Самооценка и саморегуляция подростков-воспитанников интернатных учреждений

1721

Аннотация

Исследуется когнитивная и поведенческая подструктуры самосознания подростков, воспитанников интернатных учреждений. Использовались методики: Дембо–Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан), экспресс-методика «Стиль саморегуляции поведения детей» (ССПД1-М) В.И. Моросановой. Было выявлено, что почти все показатели самооценки у подростков-сирот в отношении реального Я-образа, являющиеся индикаторами меры развития когнитивного компонента самосознания, находятся в пределах среднего уровня. Исключение составляет только шкала Уверенность в себе, показатели которой у большинства респондентов фиксируются как очень высокие. Показатели всех шкал в представлениях о Я-идеальном также имеют очень высокие значения. Уровень общей самооценки у воспитанников детских домов характеризуется как средний, в то время как общий показатель саморегуляции имеет малые значения. Приводится сравнительный анализ результатов указанной выборки респондентов с респондентами, относящимися к группам девиантных подростков из семей и подростков из семей без девиаций.

Общая информация

Ключевые слова: самосознание, когнитивная подструктура самосознания, поведенческая подструктура самосознания, самооценка, саморегуляция, подростки, воспитанники интернатных учреждений

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2016050206

Для цитаты: Тимур О.Ю. Самооценка и саморегуляция подростков-воспитанников интернатных учреждений [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 77–96. DOI: 10.17759/cpse.2016050206

Литература

  1. Аронова Е.А., Моросанова В.И. Регуляторная роль самосознания в старшем школьном возрасте // Журнал прикладной психологии. 2004. № 1. С. 31–39.
  2. Белопольская Н.Л. Формирование идентичности у современных подростков с нарушениями психического развития // Серия «Психология развития». 2007. № 4.
    С. 198–209.
  3. Белопольская Н.Л., Иванова С.Р., Свистунова Е.В., Шафирова Е.М. Самосознание проблемных подростков. М.: Институт психологии РАН, 2007. 332 с.
  4. Богатырева М.Б. Психологические особенности «образа Я» подростков, проживающих вне семьи: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2007. 25 с.
  5. Горьковая И.А. Психические аномалии и противоправное поведение несовершеннолетних // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 100. С. 178–191.
  6. Гребенникова Е.А. Характеристика внутреннего мира подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск: изд-во Омской академии МВД России. 2012.
    Т. 50. № 3. С. 64–68.
  7. Демидов Д.Н. Соотношение образов Я-идеальное и Я-реальное и проблемы подростков: дис. … канд. психол. наук: 19.00.13. СПб, 2000. 182 с.
  8. Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. М.: Канон плюс, 2002. 368 с.
  9. Золотарева О.С. Влияние материнской депривации на развитие я-концепции детей подросткового возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. Астрахань, 2007. 22 с.
  10. Карнаух И.С. Психологические особенности подростков-воспитанников детского дома: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2006. 211 с.
  11. Малышева С.В. «Образ Я» и представление о сверстнике у подростков, переживающих одиночество: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2003. 214 с.
  12. Мирошниченко О.А. Психологические аспекты деятельности персонала учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03. М., 2010. 190 с.
  13. Морозова Е.С. Агрессивность и личностная идентичность у подростков-воспитанников интерната: автореф. дис. ... канд. психолог. наук: 19.00.01. М., 2006.
    23 с.
  14. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения.
    М.: Институт психологии РАН, 2007. 213 с.
  15. Найденова А.В. Модель психического детей-сирот: автореф. дис. ... канд. психол. наук 19.00.13. М., 2012. 28 с.
  16. Новгородцева А.П. Переживание подростками «чувства взрослости» // Психологическая наука и образование. 2006. № 2. С. 39–54.
  17. Ослон В.Н. Жизнеустройство подростков-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. 368 с.
  18. Поляков Е.А. Влияние факторов дизонтогенеза и социальной депривации на развитие личности подростков // Вестник Государственного университета управления. 2008. Т. 48. № 10. С. 125–128.
  19. Прихожан А.М. Особенности развития детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука и образование. 2009. № 3.
    С. 54–62.
  20. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: БАХРАХ-М, 2006. 656 с.
  21. Сенкевич Л.Ф. Динамика личностного развития социальных сирот
    в подростковом возрасте: дис. … канд. психол. наук: 19.00.13. М., 2006. 245 с.
  22. Серебрякова К.А. Условия формирования образа «Я» и представлений
    о сверстнике у подростков: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2004. 198 с.
  23. Столин В.В. Самосознание личности [Электронный ресурс] //
    М.: Издательство Московского университета, 1993. 186 с. URL: www.koob.ru (дата обращения: 29.01.2016).
  24. Трухманова Е.Н. Особенности личности подростков – воспитанников детских домов как фактор их дезадаптации // Специальная психология. 2011. № 2. С. 71–76.
  25. Шабалина С.А. Причины нарушений развития у детей, воспитывающихся
    в интернатных учреждениях в условиях материнской депривации // Вестн. Чувашского гос. пед. ун-та имени И.Я. Яковлева. 2012. Т. 73. № 1. Ч. 1. С. 176–181.
  26. Шерешкова Е.А. Образ я как результат самопознания младших подростков, воспитывающихся в условиях интерната // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 4. С. 149–153.
  27. Шульга Т.И. Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2013. № 2. URL: www.psyedu.ru. (дата обращения: 22.02.2016).
  28. Юдицева Н.Н. Об особенностях становления идентичности и отношения
    к другим у социальных сирот // Дефектология. 2006. № 1. С. 36–41.
  29. Kruglanski A.W., Thompson E.P., Higgins E.T., Atash M.N., Pierro A., Shah J.Y., Spiegel S. To «do the right things» or «just do it»: locomotion and assessment as distinct self-regulatory imperatives // Journal of Personality and social Psychology. 2000. № 79.
    Pp. 793–815.
  30. Lobel T.E., Teiber A. Effects of self-esteem and need for approval on affective and cognitive reactions. Defensive and true self-esteem // Personality and individual differences. 1994. Vol. 16. № 2. Pp. 315–322.
  31. Marsh H.W., Holmes I.W. Multidimensional self-concepts: construct validation of responses by children // American Educational Research Journal. 1990. № 27. Pp. 89–117.

Информация об авторах

Тимур Ольга Юрьевна, магистр психологии, аспирант, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: helgatimur@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3197
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 1721
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 5