Психологическая поддержка матерей детей с расстройствами аутистического спектра с использованием традиций русского чаепития

1200

Аннотация

В статье рассмотрены возможности оказания психологической поддержки матерям детей с расстройствами аутистического спектра в формате проведения традиционного русского чаепития. Представлены результаты анкетирования, показавшие, что матери детей с расстройствами аутистического спектра в основном ориентированы на получение психологической помощи по вопросам воспитания и развития своего ребенка, а личностные проблемы женщины, гармоничность ее психологического состояния отходят на второй план. В работе подтверждается предположение, что непринужденный формат чаепития позволяет сократить психологическую дистанцию в общении с психологом, дает возможность мамам таких детей чувствовать себя естественнее, непринужденнее. Представлен анализ серии психологических встреч, темами для которых стали аспекты личной жизни матерей. Результаты исследования позволяют сделать вывод об эффективности такого подхода. Формат психологической поддержки матерей в рамках русского чаепития способствовал росту их доверия к специалисту и расширению спектра обсуждаемых личных проблем. Матери получили возможность доверительного общения друг с другом и сообщали о психологической разгрузке.

Общая информация

Ключевые слова: матери детей с расстройствами аутистического спектра, психологическая поддержка, традиционное русское чаепитие

Рубрика издания: Методы и методики

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2015040305

Для цитаты: Белопольская Н.Л., Рубан О.В. Психологическая поддержка матерей детей с расстройствами аутистического спектра с использованием традиций русского чаепития [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 3. С. 64–76. DOI: 10.17759/cpse.2015040305

Литература

  1. Аутеншлюс Ю.Б. Специфика психологической помощи матерям, имеющим детей-инвалидов, при формировании позитивной Я-концепции // Дисс. на соиск. учён. степ. д-ра. психол. наук, 2011.
  2. Белопольская Н.Л., Улькина Н.А. Исследование возрастной идентификации у матерей, воспитывающих детей с нарушениями психического развития // Дефектология. № 1, М., 2010.
  3. Белопольская Н.Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии // Дефектология. № 5, М., 1984.
  4. Гуслова М.Н., Стуре Т.К. Психологическое изучение матерей, воспитывающих детей-инвалидов // Дефектология. №3, М., 2003.
  5. Дети и подростки с аутизмом: психологическое сопровождение. М.: Теревинф, 2005.
  6. Дэвис Х. Как помочь семье, в которой серьезно болен ребенок. Взгляд психолога: пер. с англ. Х. Дэвис; пер. О.Н. Хрущева. М.: Этерна, 2011.
  7. Колесниченко Л.В. Чайные традиции и церемонии в разных странах мира. М.: АСТ, 2006.
  8. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. М.: Просвещение, 2008.
  9. Разенкова Ю.А. Потребности семей с детьми раннего и дошкольного возрастов, проживающих в Курской области / Разенкова Ю. А.// Дефектология. 2009. № 3. С. 76-83.
  10. Рубан О.В., Белопольская Н.Л. Традиционное русское пестование – как метод коррекции взаимодействия в диаде мать – ребенок с расстройствами аутистического спектра // Дефектология №4, М., 2012.
  11. Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети. М.: Теревинф, 2013.

 

Информация об авторах

Белопольская Наталия Львовна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой клинической психологии, Московский институт психоанализа, Москва, Россия, e-mail: natalybelopolsky@mail.ru

Рубан Ольга Васильевна, Старший преподаватель, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: rubanolunj@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2213
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 1200
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4