей и психологов по предупреждению повторного управления ТС водителем в состоянии опьянения. Согласно первой из них, профилактические мероприятия направлены лишь на повышение уровня информированности водителей-нарушителей в вопросах алкогольной и наркотической зависимости. Вторая модель требует от специалистов оценки психического здоровья водителей-нарушителей, а также определения их готовности к безопасному управлению ТС в дальнейшем. Третья модель предполагает наличие длительных реабилитационных программ для водителей-нарушителей. В задачи подобных программ входят выявление неосознанных мотиваций и последующая трансформация прежних убеждений и паттернов поведения человека. Авторы статьи отмечают социально-экономическую эффективность обсуждаемых моделей и обосновывают возможность их применения в отечественной системе профилактики по-вторного управления автомобилем в состоянии опьянения.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Бедина И.А. Особенности психических расстройств у женщин, подвергшихся воздействию стресса, вызванного террористическим актом (клинико-социальные аспекты): Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. М., 2008.
  2. Бедина И.А., Шпорт С.В. Психические расстройства у женщин в чрезвычайных ситуациях // Психиатрия чрезвычайных ситуаций: руководство: В 2 т. М.: ФГБУ «ГНЦССП им. В.П. Сербского», 2011. С. 234—247.
  3. Бурцев А.А. Проблемы комплексной превенции управления транспортным средством в состоянии опьянения: организационно-правовые, медицинские и социально-психологические аспекты [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 4. С. 98—107. doi:10.17759/sps.2018090409
  4. Бурцев А.А., Баканов К.С., Бедина И.А. Обзор мирового опыта допуска к управлению транспортными средствами (Германия) [Электронный ресурс] // Наркология. 2020. Том 19. № 4. С. 56—67. doi:10.25557/1682-8313.2020.04.56-67
  5. Бурцев А.А., Баканов К.С., Бедина И.А. Обзор мирового опыта допуска к управлению транспортными средствами (Испания, Хорватия) [Электронный ресурс] // Наркология. 2020. Том 19. № 8. С. 56—63. doi:10.25557/1682-8313.2020.08.56-63
  6. Бурцев А.А., Баканов К.С., Бедина И.А. Обзор мирового опыта допуска к управлению транспортными средствами (Финляндия, Китай, Беларусь) [Электронный ресурс] // Наркология. 2020. Том 19. № 12. С. 80—88. doi:10.25557/1682-8313.2020.12.80-88
  7. Бурцев А.А., Баканов К.С., Бедина И.А. Обзор мирового опыта допуска к управлению транспортными средствами (Швейцария, США) [Электронный ресурс] // Наркология. 2020. Том 19. № 11. С. 91—102. doi:10.25557/1682-8313.2020.11.91-102
  8. Кочетова Т.В. Международная научно-практическая конференция «Психология дорожного движения: вопросы теории и практики» [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 2. С. 160—163. doi:10.17759/sps.2017080212
  9. Макеева С.А., Кочетова Т.В. Междисциплинарная модель поддержки и содействия развития «компетенции мобильности» в Европе [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 1. С. 38—43. doi:10.17759/jmfp.2017060105
  10. Плотникова М.А. Практико-ориентированные исследования психологии дорожного движения (по материалам зарубежных публикаций) [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 4. С. 108—118. doi:10.17759/sps.2018090410
  11. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения Российской Федерации [Электронный ресурс] // Показатели состояния безопасности дорожного движения. URL: http://stat.gibdd.ru (дата обращения: 25.12.2020).
  12. Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018—2024 годы [Электронный ресурс] // Правительство России. URL: http://government.ru/docs/31102/ (дата обращения: 26.12.2020).
  13. Alonso F., Pastor J., Montoro L., Esteban C. Driving under the influence of alcohol: frequency, reasons, perceived risk and punishment [Электронный ресурс] // Substance Abuse Treatment Prevention and Policy. 2015. Mar 12;10:11. doi: 10.1186/s13011-015-0007-4
  14. Assessment of personal resources for safe driving: the principles of medical psychological assessment in Germany / Brenner-Hartmann Ju. et al. Bonn: Kirschbaum Verlag GmbH, 2014. 100 p.
  15. Bjerre B, Laurell H. The Swedish Alcohol Ignition Interlock Programme. Proceedings of the 15th International Conference on Alcohol, Drugs and Traffic Safety ‐ T2000. Stockholm, Sweden, 2000.
  16. Carroll K.M., Kiluk B.D. Cognitive behavioral interventions for alcohol and drug use disorders: Through the stage model and back again [Электронный ресурс] // Psychology of Addictive Behaviors. 2017. Vol. 31. No. 8. Р. 847—861. doi:10.1037/adb0000311
  17. Corbett Cl. The penalty points (demerit) system in the UK and Ireland // Fit to Drive: 4th International Traffic Expert Congress Tallinn. Bonn, 2009. P. 61—63.
  18. Deutsche Gesellschaft für Verkehrspsychologie [Электронный ресурс]. URL: https://www.dgvp-verkehrspsychologie.de/ (дата обращения: 14.12.2020).
  19. De Young D.J. An evaluation of the effectiveness of alcohol treatment driver license actions and jail terms in reducing drunk driving recidivism in California [Электронный ресурс] // Addiction. 1997. Vol. 92. No. 8. P. 989—997. doi:10.1111/J.1360-0443.1997.TB02978.X
  20. Distefano G., Hohman M. The Paradigm Developmental Model of Treatment [Электронный ресурс] // Alcoholism Treatment Quarterly. 2007. Vol. 25. No. 3. P. 13—147, doi:10.1300/J020v25n03_10
  21. Fillmore M.T., Dyke N. van. DUI offenders display reduced perception of intoxication and heightened impulsive choice in response to alcohol [Электронный ресурс] // Experimental and Clinical Psychopharmacology, 2019. Jul 8;10.1037/pha0000311. doi:10.1037/pha0000311
  22. nternational commission for driver testing CIECA. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cieca.eu/ (дата обращения: 14.12.2020).
  23. Meinhard G. “Klare Sicht…!?”: Evaluation der Wirksamkeit eines primärpräventiven Programmes zur Erhöhung der Verkehrssicherheit: Dissertation [Электронный ресурс]. Bonn, 2019 // Universitäts- und Landesbibliothek Bonn. URL: https://nbn-resolving.org/urn:nbn:de:hbz:5-55895 (дата обращения 14.12.2020).
  24. Michon J. A critical review of driver behavior models: what do we know, what should we do // Human Behavior and Traffic safety. New York: Plenum Press, 1985. P. 475—524.
  25. Reilly K., Woodruff S., Hohman M., Barker M. Gender differences in driving under the influence (DUI) program client characteristics: Implications for treatment delivery [Электронный ресурс] // Women Health. 2019. Vol. 59. No. 2. P. 132—144. doi:10.1080/03630242.2018.1434589
  26. Tornowsky A., Luczak A. Fitted personality — beyond the traits // The proceedings of the 8th Fit to Drive International Traffic Experts Congress, Warsaw, May 8-9, 2014. Bonn: Kirschbaum Verlag, 2014. P. 16—18.
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика