Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9134Новости 1807Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Субъектность: новая парадигма в образовании 1164

Петровский В.А.
доктор психологических наук, профессор, департамент психологии, факультет социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
e-mail: petrowskiy@mail.ru

Аннотация

В статье изначально определяется смысл понятий «Идея», «Я», «Мир», «Развитие», «Личность» в философской и психологической традиции. Раскрывая понятия, обозначаются основные категории субъектной парадигмы в образовании и возможные пути его построения. Приведены примеры некоторых экспериментальных разработок, иллюстрирующих общую стратегию исследований в рамках субъектной парадигмы построения образовательных взаимодействий с детьми.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Каждое из пяти названных слов («Идея», «Я», «Мир», «Развитие», «Личность») звучит вполне привычно. Что поделаешь? Обыденное сознание привязчиво!.. Вот почему первое, с чего мы начнем, — это определим их смысл в философской и психологической традиции. Расшифровывая их, мы обозначим основные категории субъектной парадигмы в образовании, а связывая их воедино, — возможные пути его построения.

ИДЕЯ. Обыденное сознание отождествляет мысль и идею. В редких случаях — и я мог бы привести довольно забавный пример — в самом языке встречается противопоставление: «Это — не мысль, это — идея!» Между тем в истории западноевропейской и отчасти русской философии «идея» если и отождествлялась с «мыслью», то лишь в динамике «отождествление — растождествление». В гегелевской философии «идея» выступает в пульсации взаимопереходов мысли и мыслимого. Надо ощутить эту пульсацию, чтобы прочувствовать, что гегелевская «идея» — это что-то живое. Поэтому я предложу читателю провести небольшой сеанс медитации — попробовать углубиться в смысл фразы, которая прозвучит так:
«То, о чем я думаю сейчас» (... оставляю «место» для медитации....). Заметим, что происходит. Мысль (то, что является частью меня, моей субъективности) то и дело замещаете чем-то находящимся вне мысли (чем-то объективным, лежащим за пределами меня самого); потом мысль как бы догоняет и захватывает мыслимое, затем последнее опят вырывается вперед и т.д. Взаимопереходы мысли и мыслимого, которые мы только что пережили, даю нам представление об идее — динамической форме единства субъективного и объективного — мысли мыслимого.

Я. В противоположность обыденным представлениям о едином и единственном Я (как бы точечном центре сознания) Я для нас триедино. Мы выделяем три ипостаси Я (каждая сопричастна каждой): Единичное Я, Особенное Я, Всеобще Я. Референцию Единичного Я человека образует его бытие как автономного существа. «Я, каков я есть сам по себе, есть мое Единично) Я», — могло бы сказать о себе Единичное Я, будь оно способно к пол неценной саморефлексии; увы, такая способность Единичному Я заказана. Опыт самости как самобытия невыразим (вот чем в данном случае оборачивается присущая слову сила обобщать — слабостью. Ведь, понятное дело, содержании единичного Я обобщению не подлежат). Особенное Я человека — это область его осознанных идентификаций: «Я — белый, представители среднего класса, выпускник такого то колледжа и т.п.»; Особенное есть также и «Физическое Джемс), «Территория Я» и т.п., т.е. область того, что человек считает своим и, соответственно, защищает. Есть смысл подчеркнуть, что Особенное Я, репрезентирующее некое «Мы», отграничено от «Они». Эта противопоставленность отсутствует вo Всеобщем Я — субъективированном средоточии Универсума. «Разум», «Воля», «Свобода» — все это атрибуты Всеобщего Я. Всеобщее Я соприродно (замечательные описания слитности с природой мы встречаем в художественной литературе и искусстве).

Литература
  1. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 1. М., 1975.
  2. Бергсон А. Собрание сочинений. Т. 1. М., 1992.
  3. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М., 1974.
  4. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. Челябинск, 1993.
  5. Ильенков Э.В. Что же такое личность // С чего начинается личность? М., <1979.
  6. Кант И. Критика чистого разума. С Пб., 1993.
  7. Петровский А.В. К построению социально-психологической теории коллектива // Вопросы философии. 1973. № 12.
  8. Петровский В.А. Присутствие группы как фактор индивидуальной деятельности:
    Социально-психологические аспекты общественной активности. Ярославль, 1975.
  9. Петровский В.А. К психологии активности личности // Вопросы психологии. 1975. № 3.
  10. Петровский В.А. К построению модели развития личности в переходном возрасте // Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. М., 1984.
  11. Петровский В.А. Адаптивность — неадаптивность // Психология: Словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.
  12. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.
  13. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов н/Д, 1993.
  14. Петровский В.А. Трансфинитное // Новые ценности образования. Тезаурус. New educational values. Thesaurus. Т. 1. М., 1995.
  15. Петровский В.А. Идея свободной причинности в психологии // Гуманитарные науки в России. Соросовские лауреаты. М., 1996.
  16. Петровский В.А. Личность в психологии. Парадигма субъектности. Ростов н/Д,1996.
  17. Психология воспитания / Под ред. В.А.Петровского. Аспект-пресс. М., 1995.
  18. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1996.
  19. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993.
  20. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика