Формирование концепта десятичной системы у мексиканских школьников

747

Аннотация

Настоящее исследование рассматривает первичное формирование концепта десятичной системы у школьников второго года обучения начальной школы в Мексике (город Пуэбла). Наше исследование основано на теории деятельности и постепенном внедрении научных знаний в школьном возрасте. Метод был создан и отработан с помощью действий, в которых применялись логические, символические, пространственные и математические аспекты. Все действия производились в виде распределенной активности детей в группе, управляемой взрослым. Также были проведены претест-посттестовые измерения в экспериментальной группе мексиканских школьников. Результаты показали, что дети развили значимые навыки, необходимые для понимания концепта десятичной системы. Так же они были способны применить этот концепт к новым видам деятельности в конце школьного года. В роли таких видов деятельности выступало решение математических задач, которые не были включены в школьную программу. Мы считаем, что предложенный метод может стать путем к решению общих проблем, возникающих в начальной школе, касающихся преподавания математики.

Общая информация

Ключевые слова: школьный возраст, способности к математике, преподавания системы исчисления, теория деятельности

Рубрика издания: Методы и методики

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Росас Ривера Й., Соловьева Ю., Гарсиа Флорес М.А., Кинтанар Л. Формирование концепта десятичной системы у мексиканских школьников [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2013_n1/58939 (дата обращения: 28.03.2024)

Литература

  1. Ávila, A. y García, S. (2008). Los decimales: más que una escritura. México: INEE.
  2. Block, D. y Solares, D. (2001). Las fracciones y división en la escuela primaria: análisis didáctico de un vínculo. Educación matemática, 13 (2).
  3. Butto, C. y Gómez, L. M. (2011). Las representaciones del sistema numérico decimal indo-arábigo en niños de primer grado de primaria. XIX Congreso Mexicano de Psicología. Cancún Center, Cancún, Quintana Roo, México.
  4. Castaño, J. (2008). Una aproximación al proceso de comprensión de los numerales por parte de los niños: relaciones entre representaciones mentales y semióticas. Univ. Psichol., 895-907.
  5. Davídov, V. (1988). La enseñanza escolar y el desarrollo psíquico. Moscú: Progreso.
  6. Galperin, P. Ya. (2009). La formación de los conceptos y de las acciones mentales. En Quintanar, L. y Solovieva, Y. (2009) (Comps.). Las funciones psicológicas en el desarrollo del niño. México: Trillas.
  7. García, O. (2011). Las matemáticas naturales del niño y su transición a la educación formal en la escuela formal. XIX Congreso Mexicano de Psicología. Cancún Center, Cancún, Quintana Roo, México.
  8. Gómez, C. (1991). Cognición, contexto y enseñanza de las matemáticas. Comunicación, lenguaje y educación, 11, 11-26.
  9. Martín, A. (2003). Operación aritmética: la división. Boletín: Las matemáticas en secundaria, 25.
  10. OCDE (2012). Perspectivas México: Reformas para el cambio. México: OCDE.
  11. Ruesga y Guimaraes, (2011). Sistema de numeración decimal: un instrumento para seleccionar libros de texto de los tres primeros años de enseñanza. Indicações para os trabalhos da, 13, pp 1-12.
  12. Salmina, N. (2001). La enseñanza de las matemáticas en la escuela primaria. En Talizina, N. (2001). La formación de las habilidades del pensamiento matemático. México: Universidad Autónoma de San Luis Potosí
  13. Salmina, N. y Filiminova, O. (2002). Problemas en el aprendizaje de las matemáticas básicas y su corrección. Moscú: Instituto universitario de estudios avanzados.
  14. SEP (2011). Evaluación Nacional de Logro Academico en Centros Escolares, ENLACE. México: SEP.
  15. Silva, A. y Barela, C. (2010). Los materiales concretos en la enseñanza de la numeración. Quehacer educativo, pp 26-33.
  16. Solovieva, Ortiz y Quintanar (2010). Formación de conceptos numéricos iniciales en una población de niños mexicanos. Cultura y educación, 20 (2).
  17. Solovieva, Y. y Quintanar, L. (2010). El desarrollo del niño y los métodos de enseñanza. Elementos, 77, 9-13.
  18. Solovieva Yu., Quintanar L. & Ortiz, G. (2012). The Formation of Initial Components of Number Concepts in Mexican Children. Psychology Research, 2 (7), 422-430.
  19. Talizina, N. (2009) La teoría de la actividad aplicada a la enseñanza. México: BUAP.
  20. Talizina, T., Solovieva, Y. y Quintanar, L. (2010). La aproximación de la actividad en psicología y su relación con el enfoque histórico-cultural de L. S. Vygotsky. Novedades educativas, 230, pp. 4-8.

Информация об авторах

Росас Ривера Йоланда, резидент магистерской программы, Факультет психологии, Автономный университет Пуэблы, Пуэбла, Мексика

Соловьева Юлия, кандидат психологических наук, руководитель магистерской программы по нейропсихологической диагностике и реабилитации, Автономный Университет г. Пуэбла, Пуэбла, Мексика, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5610-1474, e-mail: yulia.solovieva@correo.buap.mx

Гарсиа Флорес М.А., магистр нейропсихологии, профессор и исследователь магистерской программы, Факультет психологии, Автономный университет Пуэблы, Пуэбла, Мексика

Кинтанар Луис, кандидат психологических наук, научный сотрудник, преподаватель магистерской программы по нейропсихологической диагностике и реабилитации, факультет психологии, Автономный Университет г. Пуэбла, Пуэбла, Мексика, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9758-1467, e-mail: luis.quintanar@correo.buap.mx

Метрики

Просмотров

Всего: 1580
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 747
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1