Авакян Т.В. старший преподаватель кафедры клинической психологии и психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия e-mail: avakyantv@mgppu.ru
Воликова С.В. кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Московского научно-исследовательского института психиатрии, ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского», Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8982-226X e-mail: psylab2006@yandex.ru
Сорокова М.Г. доктор педагогических наук, профессор кафедры прикладной математики факультета Информационных технологий, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1000-6487 e-mail: sorokovamg@mgppu.ru
Исследовалось влияние специфической социальной ситуации развития на операциональный и мотивационный компоненты социального познания у подростков-сирот. Теоретическим основанием исследования стали положения Л.С. Выготского
о социальной ситуации развития, теории привязанности Дж. Боулби, многофакторной модели социального познания А.Б. Холмогоровой, О.В. Рычковой. Было обследовано
68 подростков-сирот в возрасте от 10 до 17 лет, проживающих в детском доме. Показано, что подростки-сироты с ненадежным типом привязанности испытывают больше трудностей в понимании собственных чувств вне зависимости от срока проживания в учреждении. У подростков-сирот, проживающих в учреждении больше 5 лет, выше уровень социальной тревожности и дистресса.
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского Научного Фонда (грант № 14-18-03461) на базе ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» МЗ РФ.
Ссылка для цитирования
Литература
Бардышевская М.К. Компенсаторные формы поведения у
детей 3-6 лет, воспитывающихся в условиях детского дома. Автореф. дисс. ...
канд. психол. наук.
М., 1995. 22 с.
Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 447
с.
Выготский Л.C. Детская психология // Собрание
сочинений в 6-ти т. Т. 2 / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432
с.
Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Концепция
алекситимии (обзор зарубежных исследований) // Социальная и клиническая
психиатрия. 2003. Т. 13. № 1.
С. 128–145.
Найденова А.В. Модель психического детей-сирот.
Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Москва, 2012. 28 с.
Наследов А.Д., Математические методы
психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб: Речь, 2006.
400 с.
О деятельности организаций для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без
попечения родителей [Электронный ресурс] // постановление Правительства РФ от
24.05.2014 г. № 481. URL: http://www.usynovite.ru/documents/federal/regulations
/postanovleniya/11.02.20162/ (дата обращения: 14.01.2018).
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности развития
личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации //
Психологическая наука
и образование. 2009. № 3. С. 5–12.
Рычкова О.В., Холмогорова А.Б. Нарушения
социального познания – новая парадигма в исследованиях центрального
психологического дефицита при шизофрении. М.: ФОРУМ, 2016. 288 с.
Сорокова М.Г. Методы математической статистики в
психологии: Учебное пособие [Электронный ресурс]. URL:
http://psychlib.ru/mgppu/SMm-2014/MMa-405.htm#$p1 (дата обращения:
22.02.2019)
Чупрова М.А. Нарушения интерперсональных отношений
и эмоционального развития у детей-сирот без опыта жизни в семье: дисс. ...
канд. психол. наук. М., 2007. 193 с.
Baron-Cohen S., Wheelwright S., Spong A., Scahill V.,
Lawson J. Studies of Theory of Mind: Are Intuitive Physics and Intuitive
Psychology Independent? // Journal of Developmental and Learning Disorders.
2001. Vol. 5. № 1. P. 47–78.
Festa, C.C., Ginsburg, G.S. Parental and Peer
Predictors of Social Anxiety in Youth // Child Psychiatry and Human
Development. 2011. Vol. 42. № 3. P. 291–306. doi:
10.1007/s10578-011-0215-8.
Keil V., Asbrand J., Tuschen-Caffier B., et
al. Children with social anxiety and other anxiety disorders show
similar deficits in habitual emotional regulation: evidence for a
transdiagnostic phenomenon // European Child and Adolescent Psychiatry. 2017.
Vol. 26. № 7. P. 749–757. doi: 10.1007/s00787-017-0942-x.
Knappe S., Sasagawa S., Creswell C. Developmental
epidemiology of social anxiety and social phobia in adolescents / In K. Ranta,
A.M. La Greca, L.J. García-López,
M. Marttunen (Eds.), Social anxiety and phobia in adolescents.
Development, manifestation and intervention strategies. New York: Springer,
2015. P. 39–70.
Lionetti F., Pastore M., Barone L. Attachment in
institutionalized children: A review and meta-analysis // Child Abuse &
Neglect. 2015. Vol. 42. P. 135–145. doi: 10.1016/j.chiabu.2015.02.013.
Pears K.C., Fisher P. Developmental, cognitive, and
neuropsychological functioning in preschool-aged foster children: Associations
with prior maltreatment and placement history // Journal of Developmental and
Behavioral Pediatrics. 2005. Vol. 26. № 2. P. 112–122. doi:
10.1097/00004703-200504000-00006.
Pile V., Haller S.P., Hiu
C.F., Lau J.Y.. Young people with higher social anxiety are less
likely to adopt the perspective of another: Data from the Director task //
Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry. 2017.
Vol. 55. P. 41–48. doi: 10.1016/j.jbtep.2016.11.002
Sheykhzadeh A., Javanmard G.H. The Effect of
Child Abuse by Parents on Mind Reading Ability of Children // Journal of
Educational, Health and Community Psychology. 2014. Vol. 3. № 3. P. 25–34