Готовность к риску в нестандартных ситуациях взаимодействия у студентов педагогических и непедагогических специальностей

1761

Аннотация

В теоретико-эмпирическом исследовании показано, что готовность к риску представляет собой личностное качество и проявляется у будущих учителей, деятельность которых соответствует модели профессионального развития. Оптимальный уровень готовности к риску обусловливает эффективность педагогического взаимодействия и связан с индивидуально-психологическими характеристиками студентов – будущих педагогов: самосознанием, коммуникативной компетентностью, гибкостью. Самые высокие показатели готовности к риску обнаружены у студентов первого курса, самые низкие – у студентов выпускного курса педагогических специальностей. При этом уровень готовности к риску у студентов-аграриев I-IV курсов практически не изменился. Эффективным средством оптимизации уровня готовности к риску является специально разработанный тренинг-семинар.

Общая информация

Ключевые слова: готовность к риску, оптимальный уровень тревожности, самосознание, коммуникативная компетентность, гибкость, стандартизация , будущие педагоги, студенты-аграрии, тренинг-семинар

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2017060405

Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 16-06-00171 «Готовность к риску в нестандартных ситуациях как фактор эффективного взаимодействия и сохранения здоровья педагогов»).

Для цитаты: Митин Г.В. Готовность к риску в нестандартных ситуациях взаимодействия у студентов педагогических и непедагогических специальностей [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2017. Том 6. № 4. С. 61–74. DOI: 10.17759/cpse.2017060405

Литература

  1. Бюллетень о сфере образования. Реформа школьной системы образования (отечественный и зарубежный опыт). № 10. 2016. 36 с.
  2. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М., 1998. 152 с.
  3. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М., 1979. 504 с.
  4. Корнилова Т.В. Психологическая регуляция принятия интеллектуальных решений: Автореф. … докт. психол. наук. М., 1999. 54 с.
  5. Митин Г.В. Психологические факторы эффективного педагогического взаимодействия в нестандартных и рисконесущих ситуациях / Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. №3. С. 32–39.
  6. Митин Г.В., Хабибуллин Э.Р., Колмакова И.Г., Акованцева Л.И., Александрова Е.С. Влияние психологических факторов на способы разрешения нестандартных и рисконесущих ситуаций // Российский научный журнал. 2017. Т. 54. № 1. С. 123–130.
  7. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. М., СПб.: Нестор-История, 2014. 376 с.
  8. Москвина Н.Б. Трансформация риска личностно-профессиональных деформаций учителя в ресурс развития: педагогический аспект: Автореф. … докт. пед. наук. Хабаровск, 2005. 42 с.
  9. Петровский В.А. Неадаптивный риск: феноменология и опыт интерпретации // Управление риском. 1997. № 3–4. С. 13–20.
  10. Цукерман Г.А. Психология саморазвития : задача для подростков и их педагогов: пособие для учителей, 2-е изд. Рига: Эксперимент, 1997. 276 с.

Информация об авторах

Митин Георгий Валерьевич, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3124-0352, e-mail: mitingv76@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1615
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1761
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2