Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9259Новости 1827Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI)
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 23 место — направление «Психология» 0,492 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 0,602 — двухлетний импакт-фактор ![]() Клиническая и специальная психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (online): 2304-0394 DOI: https://doi.org/10.17759/cpse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2012 года Периодичность: 4 номера в год Формат: сетевое издание Язык журнала: русский, английский Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Клиническая и специальная психология Психологические характеристики семей, воспитывающих детей с различными вариантами нарушения психического развития 1558Красильникова Е.Д. Никольская И.М. Полный текст
Актуальность исследования В последние десятилетия в нашей стране растет число исследований в области медицинской (клинической) психологии. Интерес к данной проблематике обусловлен происходившими в российском обществе политическими и социально-экономическими процессами, сопряженными со снижением численности населения, разрушением социального института семьи, ухудшением показателей психического, физического и репродуктивного здоровья детей, подростков и взрослых [2], [18]. Преодоление данных негативных тенденций стало возможным посредством реализации целого комплекса мер как на уровне государства, так и на уровне его социальных институтов. На уровне медицинской (клинической) психологии своевременными и социально значимыми следует считать разработки в области ее нового, перспективного и быстро развивающегося раздела – клинической психологии семьи [3], [4], [11], [12], [23]. Клиническая психология семьи сфокусирована на изучении роли семьи в происхождении, развитии, лечении и предупреждении заболеваний, а также на определении влияния различных болезней на семейное функционирование. Одним из теоретических обоснований клинической психологии семьи выступает биопсихосоциальный подход. Его использование способствует более полному осмыслению закономерностей взаимовлияния биологических, психологических и социальных факторов на здоровье, болезнь и поведение [13]. Важной задачей клинической психологии семьи выступает разработка методов психологического воздействия, направленных на лечение пациента в семье и при помощи семьи, а также на оптимизацию семейных взаимоотношений (методов семейной психотерапии и психокоррекции) [23]. Их создание базируется на постановке семейного психологического диагноза, которая традиционно включает две задачи. Первая из них состоит в выявлении в жизнедеятельности семьи тех нарушений, которые способствуют возникновению и сохранению у одного или нескольких ее членов трудностей в повседневной жизни и/или нервно-психических расстройств (мишеней психологического воздействия). Вторая – в определении тех психологических особенностей семьи и ее членов (семейных и личностных ресурсов), от которых зависит коррекция этих нарушений и которые следует учитывать при выборе метода оказания психологической помощи и при ее осуществлении [21], [22]. В связи с этим актуальность приобретает определение общих и специфических характеристик семей, воспитывающих детей с различными заболеваниями [11], [19], в том числе детей с различными вариантами нарушениями психического развития [1], [5], [7], [17]. Это прямо соответствует Конвенции ООН о правах ребенка, согласно которой cемья рассматривается как естественная cреда жизнеобеспечения детей. Признавая важность семьи как первичной социальной группы и естественной обстановки для роста и благополучия детей, Конвенция в то же время указывает, что это не столько право родителей над ребенком (подчинение родителям), сколько их ответственность перед ребенком [20]. Несомненно, что семьи, воспитывающие детей с различными заболеваниями, имеют определенные общие свойства. Можно одновременно предположить, что с учетом специфики заболевания, которым страдает ребенок, характеристики семейного функционирования могут иметь и ряд различий, что следует учитывать при создании дифференцированных программ психологического сопровождения для данной категории семей [6], [8], [9], [11]. При оказании помощи семьям детей с нарушениями психического развития разработка подобных специализированных походов имеет особое значение, поскольку в данном случае семья традиционно рассматривается и выступает как важнейший ресурс лечебно-реабилитационного процесса, качество которого можно существенно повысить за счет позитивных изменений семейного функционирования. Цель исследования − определить особенности функционирования семей, воспитывающих детей с различными вариантами нарушения психического развития. Объект исследования – родители, воспитывающие детей от 3 до 10 лет с искаженным развитием, психическим недоразвитием, задержкой психического развития, поврежденным развитием. Предмет исследования – семейная адаптация и сплоченность, удовлетворенность семейным функционированием, внутрисемейные отношения, семейное воспитание.
Эмпирическая база исследования Всего обследовано 160 родителей (101 мать и 59 отцов). Исследовались только полные семьи, имеющие детей от одного брака, проживающие в городе. Испытуемые были разделены на четыре основные группы сравнения (120 родителей детей с различными вариантами нарушения психического развития, по 30 человек в каждой группе) и одну контрольную группу (40 родителей здоровых детей). Деление родителей больных детей на группы основывалось на классификации психического дизонтогенеза В.В. Лебединского [10]:
В таблице 1 приведено распределение испытуемых в зависимости от диагноза заболевания ребенка Таблица 1. Распределение испытуемых в зависимости от диагноза заболевания ребенка
Основными методами исследования были клинико-биографический, экспериментально-психологический и статистический. Клинико-биографический включал клиническую беседу, изучение медицинской документации и сбор анамнеза. Экспериментально-психологический – Шкалу семейной адаптации и сплоченности FACES-3 Д.Х. Олсона, Дж. Портнера, И. Лави, адаптированная М. Пере [21], проективную графическую методику «Семейная социограмма» [15], Шкалу оценки родительской удовлетворенности семейным функционированием, разработанную Е.Д. Красильниковой, опросник «Анализ семейных взаимоотношений» - АСВ В. Юстицкиса, Э.Г. Эйдемиллера [22]. Статистический анализ данных осуществлялся с помощью лицензионного пакета программ SPSS. Достоверность различий между выборками устанавливалась с помощью Т-критерия Стьюдента, U-критерия Манна-Уитни, Н-критерия Крускала-Уоллиса. Результаты исследования Сравнительный анализ обнаружил, что в семьях детей с нарушениями психического развития, в отличие от семей со здоровыми детьми, достоверно чаще отмечаются разобщенный (экстремальный) (U=1740,0; при р=0,001) и реже – разделенный уровень семейной сплоченности (U=1700,0; р=0,001). Разобщенный уровень семейной сплоченности достоверно чаще наблюдается в семьях детей с психическим недоразвитием, задержкой психического развития и с искаженным психическим развитием и достоверно реже – в семьях детей с поврежденным психическим развитием и здоровых детей (Н=30,062; при р=0,000). Напротив, разделенный уровень семейной сплоченности достоверно чаще отмечается в семьях детей с поврежденным психическим развитием и здоровых и достоверно реже – в семьях детей с задержкой психического развития, искаженным психическим развитием, психическим недоразвитием (Н=33,930, при р=0,000). В семьях детей с нарушениями психического развития, по сравнению с семьями здоровых детей, достоверно чаще выявляется хаотичный (U=1800,0; р=0,006) и реже – гибкий уровень семейной адаптации (U=1880,0; р=0,007). Хаотичный уровень семейной адаптации относительно чаще отмечается в семьях детей с поврежденным психическим развитием и с задержкой психического развития и реже – в семьях детей с искаженным психическим развитием, семьях здоровых детей и семьях детей с психическим недоразвитием (Н=26,947; р=0,000). Структурный уровень семейной адаптации достоверно чаще прослеживается в семьях детей с искаженным психическим развитием, психическим недоразвитием и здоровых детей и реже – в семьях детей с задержкой психического развития и с поврежденным развитием (Н=11,146; р=0,025). Выявляются также статистически значимые различия по показателю «гибкий уровень семейной адаптации» (Н=9,753; р=0,045). Гибкий уровень достоверно чаще отмечается в семьях здоровых детей и реже – в семьях детей с нарушениями психического развития (Н=11,146; р=0.025). Исследование внутрисемейных отношений с помощью проективной графической методики «Семейная социограмма» выявило статистически значимые различия по параметру «включение в семью других членов». Родители детей с задержкой психического развития, в отличие от родителей детей с психическим недоразвитием (U=300,0; р=0,008) и здоровых детей (U=430,0; р=0,016), достоверно чаще включают в социограмму членов семьи, проживающих отдельно (бабушек, дедушек и др.). Родители детей с психическим недоразвитием и с искаженным психическим развитием, в отличие от родителей здоровых детей, родителей детей с задержкой психического развития и родителей детей с психическим недоразвитием достоверно чаще в социограмме подчеркивают связи между членами семьи – соединяют круги линиями, прибегают к наложению кругов, что указывает на эмоционально близкие, симбиотические отношения (р=0,053). Изучение удовлетворенности родителей семейным функционированием с помощью авторской шкалы показало следующие результаты (таблица 2).
Таблица 2 Средние значения общей удовлетворенности семейным функционированием у родителей здоровых детей и родителей детей с нарушениями психического развития (n1=40; n2=120)
По данным таблицы 2, имеются статистически значимые различия в общей удовлетворенности семейным функционированием между родителями детей с нарушениями психического развития в целом и родителями здоровых детей (Т=-5,65, при р=0,000). Родителей здоровых детей характеризует большая степень удовлетворенности. У родителей детей с психическим недоразвитием степень удовлетворенности выполнением воспитательной функции достоверно ниже, чем у родителей детей с искаженным психическим развитием (Т=4,995, при р=0,000), с задержкой психического развития (Т=6,69, при р=0,000), с поврежденным психическим развитием (Т=-6,26, при р=0,001) и здоровых детей (Т=-6,55, при р=0,000). Уровень удовлетворенности выполнением хозяйственно-бытовой функции достоверно ниже в группе родителей детей с психическим недоразвитием по сравнению с родителями детей с искаженным психическим развитием (Т=4,01, при р=0,000) с задержкой психического развития (Т=4,78, при р=0,000) и здоровых детей (Т=-4,89, при р=0,000). Уровень удовлетворенности хозяйственно-бытовыми условиями семьи достоверно ниже у родителей детей с поврежденным психическим развитием в отличие от родителей детей с искаженным вариантом психического развития (Т=5,46, при р=0,002), с задержкой психического развития (Т=6,53, при р=0,000) и здоровых (Т=-6,56, при р=0,000). Удовлетворенность выполнением эмоциональной функцией семьи достоверно выше у родителей здоровых детей, чем у родителей детей с искаженным психическим развитием (Т=-4,50; р=0,000), психическим недоразвитием (Т=-7,15; р=0,000) и поврежденным психическим развитием (Т=-7,17; р=0,000). Также больше удовлетворены эмоциональным взаимодействием в семье родители, которые воспитывают детей с задержкой психического развития, чем родители детей с поврежденным психическим развитием (Т=-3,55; р=0,001), с психическим недоразвитием (Т=6,07; р=0,000) и с поврежденным психическим развитием (Т=6,14; р=0,000). Духовным общением в семье больше удовлетворены родителями здоровых детей, чем родители детей с искаженным психическим развитием (Т=-2,00; р=0,049), задержкой психического развития (Т=-2,01; р=0,043), психическим недоразвитием (Т=-3,58; р=0,001), поврежденным развитием (Т=-4,45; р=0,000). Самая низкая степень удовлетворенности духовным и культурным общением отмечается в семьях детей с поврежденным психическим развитием. Она достоверно ниже, чем в группах родителей детей с искаженным психическим развитием (Т=2,19; р=0,003) и задержкой психического развития (Т=2,58; р=0,012). Обнаружено, что удовлетворенность сексуально-эротической стороной супружеских отношений достоверно выше у родителей здоровых детей, чем у родителей детей с искаженным психическим развитием (Т=-3,90; р=0,000), психическим недоразвитием (Т=-10,72; р=0,00) и поврежденным психическим развитием (Т=-9,20; р=0,000). Также определено, что у родителей детей с задержкой психического развития удовлетворенность супружескими сексуально-эротическими отношения достоверно выше, чем у родителей детей с поврежденным психическим развитием (Т=-2,65; р=0,010), психическим недоразвитием (Т=9,16; р=0,000) и поврежденным психическим развитием (Т=7,66; р=0,000). Исследование черт семейного воспитания показало, что среднее значение гиперпротекции (шкала Г+) достоверно ниже в группе родителей здоровых детей по сравнению с родителями, воспитывающими детей с искаженным (U=393,0; при р=0,013), задержанным (U=320,0; при р=0,001) и поврежденным психическим развитием (U=365,5; при р=о,005). Среднее значение шкалы «потворствование» (У+) достоверно ниже в контрольной группе родителей по сравнению с родителями детей с задержанным психическим развитием (U=328,0; при р=0,044), психическим недоразвитием (U=401,0; при р=0,017) и поврежденным психическим развитием (U=365,5; при р=0,003). Среднее значение шкалы «игнорирование потребностей ребенка» (У-) достоверно ниже в группе родителей здоровых детей по сравнению со всеми другими группами родителей, воспитывающих детей с искаженным психическим развитием (U=356,0; при р=0,002), задержанным психическим развитием (U=409,0; при р=0,016), психическим недоразвитием (U=315,0; при р=0,000), поврежденным психическим развитием (U=380,5; при р=0,006). Чрезмерность требований к ребенку (Т+) больше характерна для родителей детей с психическим недоразвитием, нежели для родителей детей с задержанным психическим развитием (U=320,0; при р=0,054) и родителей здоровых детей (U=446,0; при р=0,055). Родители детей с искаженным психическим развитием достоверно чаще используют недостаточное количество запретов в воспитании (З-), чем родители здоровых детей (U=280,0; при р=0,009). Также выявляется достоверно большая недостаточность запретов в воспитании у родителей детей с искаженным психическим развитием в сравнении с родителями, воспитывающими детей с психическим недоразвитием (U=373,0; при р=0,005). Чрезмерность санкций (С+) больше присуща родителям детей с психическим недоразвитием, чем родителям здоровых детей(U=437,5; р=0,048). При статистическом анализе психологических причин, лежащих в основе нарушения семейного воспитания, получены следующие результаты. Воспитательная неуверенность в меньшей степени свойственная родителям детей с психическим недоразвитием, нежели родителям детей с искаженным психическим развитием (U=312,0; при р=0,038) и задержанным психическим развитием (U=266,0; при р=0,005). Фобия утраты ребенка достоверно чаще характерна для родителей детей с нарушениями психического развития, чем для родителей здоровых детей (U=818,0; при р=0,000). Также выявляются статистически значимые различия данного параметра между группами родителей детей с задержкой психического развития и детей с поврежденным развитием (U=284,5; при р=0,014) с достоверным преобладанием данного параметра в группе родителей детей с поврежденным развитием. Проекция родителями на детей собственных нежелательных качеств (ПНК) больше выражена у родителей детей с нарушениями психического развития, чем у родителей здоровых детей (U=1809,5; при р=0,017). Достоверно чаще на детей проецируют нежелательные качества родители детей с психическим недоразвитием(U=390,0; при р=0,011) и родители детей с искаженным психическим развитием, чем родители здоровых детей (U=423,0; при р=0,032). По шкале «предпочтение мужских качеств» (ПМК) имеются статистически значимые различия между родителями детей с нарушениями психического развития и здоровых детей (U=1819,0; при р=0,011) - для первых более характерно предпочтение мужских качеств у ребенка. Выводы
Литература
Статьи по теме
Клиническая психология, Психология личности | Гаранян Н.Г., Шарапова А.В., Сорокова М.Г., Микита О.Ю., Бойко С.Л. Психология личности, Семейная психология | Разваляева А.Ю., Польская Н.А. Семейная психология | Головей Л.А., Савенышева С.С., Энгельгардт Е.Е. Структура семьи и родительское воспитание как факторы интеллектуального развития дошкольников |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|