Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 105Рубрики 53Авторы 8859Новости 1768Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

31 место — направление «Психология»

0,59 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,663 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Групповой тренинг общения для молодых людей, имеющих сочетанные нарушения зрения и слуха 526

Хохлова А.Ю.
кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и реабилитологии, факультет клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
e-mail: ehalina2@yahoo.com

Дианова М.В.
ассистент руководителя, АНО «Ресурсный центр поддержки людей с мультисенсорными нарушениями и их семей “Ясенева поляна”», Москва, Россия
e-mail: m.dianova@so-edinenie.org

Аннотация

В статье представлен опыт проведения тренинга общения с молодыми людьми, имеющими нарушения зрения и слуха. В групповых тренингах принимали участие юноши и девушки в возрасте 16–25 лет с одновременным нарушением слуха и зрения разной степени тяжести. Описано разнообразие используемых ими средств общения, выделены условия эффективной тренинговой работы. Результаты показали, что молодые люди с нарушениями зрения и слуха без выраженных дополнительных нарушений демонстрируют достаточно высокий уровень владения разнообразными средствами общения. Коммуникативные потребности и предпочтения у молодых людей с нарушениями зрения и слуха соответствуют возрасту. Тренинг общения позволяет устранить некоторые объективные коммуникативные сложности, имеющиеся у слепоглухих, замотивировать участников проявлять инициативу в общении, узнавать новое друг о друге, а также создает позитивный опыт общения с более широким кругом людей. Наиболее важным результатом тренинга становится возможность говорить о своих чувствах в поддерживающей атмосфере.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Альтернативные средства общения в обучении слепоглухих детей с тяжелыми нарушениями двигательного и психоречевого развития // материалы Всероссийского научно-практического семинара, Москва, МГППУ, 15 апреля 2017 г. / Отв. ред. Т.А. Басилова, А.Ю. Хохлова. М.: МГППУ, 2017. С. 67–78.
  2. Басилова Т.А. История обучения и воспитания слепоглухих детей в России.
    М.: Эксмо, 2015. 208 с.
  3. Независимая жизнь и социальная адаптация слепоглухих инвалидов в современном мегаполисе: методическое руководство для специалистов социальной сферы / под ред. Т.А. Басиловой. М.: МГППУ, 2008. 252 с.
  4. Пахальян В.Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие.
    СПб.: Питер, 2006. 224 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика