Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10332Новости 1983Ключевые слова 5081 Подать рукописьRSS RSS
Психология и право - №1 / 2022 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности личной профессиональной перспективы старших подростков и юношей со склонностью к девиантному поведению 50

|

Бусарова О.Р.
кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1455-6280
e-mail: olga-bus0@yandex.ru

Евсина Е.О.
магистр факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3263-8469
e-mail: evsina27@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются процессуальные и содержательные аспекты профессионального самоопределения школьников 9-х и 10-х классов со склонностью к девиантному поведению. Цель исследования — выявление особенностей личной профессиональной перспективы подростков и юношей со склонностью к девиантному поведению. На основе представлений Е.А. Климова о личном профессиональном плане школьника, развитых в работах Н.С. Пряжникова, предложившего понятие личной профессиональной перспективы (ЛПП), в работе сравниваются составляющие ЛПП учащихся московской школы со склонностью к девиантному поведению (основная группа) и их одноклассников с условно нормативным поведением (контрольная группа). В основном этапе исследования приняли участие 80 человек — учащиеся в возрасте от 15 до 17 лет, 51 мальчик и 29 девочек. Применялись «Методика диагно-стики склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орёл), опросник «Личная профессиональная перспектива» Н.С. Пряжникова, опросник ДДО Е.А. Климова. Результаты основной и контрольной групп сравнивались с использованием критерия Манна — Уитни. Выявлены наиболее проблемные аспекты ЛПП школьников со склонностью к девиантному поведению. Определены мишени психолого-педагогической помощи в профессиональном самоопределении школьникам группы риска.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Андреева А.Д., Лисичкина А.Г., Бримова Л.А. Динамика формирования профессиональной идентичности у старшеклассников московских и региональных школ [Электронный ресурс] // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2021. № 2. С. 127—140. doi:10.18384/2310-7235-2021-2-127-140
  2. Арон И.С. Социальная ситуация развития и субъектные ресурсы профессионального самоопределения девиантных подростков // Педагогика и психология образования. 2017. № 4. С. 97—106.
  3. Арон И.С. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением в особой социальной ситуации развития // Психология обучения. 2013. № 10. С. 121—128.
  4. Бусарова О.Р. Профориентационная работа с подростками и юношами с девиантным поведением: опыт подготовки специалистов [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 35—44. doi:10.17759/psylaw.2019090303
  5. Власова Н.В., Новокрещенова Г.А. Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков с разными видами аддиктивного поведения [Электронный ресурс] // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Том 24. № 4 (79). С. 362—368. doi:10. 24411/1999-6241-2019-14002
  6. Жулина Г.Н. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков, склонных к девиантному поведению [Электронный ресурс] // Образование и наука. 2016. № 5 (134). С. 83—96. doi:10.17853/1994-5639-2016-5-69-96
  7. Зеер Э.Ф., Церковникова Н.Г., Третьякова В.С. Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего [Электронный ресурс] // Образование и наука. 2021. Том 23. № 6. С. 153—184. doi:10.17853/1994-5639-2021-6-153-184
  8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 304 с.
  9. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. Л.М. Митина. М.: Академия, 2005. 336 с.
  10. Науменко М.В., Панкратова И.А. Особенности профессиональных представлений и профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением [Электронный ресурс] // Науковедение. 2015. Том 7. № 5. С. 1—14. doi:10.15862/141PVN515
  11. Никитская Е.А. Формы психолого-педагогической работы по преодолению негативных факторов в профессиональном самоопределении подростков с девиантным поведением [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Том 7. № 1. С. 25—33. doi:10.17759/psylaw.207070103
  12. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. М.: Академия, 2008. 448 с.
  13. Пряжников Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: дисс. ... докт. пед. наук. Екатеринбург, 1995. 340 с.
  14. Пряжников Н.С. Профориентология: Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2020. 405 с.
  15. Резапкина Г.В. Профориентационная работа в школе. М.: Сентябрь, 2011. 127 с.
  16. Савосина В.А. Особенности профессионального самоопределения в подростковом возрасте в условиях цифровизации // Образование. Культура. Общество. Сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции. СПб: Гуманитарный национальный исследовательский институт «Нацразвитие», 2021. С. 59—61.
  17. Сергеев И.С. Влияние социокультурного уклада семьи на профессиональное самоопределение детей и подростков [Электронный ресурс] // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 1. С. 115—130. doi:10.24412/2307-4264-2021-01-115-130
  18. Стахнева Л.А. Понимание субъекта и субъектности в современной психологии // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 1 (35). С. 345—349.
  19. Хут С.Е., Паатова М.Э. Особенности профессионального самоопределения воспитанников специальных образовательных организаций закрытого типа [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2021. № 2 (278). С. 84—89. URL: http://vestnik.adygnet.ru/files/2021.2/6599/84-89.pdf (дата обращения: 18.11.2021).
  20. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Технологические и практические подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования // Современные проблемы профессионального и высшего образования: состояние и оценка / Под ред. Чистяковой С.Н., Подуфалова Н.Д., Геворкян Е.Н. М.: Экон-Инфор, 2019. С. 137—147.
Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика