Жизнестойкость и копинг-стратегии подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата

1547

Аннотация

В статье представлены результаты исследования жизнестойкости и копинг-стратегий подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Обследованы 67 подростков с нарушениями двигательных функций различного генеза в возрасте 13–16 лет, из них 33 подростка с тяжелыми нарушениями и 34 подростка с умеренными нарушениями. Группу сравнения составили 112 условно здоровых подростков. Для сбора эмпирических данных применялись Краткая версия теста жизнестойкости, Опросник изучения стратегий копинг-поведения, экспертный опрос педагогов, анализ документов. Показано, что при умеренных нарушениях функций опорно-двигательного аппарата снижения жизнестойкости не происходит, тогда как в случае тяжелых нарушений жизнестойкость ниже, чем в группе сравнения. В сравнении с условно здоровыми сверстниками для подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата в большей степени характерны адаптивные копинг-стратегии преимущественно в аспекте эмоционально-ориентированного копинга. В случае тяжелых двигательных нарушений жизнестойкость связана с возможностью поддерживать эмоциональное благополучие. При умеренных нарушениях также имеет значение отказ от неадаптивных поведенческих копинг-стратегий.

Общая информация

Ключевые слова: жизнестойкость, копинг-стратегии, подростки, ОВЗ, подростки с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2019080106

Финансирование. Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 17-06-00336.

Для цитаты: Горьковая И.А., Микляева А.В. Жизнестойкость и копинг-стратегии подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 1. С. 90–102. DOI: 10.17759/cpse.2019080106

Полный текст

В статье представлены результаты исследования жизнестойкости и копинг- стратегий подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Обследованы 67 подростков с нарушениями двигательных функций различного генеза в возрасте 13-16 лет, из них 33 подростка с тяжелыми нарушениями и 34 подростка с умеренными нарушениями. Группу сравнения составили 112 условно здоровых подростков. Для сбора эмпирических данных применялись Краткая версия теста жизнестойкости, Опросник изучения стратегий копинг- поведения, экспертный опрос педагогов, анализ документов. Показано, что при умеренных нарушениях функций опорно-двигательного аппарата снижения жизнестойкости не происходит, тогда как в случае тяжелых нарушений жизнестойкость ниже, чем в группе сравнения. В сравнении с условно здоровыми сверстниками для подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата в большей степени характерны адаптивные копинг-стратегии преимущественно в аспекте эмоционально-ориентированного копинга. В случае тяжелых двигательных нарушений жизнестойкость связана с возможностью поддерживать эмоциональное благополучие. При умеренных нарушениях также имеет значение отказ от неадаптивных поведенческих копинг-стратегий.

Введение

Помимо объективных ограничений жизненного пространства человека, двигательные нарушения влекут за собой формирование вторичных нарушений, накладывая отпечаток на личностные особенности человека. Своеобразие личностного развития в условиях ограниченных двигательных функций начинает проявляться с раннего детства и особенно обостряется в подростковом возрасте - периоде наиболее интенсивных количественных и качественных трансформаций системы отношений личности к миру, другим людям и к самой себе. Нарушения двигательно-кинестетического анализатора и сопряженные с ними нарушения речи в сочетании с особенностями социализации приводят к снижению самоконтроля подростка в сферах обучения, общения и самообслуживания, ограничивают возможность развития самостоятельности, в том числе в сфере преодоления жизненных трудностей. Результатом взаимодействия этих факторов становятся повышенная тревожность детей и подростков с нарушениями опорно­двигательного аппарата, их чрезмерная чувствительность, впечатлительность и ранимость [8]. В связи с этим большой интерес представляет изучение личностных ресурсов, определяющих возможности подростков с нарушениями опорно­двигательного аппарата совладать с трудностями, которые возникают в их жизни в связи с двигательными ограничениями и особенностями личностного развития. В данной статье в качестве таких ресурсов рассматриваются жизнестойкость и копинг-стратегии подростков.

Жизнестойкость понимается как система убеждений об окружающем мире и себе в нем, которые позволяют человеку справляться с трудными жизненными ситуациями [6]. Копинг-поведение рассматривается как целенаправленное поведение, которое позволяет справляться с жизненными трудностями посредством осознанных действий, направленных на совладание с ними [5]. Наиболее распространенная точка зрения в отношении связи между жизнестойкостью и копинг-стратегиями личности заключается в том, что уровень жизнестойкости личности определяется продуктивностью типичных для нее копинг-стратегий [12; 14; 16]. При этом отмечается, что именно на подростковый возраст приходится важнейший этап становления жизнестойкости [12] и копинг-поведения [9], поскольку именно этот возрастной период связан с интенсивным развитием самосознания и активным осмыслением отношений к себе и к миру.

Представленные в литературе данные позволяют проследить прямую связь между уровнем жизнестойкости и продуктивностью копинг-поведения в подростковом возрасте [3; 11], в том числе в связи с положительной самооценкой [15] и удовлетворенностью жизнью и объемом социальной поддержки (данные обнаружены на материале обследований условно здоровых подростков) [17]. Однако согласно результатам целого ряда исследований, жизнестойкость и копинг- поведение подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют выраженную специфику.

Так, установлено, что по сравнению с условно-здоровыми сверстниками для подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата характерны более узкий репертуар копинг-стратегий [8], более частое использование неадаптивных и относительно адаптивных стратегий совладания (прежде всего избегания проблем, поиска социальной поддержки и самоконтроля) [4], более выраженная тенденция к использованию эмоционально-ориентированного копинга [2]. Вместе с тем данные о склонности подростков с нарушениями опорно­двигательного аппарата к использованию копинг-стратегий, связанных с поиском социальной поддержки для реализации принятых решений, носят противоречивый характер: в некоторых исследованиях указывается выраженность данной стратегии [1], тогда как в других, напротив, отмечается, что данная стратегия в большей степени характерна для условно здоровых подростков [8].

Такой же неоднозначный характер носят данные об уровне жизнестойкости подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: в некоторых исследованиях утверждается, что у таких подростков наблюдается снижение показателей жизнестойкости [13], в то время как в других констатируется отсутствие выраженных различий в уровне жизнестойкости между подростками с нарушениями двигательных функций и их условно здоровыми сверстниками на фоне постепенного снижения показателей жизнестойкости по мере взросления [10]. Данные о взаимосвязи жизнестойкости и копинг-стратегий подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата представлены в литературе весьма фрагментарно и являются весьма приблизительными в силу малочисленности исследуемых выборок.

Таким образом, анализ литературы позволяет констатировать, что в настоящее время наблюдается дефицит сведений о взаимосвязи жизнестойкости и копинг- стратегий у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Сведения о ресурсах совладания с трудными жизненными ситуациями в подростковом возрасте, учитывающие специфику развития, крайне важны в контексте задач психолого-педагогического сопровождения становления личности подростка, что и определило цель исследования, результаты которого представлены в данной статье.

Программа исследования

Цель исследования заключалась в выявлении взаимосвязи жизнестойкости и предпочитаемых копинг-стратегий старших подростков с нарушениями опорно­ двигательного аппарата. В исследовании приняли участие 67 подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата разного генеза в возрасте 13-16 лет, из них 32 девочки и 35 мальчиков. На этапе анализа результатов эта выборка была разделена на две подгруппы.

В первую подгруппу вошли 34 подростка с умеренными двигательными нарушениями (УН), имеющие возможность передвигаться без посторонней помощи и дополнительных устройств. Вторую группу составили 33 подростка с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, не способные передвигаться без посторонней помощи и/или дополнительных устройств (ТН). Группа сравнения включала 112 условно здоровых подростков 13-15 лет, в том числе 59 девочек и 53 мальчика (УЗ).

Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью методов экспертного опроса педагогов, анализа документов и тестирования, представленного следующими методиками: Тест жизнестойкости (Е.И. Осин, Е.И. Рассказова) и Опросник изучения стратегий копинг-поведения (Е. Хейм). Подростки групп ТН и УН опрашивались в ходе индивидуальных бесед, сбор данных в выборке УЗ осуществлялся фронтально.

Математическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью непараметрических критериев (U-критерий Манна-Уитни (z), ф-критерий Фишера) и корреляционного (rs Спирмена) анализа. Расчет данных проводился с помощью пакета статистических программ Statistica v. 10.0.

Результаты исследования и их обсуждение

Согласно полученным результатам суммарный показатель жизнестойкости у подростков группы УН не существенно отличается от аналогичного показателя в группе подростков УЗ, в то время как в группе подростков ТН этот показатель достоверно ниже (z=2,04 p<0,05). Наиболее выраженные различия были выявлены по параметру «принятие риска», характеризующему готовность человека действовать в ситуации неопределенности и использовать любой опыт для личностного развития (z=3,14 p<0,05 при сравнении групп подростков ТН и УН; z=2,03 p<0,05 при сравнении групп подростков ТН и УЗ). Показатели по параметру «контроль», описывающему убежденность человека в возможности влиять на жизненные события, в группе подростков ТН незначительно ниже, чем в остальных двух группах (на уровне тенденции, z=2,00 p<0,056). Показатель «вовлеченность», который характеризует степень субъективной включенности в собственную жизнь, во всех трех группах одинаков (табл. 1).

Таким образом, полученные нами данные подтверждают имеющиеся в литературе сведения о снижении жизнестойкости подростков с нарушениями двигательных функций [13] в аспектах ощущения контроля за собственной жизнью и принятия риска и позволяют предположить, что степень снижения жизнестойкости определяется тяжестью нарушений.

Таблица 1

Средние значения и стандартные отклонения показателей жизнестойкости у подростков

Параметры жизнестойкости

УН

ТН

УЗ

Вовлеченность

31,89±6,33

30,26±6,17

29,81±6,47

Контроль

23,16±5,98

21,13±5,07

23,10±4,71

Принятие риска

16,26±4,31

15,13±4,13

16,87±3,83

Жизнестойкость (суммарный)

71,32±15,05

63,91±15,61

69,78±13,56

 

Анализ копинг-стратегий подростков с нарушениями функций опорно­двигательного аппарата показал, что для подростков ТН в большей степени характерны конструктивные копинг-стратегии по сравнению с выборками подростков УН (лишь на уровне тенденции, p=0,09) и подростков УЗ (z=2,01 p<0,05), у которых адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные копинг- стратегии представлены достаточно равномерно (рис. 1).


Рис. 1. Средние значения показателей адаптивных, относительно адаптивных и неадаптивных копинг-стратегий у подростков групп ТН, УН и УЗ

 

В ходе более детального анализа было установлено, что для подростков группы ТН более типичны адаптивные эмоциональные и поведенческие копинг-стратегии, а адаптивные когнитивные копинг-стратегии встречаются достоверно реже (ф=2,94 р<0,01), в то время как в выборках подростков УН и УЗ адаптивные копинг-стратегии равномерно распределены между когнитивной, эмоциональной и поведенческими сферами (табл. 2).

Таблица 2

Частота предпочтений когнитивных, эмоциональных и поведенческих копинг- стратегий разной степени адаптивности (в процентном выражении)

Копинг-стратегии

Частота, %

УН

ТН

УЗ

Когнитивные копинг-стратегии

Неадаптивные

38,6

37,0

33,8

Относительно адаптивные

34,3

37,0

26,5

Адаптивные

27,1

26,0

39,7

Эмоциональные копинг-стратегии

Неадаптивные

39,5

28,6

46,4

Относительно адаптивные

17,9

7,1

11,9

Адаптивные

42,6

64,3

41,7

Поведенческие копинг-стратегии

Неадаптивные

28,9

23,8

32,6

Относительно адаптивные

31,6

17,4

36,1

Адаптивные

39,5

58,8

31,3

 

Наибольшее распространение во всех трех группах имеет стратегия «оптимизм» (62,9% в выборке ТН, 58,8% - УН, 34,4%- УЗ). В выборке подростков группы ТН также довольно распространены стратегии «сохранение самообладания» (29,6%) и «альтруизм» (25,9%), в то время как среди подростков групп УН и УЗ - «подавление эмоций» (26,5% и 22,2% соответственно), «отвлечение» (29,6% и 20,0%) и «отступление» (25,9% и 26,7%). Таким образом, полученные результаты опровергают представленные в литературе сведения о неадаптивности копинг- стратегий, предпочитаемых подростками с нарушениями опорно-двигательного аппарата [4]. Напротив, именно для подростков группы ТН оказались наиболее типичными адаптивные копинг-стратегии, в то время как подростки групп УН и УЗ зачастую прибегают к неадаптивным копинг-стратегиям. В целом, арсенал предпочитаемых копинг-стратегий подростков УН и УЗ схож и, кроме того, более широк, чем у их сверстников с ТН, что соотносится с данными, представленными в литературе [8].

Корреляционный анализ показал, что показатели «вовлеченность», «контроль» и «принятие риска» во всех трех группах положительно взаимосвязаны друг с другом, а также с суммарным показателем жизнестойкости (р<0,01), что позволяет в процессе представления результатов корреляционного анализа сфокусировать внимание на взаимосвязях показателей различных копинг-стратегий и суммарного показателя жизнестойкости (табл. 3). Положительным коррелятом жизнестойкости во всех трех группах оказался показатель копинг-стратегии «оптимизм» (адаптивная эмоциональная копинг-стратегия), а отрицательным - «покорность» (неадаптивная эмоциональная копинг-стратегия). В выборках подростков групп УН и УЗ в число отрицательных коррелятов жизнестойкости вошли также «агрессивность» (неадаптивная эмоциональная копинг-стратегия) и «отступление» (неадаптивная поведенческая копинг-стратегия). В выборке подростков УЗ обнаружилась взаимосвязь показателей жизнестойкости и копинг-стратегии «придание смысла» (относительно адаптивная когнитивная копинг-стратегия).

Таблица 3

Корреляционные связи между показателями жизнестойкости и копинг-стратегий (р<0,05)

Показатель жизнестойкости в выборках

Взаимосвязи с показателями предпочитаемых копинг-стратегий

оптимизм

покорность

агрессивность

придание смысла

отступление

ТН

0,53

-0,42

 

 

 

УН

0,40

-0,37

-0,34

 

-0,40

УЗ

0,44

-0,42

-0,43

0,39

-0,31

 

Таким образом, жизнестойкость подростков группы ТН взаимосвязана с использованием адаптивных стратегий совладания и отказом от неадаптивных эмоциональных копинг-стратегий, что подтверждает имеющиеся в литературе данные о предпочтении подростками с нарушениями двигательных функций эмоционально-ориентированного копинга [2]. В случае подростков группы УН жизнестойкость также оказывается отрицательно    взаимосвязанной с неадаптивными поведенческими копинг-стратегиями, в частности, с отступлением, а жизнестойкость подростков группы УЗ, помимо перечисленного, связана с возможностью осмыслять жизненные трудности и использовать их как ресурс саморазвития.

В целом жизнестойкость подростков с нарушениями функций опорно­двигательного аппарата связана в первую очередь с возможностями достижения эмоционального комфорта и отказом от неадаптивной поведенческой активности, связанной с отказом от решения проблем, в то время как для подростков группы УЗ существенный вклад в формирование жизнестойкости вносит возможность осмыслять свой опыт и использовать его для саморазвития.

Выводы

Полученные результаты позволяют подтвердить некоторые сведения о жизнестойкости и копинг-поведении подростков с нарушениями опорно­двигательного аппарата, имеющиеся в литературе, а также уточнить их в контексте учета степени тяжести этих нарушений.

1.                                   Жизнестойкость подростков с тяжелыми нарушениями функций опорно­двигательного аппарата ниже, чем у их условно здоровых сверстников, причем наиболее уязвимы такие параметры жизнестойкости, как контроль и принятие риска; при умеренных нарушениях двигательных функций снижения жизнестойкости не наблюдается.

2.                                   Копинг-стратегии, предпочитаемые подростками с нарушениями опорно­двигательного аппарата, в целом более адаптивны, чем у их условно здоровых сверстников (прежде всего за счет предпочтения адаптивных эмоциональных копинг-стратегий), при этом у условно здоровых подростков репертуар копинг- стратегий шире, чем у подростков с нарушениями двигательных функций; наибольшие различия в предпочитаемых копинг-стратегиях отмечаются между условно здоровыми подростками и подростками с тяжелыми нарушениями двигательных функций; в случае умеренных нарушений различия минимальны.

3.                                   Жизнестойкость подростков с тяжелыми нарушениями двигательных функций связана с возможностью поддерживать эмоциональное благополучие; при умеренных нарушениях двигательных функций значение приобретает отказ от неадаптивных поведенческих копинг-стратегий.

Финансирование

Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 17-06-00336.

Литература

  1. Богомаз С.Л., Пашкович С.Ф. Возможности нарративного подхода для исследования копинг-стратегий людей с повреждением опорно-двигательного аппарата // Право. Экономика. Психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 92–100.
  2. Вербрюгген А.А. Защитные механизмы и копинг-стратегии у детей
    с двигательными нарушениями и их родителей: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2008. 23 с.
  3. Гуцунаева С.В. Копинг-стратегии подростков с различным уровнем жизнестойкости // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 3–1. С. 92–95.
  4. Кыштымова К.В. Особенности копинг-стратегий подростков с нарушением функций опорно-двигательного аппарата // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2015. № 14. С. 93–97.
  5. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. М.: Наука, 1970. С. 178–208.
  6. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
  7. Маракушина И.Г., Зайцева Е.С. Психологический анализ копинг-стратегий
    у подростков с детским церебральным параличом [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 647. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13198 (дата обращения: 26.03.2019).
  8. Плотникова А.Л. Особенности копинг-стратегий у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата // Педагогика, психология и образование: от теории
    к практике. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции / под ред. Ю.В. Богинской. М.: ИЦРНиО, 2017. С. 95–98.
  9. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков. М.: Генезис, 2001. 215 с.
  10. Токарская Л.В., Полякова Т.А. Особенности жизнестойкости подростков
    с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Человек в условиях неопределенности. Сборник научных трудов научно-практической конференции
    с международным участием. В 2-х томах / под ред. Е.В. Бакшутовой, О.В. Юсуповой, Е.Ю. Двойниковой.  Т. 1. Самара: СГТУ, 2018. С. 242–248.
  11. Уварова О.М. Черты личности и копинг-стратегии подростков с разным уровнем жизнестойкости // Материалы VII Международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего». Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко.
    М.: ИП РАН, 2017. С. 861–864.
  12. Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности. М.: Прометей, 2012. 152 с.
  13. Щербакова А.М., Гудилина О.Н. Сравнительная характеристика отношения
    к ограниченным возможностям своего здоровья лиц с врожденными и приобретенными нарушениями статодинамической функции [Электронный журнал] // Психологическая наука и образование. 2010. № 5. С. 77–86. URL: https://psyjournals.ru/files/33751/psyedu_2010_n5_Sherbakova.pdf (дата обращения: 26.03.2019).
  14. Compas B.E., Connor-Smith J.K., Saltzman H., Thomsen A.H., Wadsworth M.E. Coping with stress during childhood and adolescence: Problems, progress, and potential in theory and research // Psychological Bulletin. 2001. Vol. 127. Р. 87–127. doi:10.1037//0033-2909.127.1.87.
  15. Karatas Z., Cakar F.S. Self-Esteem and hopelessness, and resiliency: an exploratory study of adolescents in Turkey // International Education Studies. 2011. Vol. 4. № 4.P. 84–91.
  16. Rutter M. Resilience: Some conceptual considerations // Journal of Adolescent Health. 1993. Vol. 14. Р. 626–631. doi:10.1016/1054-139X(93)90196-V.
  17. ŞahinBaltaci Н., Karataş Z. Perceived social support, depression and life satisfaction as the predictor of the resilience of secondary school students: the case of Burdur // Eurasian Journal of Educational Research. 2015. № 60. P. 111–130. Doi: 10.14689/ejer.2015.60.7.

Информация об авторах

Горьковая Ирина Алексеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психотерапии и психосоматики, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО «СПбГПМУ»), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1488-4746, e-mail: iralgork@mail.ru

Микляева Анастасия Владимировна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и социальной психологии, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8389-2275, e-mail: a.miklyaeva@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2161
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 1547
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 8