Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8654Ключевые слова 21148 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Психология

Издатель: Высшая школа экономики

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 выпуска в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Интеллектуальная деятельность: проявление интеллекта и креативности в реальном взаимодействии

Воронин А.Н.
доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Институт психологии РАН, Москва, Россия
e-mail: voroninan@bk.ru

Аннотация

Статья посвящена изучению проблем интеллекта и креативности в условиях межличностного взаимодействия. Автор предлагает новое понимание интеллектуальной деятельности, по сути, расширяя его до рамок целостной концепции, показывает его связь с традиционным представлением об интеллекте и креативности, с одной стороны, и о мыслительной и творческой деятельности - с другой. Интеллектуальная деятельность, по мнению автора,- деятельность совместная, осуществляемая во взаимодействии с другими людьми и значимо влияющая на изменение их интеллекта и креативности. В работе на эмпирическом материале показано, как личностные особенности и межличностные отношения между учителем и учениками влияют на развитие интеллекта и креативности последних.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Боно Э. де. Рождение новой идеи. М.: Прогресс, 1976.
  2.   Брушлинский А.В. Деятельность, действие и психическое как процесс // Вопросы психологии. 1984. № 5. С. 17-29.
  3.   Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1970.
  4.   Брушлинский А.В. О субъекте мышления и творчества // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. С. 200.
  5.   Воронин А.Н. Методики диагностики свойств внимания // Методы психологической диагностики. Вып. 1. М., 1993.
  6.   Воронин А.Н., Трифонова И.Г. Влияние соответствия личностных черт учителя и ученика на развитие креативности ученика // Интеллект и креативность в условиях межличностного взаимодействия. М., 2001. С. 234-250.
  7.   Воронин А.Н., Трифонова И.Г. Влияние сходства/контраста личностных особенностей учителя и ученика на изменение уровня различных компонентов креативности учащихся // Психологический журнал. 2002. № 6.
  8.   Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М.: Иностранная литература, 1950.
  9.   Гаджиев Ч.М. Огранизация коллективного изобретательства // Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 1983. С. 266-279.
  10.   Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Вопросы психологии. 1966. № 4. С. 128-135.
  11.   Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.
  12.   Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления / Под ред. А.М. Матюшкина. М., 1965.
  13.   Елисеев В.А. Соотношение осознаваемых и неосознаваемых компонентов в регуляции процесса решения набора комбинаторных задач: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1979.
  14.   Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 1983.
  15.   Кулюткин Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий // Психология исследования интеллектуальной деятельности. М.: Изд­во МГУ, 1979. С. 22-28.
  16.   Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970.
  17.   Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политическая литература, 1975.
  18.   Леонтьев А.Н. Опыт экспериментального исследования мышления // Доклады по вопросам психологии (3-8 июня 1953 г.). М., 1953.
  19.   Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1981.
  20.   Лурия А.Р. Лобные доли и регуляция поведения // Лобные доли и регуляция психических процессов. М., 1966.
  21.   Матюшкин А.М. Действие и процесс мышления // IV Всесоюзный съезд психологов СССР. Тбилиси, 1971. С. 373.
  22.   Матюшкин А.М. К характеристике продуктивных процессов мышления // Экспериментальные исследования продуктивных (творческих) процессов мышления. М., 1973. С. 4-8.
  23.   Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.
  24.   Поддьяков А.Н. Решение комплексных задач // Когнитивная психология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 225-233.
  25.   Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.
  26.   Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., 1960. Психология мышления / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965.
  27.   Пушкин В.Н. Эвристика - наука о творческом мышлении. М., 1967.
  28.   Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд­во АН СССР, 1958.
  29.   Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996.
  30.   Стернберг Р. Дж. Триархическая теория интеллекта // Иностранная психология. 1996. № 6. С. 54-61.
  31.   Телегина Э.Д. Мотивация в структуре мыслительной деятельности // Искусственный интеллект и психология. М.: Наука, 1976. С. 41-95.
  32.   Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Изд­во МГУ, 1984.
  33.   Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969.
  34.   Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.;Томск, 1997.
  35.   Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. М.: Изд­во Современного гуманитарного университета, 2004.
  36.   Энгельмейер П.К. Эврилогия или всеобщая теория творчества // Проблемы теории и психологии творчества. Харьков, 1916. Т. 7.
  37.   Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969.
  38.   Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии. 1985. № 6. С. 14-26.
  39.   Nickerson R.S., Perkins D.N., Smith E.E. The teaching of thinking. Hillsdale, N.J.; Erlbaum, 1985.
  40.   Wallas G. The art of thought. N.J., 1926.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика