Эмоциональное благополучие студентов и их родителей в ситуации сепарации

1267

Аннотация

Статья посвящена проблеме сепарации взрослеющих детей от родителей. В ней приводятся результаты исследования эмоционального благополучия студентов в ситуации ухода из родительской семьи. Оценке подвергалось эмоциональное отношение молодых людей к ситуации, их преставления о динамике собственных и родительских переживаний. Производится сравнение двух групп студентов в зависимости от наличия опыта сепарации от родителей (предсепарационная и постсепарационная). Данный подход дает возможность определить реальное эмоциональное отношение к свершившейся ситуации сепарации и представления о ней, оценить степень готовности юношей и девушек к проблемам и трудностям периода адаптации к новым условиям жизни. В результате исследования выявлены различия в представлениях студентов, имеющих разный опыт сепарации, о чувствах матери и отца в ситуации сепарации. Также были выявлены различия в представлениях о собственном эмоциональном благополучии в ситуации сепарации у тех студентов, кто еще проживает совместно с родителями, и в отчетах об испытанных эмоциях представителей постсепарационной группы.

Общая информация

Ключевые слова: сепарация, детско-родительские отношения, эмоциональные состояния, эмоциональное благополучие

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2018070206

Для цитаты: Маленова А.Ю., Потапова Ю.В. Эмоциональное благополучие студентов и их родителей в ситуации сепарации [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 83–96. DOI: 10.17759/cpse.2018070206

Литература

  1. Бейкер К., Варга А.Я. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика. М.: «Когито-Центр», 2005. 496 с.
  2. Бондаренко Я. А., Якимова Т.В. Осведомленность в истории своей семьи как фактор психологического благополучия в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2014. Т. 3. № 2. С. 93–105 URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2014/n2/Bondarenko_Yakimova.shtml (дата обращения: 09.05.2018).
  3. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 477 с.
  4. Дитюк А.А. Психологическое содержание понятия «сепарация»: история изучения и близкие понятия // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. 2013. № 7. С. 49–59.
  5. Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива.
    М.: Наука, 1988. 269 с.
  6. Куликов Л.В. Психология настроения. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1997. 228 с.
  7. Нартова-Бочавер С.К. Жизненное пространство семьи: объединение и разделение. М.: Генезис, 2011. 320 с.
  8. Петровская В.Г. Оптимизация психологической сепарации лиц юношеского возраста от родительских семей средствами тренинговой работы // Мир науки, культуры, образования. 2017. Т.  64. №3. С. 305–307.
  9. Садовникова Т.Ю., Дзукаева В.П. Роль матери и отца в развитии индивидуации юношей и девушек: кросс-культурный аспект // Национальный психологический журнал. 2014. Т. 16. № 4. С. 52–63. doi: 10.11621/npj.2014.0406 .
  10. Строкова С.С. Связь образа семьи и семейной идентичности с эмоциональным благополучием подростков [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2017. Т. 6. № 1. С. 119–137. doi:10.17759/cpse.2017060108  (URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2017/n1/Strokova.shtml, дата обращения: 08.02.2018).
  11. Сысоева Л.В., Петренко Т.В. Проблема сепарации от родителей в русской семье: социокультурный и психологический аспекты // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. № 62. С. 126–134.
  12. Сытько Т.И. Структура и типы родительско-детских отношений в процессе семейной сепарации: дис. канд. псих. наук. М., 2014. 213 с.
  13. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. М.: АСТ, 2006. 400 с.
  14. Фромм Э. Психоанализ и религия. М.: Аст, 2010. 160 с.
  15. Харламенкова Н.Е., Кумыкова Е.В., Рубченко А.К. Психологическая сепарация: подходы, проблемы, механизмы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. 367 с.
  16. Blustein D. M., Walbridge M., Palladino D. Contributions of psychological separation and parental attachment to the career development process // Journal of Counseling Psychology. 1990. № 38. P. 39–50.
  17. Bowen M. Family Therapy in Clinical Practice. New York: Jason Aronson, 1978. 565 p.
  18. Bradburn N. The Structure of Psychological well-being. Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. 320 p.
  19. Diener E. Cross-cultural correlates of life satisfaction and self-esteem// J. of Personality and Social Psychology. 1995. № 68. P. 653–663.
  20. Haws W.A., Mallinckrodt B. Separation-individuation from family of origin and marital adjustment of recently married couples // The American Journal of Family Therapy. 1998. Vol. 26. № 4. P. 293–306.
  21. Hoffman J.A. Psychological separation of late adolescents from the // Journal of Counseling Psychology. 1984. № 31. Pp. 170–178.
  22. Ryff C.D., Keyes, C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology, 1995. Vol. 69. № 7. P. 719–727.

Информация об авторах

Маленова Арина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии, ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», Омск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5778-0739, e-mail: malyonova@mail.ru

Потапова Юлия Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей и социальной психологии, ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», Омск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1226-8982, e-mail: kardova.jv@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2246
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 1267
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 12