Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9760Новости 1909Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Клиническая и специальная психология - №2 (2) / 2021 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

23 место — направление «Психология»

0,492 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,602 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Живой опыт инклюзивного образования: тематическое исследование на примере подростка с диабетом, его матери и учителя 54

|

Седлачкова Д.
PhD, доцент, аспирант, магистрант Института специального образования, Университет Палацкого, Оломоуц, Чехия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7221-3724
e-mail: dagmar.sedlackova01@upol.cz

Кантор И.
PhD, доцент Института специального образования, Университет Палацкого, Оломоуц, Чехия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6016-3408
e-mail: jiri.kantor@upol.cz

Аннотация

Цель проекта состояла в анализе живого опыта инклюзивного образования у ученика средней школы с сахарным диабетом 1 типа, его матери и учителя. Данные, собранные в ходе полуструктурированных интервью, были проанализированы с помощью тематического анализа по методу М. ван Манена. В результате были выделены три основные темы. Во-первых, это качество взаимодействия между школой и родителями; во-вторых — уровень эмпатии, понимания и готовности помочь; в-третьих, — сотрудничество между коллегами в школе. Исследование показывает, что необходимо оптимизировать просвещение учителей в области особых потребностей учащихся с хроническими заболеваниями и включить в просветительскую повестку вопросы психологических факторов, связанных с возникающей у учащихся повышенной эмоциональной нагрузкой. Необходимо обеспечить взаимное сотрудничество всех участников образовательного процесса, саморефлексию учителей, а также поддержку позитивных отношений между учащимися и доброжелательную атмосферу в школе.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование было поддержано и профинансировано в рамках проекта “Výzkum inkluze osob se speciálními potřebami” [Исследование инклюзии лиц с особыми потребностями]: IGA_PdF_2020_028

Литература
  1. Artiles A.J., Harris-Murri N., Rostenberg D. Inclusion as social justice: Critical notes on discourses, assumptions, and the road ahead // Theory into Practice. 2006. Vol. 45. № 3. pp. 260–268. DOI: 10.1207/s15430421tip4503_8
  2. Bunnin N., You J. The Blackwell Dictionary of Western Philosophy. Oxford: Wiley-Blackwell, 2004. 450p. DOI: 10.1002/9780470996379.refs
  3. Cook B.G. A comparison of teachers' attitudes toward their included students with mild and severe disabilities // The Journal of Special Education. 2001. Vol. 34. № 4.
    P. 203–213. DOI: 10.1177/002246690103400403
  4. Cresswell J.W. Educational research: Planning, conducting, and evaluating quantitative and qualitative research. NY: Prentice Hall, 2002. 640 p.
  5. Gregorz S., Smogorzewska J., Karwowski M. Academic achievement of students without special educational needs in inclusive classrooms. A meta-analysis // Educational Research Review. 2017. Vol. 21. P. 33–54. DOI: 10.1016/j.edurev.2017.02.004
  6. Lei X.L., Kantor J. Study on family cohesion and adaptability of caregivers of children with ASD and its influencing factors // Social Psychology and Society. 2020. Vol. 11. № 3.
    P. 70–85. DOI: 10.17759/sps.2020110305
  7. Malik J.A., Aslam N. Distress and Quality of Life // Behavioral Diabetes: Social Ecological Perspectives for Pediatric and Adult Populations / A.M. Delamater, D.G. Marrero (eds.). Cham: Springer, 2020. P. 33–48. DOI: 10.1007/978-3-030-33286-0
  8. Mariga L., McConkey R., Meyezwa H. Inclusive education in low-income countries:
    A resource book for teacher educators, parent trainers and community development. South Africa: Disabilities Innovations Africa. 2014. 142 p.
  9. Michalík J., Chrastina J., Maštalíř J. et al. Assistant teachers for pupils with special educational needs in the Czech republic – presentation of selected particular research results // Social Welfare Interdisciplinary Approach. 2015. Vol. 1. № 5. P. 48–57. URL: http://socialwelfare.eu/index.php/sw/article/view/10 (дата обращения: 17.06.2021).
  10. Mikurcikova L. Rozdiely v komunikačných a sociálnych interakciách žiakov
    s ťažkým mentálnym postihnutím v edukačnom procese na špeciálnych základných školách a v domovoch sociálnych služieb // Špeciálny pedagóg. 2012. Vol. 2. № 2. P. 14–30. URL: https://www.researchgate.net/publication/261729205_Rozdiely_v_komunikacnych_a_socialnych_interakciach_ziakov_s_tazkym_mentalnym_postihnutim_v_edukacnom_procese_na_specialnych_zakladnych_skolach_a_v_domovoch_socialnych_sluzieb (дата обращения: 17.06.2021).
  11. Miovský M. Kvalitativní přístup a metody v psychologickém výzkumu. Prague: Grada Publishing. 2006. 332 p.
  12. Mitchell D. What really works in special and inclusive education: Using evidence-based teaching strategies. 3rd ed. London: Taylor&Francis Ltd, 2020. 460 p.
  13. Moore S. One without the other: Stories of unity through diversity and inclusion. Vol. 1. Winnipeg: Portage&Main Press. 2016. 90 p.
  14. Mosin I.S. The DiaPsy mobile app for improving self-control of diabetes and psychological support for people with type 1 diabetes // Modelling and Data Analysis.
    Vol. 10. № 1. 2020. P. 166–175. DOI: 10.17759/mda.2020100111.
  15. Murdoch D.C. Lived experience and inclusive education: an exploration of the phenomenon of inclusive education in the life world of young people, parents and teachers. PhD Dissertation. UK: The University of Edinburgh, 2019. URL: http://hdl.handle.net/ 1842/36034 (дата обращения: 17.06.2021).
  16. Musilová M. Případová studie jako součást pedagogické praxe. 2nd ed. Olomouc: Palacký University, 2003. 42 p.
  17.  Northam E. Distress and quality of life. // Behavioral Diabetes: Social Ecological Perspectives for Pediatric and Adult Populations / A.M. Delamater, D.G. Marrero (eds.). Cham: Springer, 2020. P. 79–90. DOI: 10.1007/978-3-030-33286-0.
  18. Okyere C., Aldersey H.M., Lysaght R. The experiences of children with intellectual and developmental disabilities in inclusive schools in Accra, Ghana // African Journal of Disability. 2019. № 8. P. 1–11. DOI: 10.4102%2Fajod.v8i0.542
  19. Patton M.Q. Qualitative research and evaluation methods. 3rd ed. NY: SAGE Publications Inc., 2002. 832 p.
  20. Pham Y.K., Murray C., Good R.H. Grades, behavior, and engagement of adolescents with disabilities: An examination of social relationships among students, parents, and teachers // School Community Journal. 2018. Vol. 28. № 2. P. 47–62. URL: https://search.proquest.com/docview/2166970378?accountid=16730 (дата обращения: 17.06.2021).
  21. Sedláčková D. Pupils with physical disabilities and their experience with inclusive education: Literature review // 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts. 2018. № 5, Science and Society Issue 3.5. Sofia: STEF92 Technology Ltd. P. 673–680. DOI: 10.5593/sgemsocial12018/3.5
  22. Sedláčková D. Pupils with physical disabilities and their experience with inclusive education: review of Czech sources // 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts. 2018. № 5. Science and Society Issue 3.5. Sofia: STEF92 Technology Ltd. P. 681– 688. DOI: 10.5593/sgemsocial12018/3.5
  23. Van Manen M. Researching lived experience. Human science for the action sensitive pedagogy, 2nd ed. Ontario: University of Western Ontario, 1997. 224 p. DOI: 10.4324/9781315421056
  24. Van Vleet M., Helgeson V.S. Friend and peer relationships among youth with type 1 diabetes // Behavioral Diabetes: Social Ecological Perspectives for Pediatric and Adult Populations / A.M. Delamater, D.G. Marrero (eds.). Cham: Springer, 2020. P. 121–138. DOI: 10.1007/978-3-030-33286-0.
  25. Terry G., Hayfield N., Clarke V. et al. Thematic analyses // The SAGE Handbook of Qualitative Research in Psychology / W. Stainton Rogers, C. Willig (eds.). London: SAGE Publications, 2017. P. 17–37.
  26. Watt L. (Un)safe at school: Parents’ work of securing nursing care and coordinating School Health Support Services delivery for children with diabetes in Ontario schools // Journal of Sociology and Social Welfare. 2015. Vol. 42. № 2. Article 7. P. 103–126.
  27.  Zilcher L., Svoboda Z. Inkluzivní vzdělávání: efektivní vzdělávání všech žáků [Inclusive education: efective education of all learners]. Prague: Grada, 2019. 216 p.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика