Изучение коммуникативных способностей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

2932

Аннотация

Статья посвящена проблеме коммуникативных способностей детей с тяжелыми нарушениями речи. Трудности коммуникативного плана детей с нарушениями речи затрудняют развитие когнитивной и личностной сфер. Описывается эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей коммуникативных способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Установлено, что дети с нарушениями речи имеют отставание в развитии коммуникативных действий в процессе организации и осуществления сотрудничества, способностей к партнерскому диалогу со сверстниками и коммуникативных качеств личности. Показано, что важную роль в развитии коммуникативных качеств личности у детей с речевыми нарушениями играет сформированность контроля за совместными действиями, а у дошкольников с типичным развитием – чувствительность к изменению состояний и переживаний партнера по общению и взаимодействию.

Общая информация

Ключевые слова: коммуникативные способности, сотрудничество со сверстниками, коммуникативные черты личности, тяжелые нарушения речи, психология дошкольника

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2018070205

Финансирование. Работа подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 17-06-00607).

Для цитаты: Куфтяк Е.В., Одинцова М.С. Изучение коммуникативных способностей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 70–82. DOI: 10.17759/cpse.2018070205

Литература

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология.
    М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  2. Дзюба О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи: автореферат дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 20 с.
  3.  Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. 576 с.
  4.  Колесникова А.Е. Формирование социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников с ОНР: новый подход // Логопед. 2015. № 3. С. 23–31.
  5. Куфтяк Е.В. Дети с дефицитами развития: особенности психологических защит и копинг-стратегий // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017.
    № 3. С. 25–33.
  6. Куфтяк Е.В., Самохвалова А.Г. Особенности адаптивного поведения детей
    в ситуации школьных и коммуникативных трудностей // Клиническая и специальная психология. 2015. Т. 4. № 4. doi:10.17759/cpse.2015040404 (дата обращения: 01.10.2017).
  7. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика
    и коррекция. М.: Просвещение, 1992. 95 с.
  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Айрис-Пресс, 2007. 224 с.
  9. Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников: Практическое пособие. М.: Владос, 2001. 157 с.
  10. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.

Информация об авторах

Куфтяк Елена Владимировна, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ФГБОУ ВО РАНХиГС), заведующая кафедрой возрастной психологии и семейного консультирования, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО МИП), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3723-0507, e-mail: elena.kuftyak@inbox.ru

Одинцова Марина Станиславовна, старший воспитатель, Детский сад № 28, магистрант, кафедра специальной педагогики и психологии, Костромской государственный университет (ФГБОУ ВО КГУ), Кострома, Россия, e-mail: odinzova-marina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2697
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 2932
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 19