Включен в Web of Science СС (ESCI)
![]() Клиническая и специальная психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (online): 2304-0394 DOI: https://doi.org/10.17759/cpse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2012 года Периодичность: 4 номера в год Формат: сетевое издание Язык журнала: русский, английский Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Клиническая и специальная психология Памяти Г. П. Бертынь 1681Басилова Т.А. Полный текст
8 октября 2013 года из жизни ушла Галина Петровна Бертынь, кандидат медицинских наук, замечательный врач и исследователь клиники нарушений развития у детей с интеллектуальными и сенсорными нарушениями. Галина Петровна родилась в Баку в 1933 г. в семье потомственных врачей и известных исследователей-микробиологов. В Баку прошли ее детство и юность, оттуда она поехала в Москву поступать в медицинский институт. После окончания института она около 10 лет работала участковым детским педиатром в подмосковном городе Жуковском. Научными руководителями ее кандидатской диссертации, защищенной в московском НИИ психиатрии в 1972 г. были известные ученые, профессора М. С. Певзнер и Л.А.Новикова. Книга Г. П. Бертынь «Близнецовый метод при изучении олигофрении у детей», написанная по материалам ее диссертации и опубликованная в 1975 году, до сих пор вызывает интерес у многих исследователей. Материалы ее диссертационного исследования также вошли в известную коллективную монографию «Учащиеся вспомогательной школы», опубликованную в 1979 г. под научной редакцией М. С. Певзнер. Около 30 лет она работала врачом и научным сотрудником в НИИ дефектологии АПН СССР (НИИД), где занималась сенсорными и сложными сенсорными нарушениями, вела научную работу в секторе клинического и нейрофизиологического изучения аномальных детей под руководством М. С. Певзнер. После того, как М. С. Певзнер ушла с поста руководителя этого сектора в 1973 г. и стала профессором-консультантом, Г. П. Бертыньвместе с нею начала клинические исследования сложных (сочетанных) нарушений в лаборатории обучения и воспитания слепоглухих Института дефектологии, в Детском доме слепоглухих в г.Сергиевом Посаде (Загорске), в Головеньковском доме-интернате для слепых и слабовидящих умственно отсталых детей в Тульской области. При самом активном участии Г. П. Бертынь были написаны научные работы, описывающие многообразие этиологии и клинической картины заболеваний, приводящих к слепоглухоте. Короткое время она сотрудничала с сектором социально-психологической реабилитации слепоглухих при Институте реабилитации слепых РЕАКОМП, где изучала взрослых слепоглухих. Г. П. Бертынь обследовала детей с нарушенным слухом в лаборатории сурдопсихологии НИИД, руководимой Т. В. Розановой и в московских школах глухих и слабослышащих. С 1992 г. почти 10 лет консультативной работы врача-психиатра связывало ее с московской школой для глухих детей №65. Ее исследования позволили выделить разные группы глухих и слабослышащих с дополнительными нарушениями и подойти к организации для них индивидуальных условий обучения. Последним местом ее работы как врача-психиатра был Федеральный реабилитационный центр «Детство». Последние десять лет жизни Г. П. Бертынь жила одна, плохо себя чувствовала и почти не выходила из дома. Многие люди, с которыми она сотрудничала и дружила, которым она помогала как врач и учитель всегда будут хранить благодарную память о Галине Петровне. Основные научные работы Г. П. Бертынь
|
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|