Исследование и измерение одаренности и креативности с помощью Берлинского теста структуры интеллекта
Фройнд Ф. стажер Университета Мюнстера. Сотрудник исследовательской группы профессора Х. Холлинга., Германия e-mail: pafreund@uni-muenster.de
Холлинг Х. профессор статистики и методологии факультета психологии, Университета Мюнстера, Германия e-mail: holling@psy.uni-muenster.de
Аннотация
Цель статьи - представить Берлинский тест структуры интеллекта для диагностики одаренности (BISHB; Jager et al., 2005). Основанный на модели Егера (Jager, 1967; 1982), BISHB - последняя версия в серии последовательно разработанных инструментов. Тест соответствует высоким стандартам конструирования и валидизации. Он особенно подходит для выявления высоких значений интеллекта и позволяет оценить разнообразные способности. Особый акцент в этой статье делается на конструкте креативности, который долгое время находился в фокусе внимания как теоретиков, так и экспериментаторов, занимающихся психометрикой (Sternberg, Lubart, 1999). Креативность заложена в структуру модели BIS, что делает возможным исследование вопросов, касающихся сопоставления двух конструктов - (академического) интеллекта и креативности.
Barron F. Creativity and psychological health. Princeton, New York: Van
Nostrand, 1963.
Barron F. Creative person and creative process. New York: Holt,
Rineheart, & Winston, 1969.
Bucik V., Neubauer A.C. Bimodality in the Berlin model of
intelligence structure (BIS): A replication study // Personality and Individual
Differences. 1996. 21. P. 987-1005.
Gagn F. Constructs and models pertaining to exceptional human
abilities // K.A. Heller, F.J.Mцnks, A.H. Passow (eds.). International handbook
of research and development of giftedness and talent. Oxford: Pergamon, 1993.
Р. 69-87.
Gottfredson L.S. Why g matters: The complexity of everyday life //
Intelligence. 1997. 24. P. 79-132.
Guilford J.P., Christensen P.R. The one-way relation between
creative potential and IQ // Journal of Creative Behavior. 1973. 7. P.
247-252.
Jager A.O. Dimensionen der Intelligenz [Dimensions of intelligence].
Gottingen: Hogrefe, 1967.
Jager A.O. Mehrmodale Klassifikation von Intelligenzleistungen.
Experimentell kontrollierte Weiterentwicklung eines deskriptiven
Intelligenzstrukturmodells [Multimodal classification of intelligence
achievement: Experimentally controlled, further development of a descriptive
intelligence structure model] // Diagnostica.1982. 28. P. 195-226.
Jager A.O. Intelligenzstrukturforschung: Konkurrierende Modelle,
neue Entwicklungen, Perspektiven [Structural research on intelligence:
Competing models, new developments, perspectives] // Psychologische Rundschau.
1984. 35. P. 21-35.
Jager A.O., Holling H., Preckel F., Schulze R., Vock M., Suss H.-M.,
Beauducel A. Berliner Intelligenzstruktur-Test fur Jugendliche: Begabungs- und
Hochbegabungsdiagnostik (BIS-HB). [Berlin structure of intelligence test for
youth: Assessment of talent and giftedness]. Gottingen: Hogrefe, 2005.
Lubinski D., Benbow C.P. States of excellence // American
Psychologist. 2000. 55. P. 137-150.
Lubinski D., Webb R.M., Morelock M.J., Benbow C.P. Top 1 in 10,000:
A 10-year follow-up of the profoundly gifted // Journal of Applied Psychology.
2001. 84. P. 718-729.
Ones D.S., Viswesvaran C., Dilchert S. Cognitive Ability in
Selection Decisions // O. Wilhelm, R. Engle (eds.). Understanding and Measuring
Intelligence. London: Sage, 2005.
Preckel F., Holling H., Wiese M. Relationship of intelligence and
creativity in gifted and non-gifted students: An investigation of threshold
theory // Personality and Individual Differences. 2006. 40. P. 159-170.
Renzulli J.S. The three-ring conception of giftedness: A
developmental model for creative productivity // R. Sternberg, . Davidson
(eds.). Conceptions of giftedness. New York: Cambridge University Press, 1986.
Р. 332-357.
Roznowski M., Reith J., Hong S. A further look at youth intellectual
giftedness and its correlates: Values, interests, performance, and behaviour //
Intelligence. 2000. 28. P. 87-113.
Steiger J.H. A note on multiple sample extensions of the RMSEA fit
index // Structural Equation Modeling. 1998. 5. P. 411-419.
Sternberg R.J., Lubart T.I. The concept of creativity: Prospects and
paradigms // R.J. Sternberg (ed.). Handbook of creativity. Cambridge, MA:
Cambridge University Press, 1999. Р. 251-272.
Tewes U., Rossmann P., Schallberger U.
Hamburg-Wechsler-Intelligenztest fur Kinder - Dritte Auflage (HAWIK-III)
[Wechsler Intelligence Scale for Children - third edition (HAWIK-III)]. Bern:
Huber, 2000.
Urban K.K., Jellen H.G. Test zum schopferischen Denken -
zeichnerisch (TSD-Z) [Test for Drawing Productiviy (TDP)]. Frankfurt: Swets
Test, 1995.
Wallach M.A., Kogan N. Modes of thinking in young children. New
York: Holt, Rineheart, & Winston, 1965.
Weiss R. H. Grundintelligenztest Skala 2 (CFT 20) mit Wortschatztest
(WS) und Zahlenfolgentest (ZF) (4., uberarb. Auflage) [Intelligence Test Scale
2 (CFT 20) with Vocabulary Test and Number Series Test (4., revised ed.)].
Gottingen: Hogrefe, 1998.