Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9245Новости 1820Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 1 место —
направление «Психология» 86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 2,154 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование О соотношении педагогики и психологии 1236Краевский В.В. АннотацияОписано влияние 2-х наук друг на друга, их зависимость и происхождение. Значение психологизма для педагогики. Объект, предмет психологии и педагогики, их разницу и следствия: психика для педагогики — предмет изучения, предмет психологии — вся педагогическая деятельность. Ключевые слова: педагогика, психология, предмет науки, субъект науки, объект науки, психика Рубрика: Психология образования Фрагмент статьи
1Актуальность проблемы определяется рядом обстоятельств. Становятся насущно необходимыми комплексные исследования, в которых предполагается участие представителей разных научных дисциплин. Комплексность выступает как объективное свойство современной науки. Его появлению и развитию предшествуют и способствуют такие внутринаучные процессы, как взаимосвязь, взаимодействие, взаимообусловленность различных научных дисциплин, дифференциация и интеграция наук как две стороны единого процесса. Присущая всем областям науки тенденция к интеграции делает проблему выявления специфики этих наук еще более актуальной, поскольку не может интегрироваться то, что не дифференцировано. В силу ряда особенностей образования — массовости, многофакторности, универсальной общественной значимости как средства социальной наследственности — необходимость комплексного охвата явлений особенно явно выступает именно в этой сфере. Однако каждая из наук, участвующих в междисциплинарном исследовании, является монодисциплинарной. Для объединения усилий в комплексном решении практических задач и научных проблем нужно, чтобы каждый участник этой работы определил свое место и характер того вклада, который он вносит в общее дело. 2В соотношении педагогики и психологии необходимо разобраться еще и потому, что вокруг него за многие годы накопилось немало неясностей и недоразумений. Выделим некоторые, наиболее явные из них на материале дидактики — педагогической научной дисциплины, со времени возникновения, которой принято вести отсчет развития педагогики как науки. Появление этой дисциплины было частью процесса дифференциации наук, выделения специальных наук из философии. Следующий шаг в ее развитии характеризовался усилением внимания к психологическому обоснованию дидактических положений (И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт и др.). Этому в дальнейшем способствовало отпочкование психологии как самостоятельной науки от общего комплекса философских знаний. Такое развитие было естественным и неизбежным. Учитель работает непосредственно с теми, кого он обучает и воспитывает. В школе это дети с их психикой. Понятно, что педагогу совершенно необходимо знать психологические характеристики ученика, закономерности его умственного развития, чтобы правильно и эффективно на него воздействовать. Пока педагогика не накопила в достаточной степени собственного научного содержания, психология выступает как наука, дающая теоретическое обоснование педагогической практике. Самые крупные ученые-педагоги были в первую очередь философами и психологами. Литература
Статьи по теме
Клиническая психология | Варако Н.А., Шилко Р.С., Ковязина М.С., Рассказова Е.И., Меньшикова Г.Я., Зинченко Ю.П. Литература, Теория и методология | Кузнецова А.А., Хромченкова И.Л. Межпредметная интеграция — как инструмент развития языковой и коммуникативной компетенции учащихся Психология образования | Лобастов Г.В. Психология образования, Психология развития | Лыонг М.Х. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|