Опыт консультативного наблюдения одаренных детей

45

Общая информация

Ключевые слова: одаренность, одаренные учащиеся, одаренный ребенок, консультирование

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Тарасова С.Ю. Опыт консультативного наблюдения одаренных детей // Психологическая наука и образование. 2002. Том 7. № 1. С. 59–63.

Фрагмент статьи

Работая психологом-консультантом в Центре психолого-медико-социального сопровождения при МКО, часто приходится сталкиваться с вопросом родителей: «Не правда ли, мой ребенок — одаренный?» И порой после проведенной диагностики и бесед с ребенком остается только согласиться с мнением родителей и присмотреться к ребенку повнимательнее.

Особенности познавательных процессов одаренных детей

Обзор литературы, посвященной этой проблеме, показывает, что одаренность ребенка устанавливается по следующим параметрам: выдающиеся интеллектуальные способности, высокий уровень творческого или продуктивного мышления, специфические способности к обучению, способности в области искусства.

Во время сензитивных периодов все дети жадно «вбирают» в себя все, что поступает извне, при этом одаренный ребенок особенно не терпит ограничений в своих исследованиях. Если функция интеллекта, по мнению Пиаже, — это обработка информации по аналогии с переработкой пищи, то мозг одаренных детей отличается завидным «аппетитом». Уже в раннем возрасте они прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы.

Большинство авторов считают, что наиболее часто встречающееся проявление одаренности — ранняя речь. Ребенок с легкостью пополняет словарный запас, который и так достаточно велик, но не отличается смысловой вычурностью. Некоторые дети весьма удачно, к месту вставляют во взрослый разговор услышанную ранее фразу.

Незаурядные способности также характеризуются отличной памятью, ненасытной любознательностью и высокой степенью концентрации внимания. Отсюда способность классифицировать информацию и опыт, умение широко использовать полученные знания. Еще один редкий дар талантливых детей — это способность воспринимать связи и отношения между явлениями. Они видят неожиданные нестандартные латентные связи. Нередко это становится основой творчества. Спустя много лет у таких людей сохраняется элемент игры, изобретательность и творческий подход в работе и вообще в жизни.

Полный текст

Работая психологом-консультантом в Центре психолого-медико-социального сопровождения при МКО, часто приходится сталкиваться с вопросом родителей: «Не правда ли, мой ребенок — одаренный?» И порой после проведенной диагностики и бесед с ребенком остается только согласиться с мнением родителей и присмотреться к ребенку повнимательнее.

Особенности познавательных процессов одаренных детей

Обзор литературы, посвященной этой проблеме, показывает, что одаренность ребенка устанавливается по следующим параметрам: выдающиеся интеллектуальные способности, высокий уровень творческого или продуктивного мышления, специфические способности к обучению, способности в области искусства.

Во время сензитивных периодов все дети жадно «вбирают» в себя все, что поступает извне, при этом одаренный ребенок особенно не терпит ограничений в своих исследованиях. Если функция интеллекта, по мнению Пиаже, — это обработка информации по аналогии с переработкой пищи, то мозг одаренных детей отличается завидным «аппетитом». Уже в раннем возрасте они прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы.

Большинство авторов считают, что наиболее часто встречающееся проявление одаренности — ранняя речь. Ребенок с легкостью пополняет словарный запас, который и так достаточно велик, но не отличается смысловой вычурностью. Некоторые дети весьма удачно, к месту вставляют во взрослый разговор услышанную ранее фразу.

Незаурядные способности также характеризуются отличной памятью, ненасытной любознательностью и высокой степенью концентрации внимания. Отсюда способность классифицировать информацию и опыт, умение широко использовать полученные знания. Еще один редкий дар талантливых детей — это способность воспринимать связи и отношения между явлениями. Они видят неожиданные нестандартные латентные связи. Нередко это становится основой творчества. Спустя много лет у таких людей сохраняется элемент игры, изобретательность и творческий подход в работе и вообще в жизни.

Увлечения и особенности поведения

Любимое увлечение способных детей — коллекционирование. Многие дети младшего и среднего школьного возраста с удовольствием собирают красочные открытки всевозможных жанров, любят перебирать их и демонстрировать значимому взрослому свою «коллекцию». Таким образом, склонность к обобщениям, систематизации, поиск критериев для классификации привлекают их уже в раннем возрасте.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. Трудности вообще не заставляют их отключаться. Они терпеть не могут, когда психолог или педагог навязывает готовый ответ, готовое решение задачи. Даже малыш, рисующий кошку (что не так просто для трехлетнего ребенка!), настойчиво стремится выполнить рисунок самостоятельно. Одаренные малыши постоянно пытаются решать задачи, которые им не по зубам («А не приготовить ли мне к приходу мамы безе?»).

Одаренного ребенка отличает повышенная концентрация внимания, высокая степень погруженности в задачу. Выдающееся свойство, часто отмечаемое у одаренных детей, — это громадное упорство в области их интересов. Казалось бы, обиделся и бросил дело… Ничего подобного — с точностью до наоборот. Следствием такой высокой увлеченности делом может стать чрезмерное стремление доводить все до полного совершенства.

Откуда такая требовательная необходимость преуспеть? Возможно, когда ребенок демонстрирует выдающиеся способности, окружающие взрослые уделяют ему больше внимания? Ребенок усваивает, что преуспеть — значит привлечь к себе родительское внимание.

Поэтому детей обязательно нужно поощрять за старания, даже если результат далек от идеала. Иначе с раннего возраста дети будут отлынивать от трудностей, занимаясь лишь тем, в чем преуспевают. Способность воспринимать тонкие качественные различия — врожденное свойство, вариант эстетической базовой потребности, а стремление достичь совершенства — приобретенное свойство с весьма неясными для ребенка последствиями.

В последнее время в популярной психологической литературе широко обсуждается так называемый «синдром отличницы», или перфекционистки. Получается, одаренность может стать путем, ведущим к невротическому развитию личности.

Всепоглощающее любопытство одаренных детей, жажда интеллектуальной стимуляции и новизны — еще одна сильная их сторона. Чрезвычайно важно воспитывать в одаренном ребенке формирование приоритетов и постановку целей. Желаемый результат заключается в таком распределении времени и сил, чтобы начатое дело с наибольшей вероятностью завершалось благополучно.

Рука об руку с опытом преуспевания идет неумение переживать неудачу. Многие одаренные дети воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя — как неудачника. Родители могут оградить детей от такого ощущения несовершенства, приучая с разумной частотой к занятиям, в которых они пока не могут демонстрировать блестящих результатов. Дети должны знать, что порой терпеть неудачу — это нормально и даже неизбежно.

Заметим, что вопрос уровня выраженности базовой потребности в общении у одаренных детей на данный момент однозначно не решен. Эмпирически почти всегда можно наблюдать колебания этого уровня у одного и того же испытуемого без видимой причины (возможное объяснение — утомление, пресыщение видом деятельности и т. д.). В то же время бесспорно, что разнообразный словарный запас, умение ставить адекватные наличной ситуации вопросы всегда привлекают к способному ребенку особое внимание взрослых.

Выраженность базовой потребности в общении в данной конкретной ситуации, «здесь и теперь», тесно связана с эмоциональным, аспектом. Существует сложившееся мнение о повышенной обидчивости, ранимости одаренных детей (Е. Д. Хомская, А. В. Семенович). Причем речь идет об обидчивости не как результате психотравмы, а как устойчивой черте характера.

Психосоциальные аспекты

У юных дарований очень широкие личные системы ценностей, они остро воспринимают общественную несправедливость и рано проявляют чувство справедливости. Возможно, быть нужным — также базовая человеческая потребность. Или это можно отнести к так называемой условной выгоде психологического симптома, когда проще и удобнее пожалеть голодающего в Африке, чем, к примеру, собственную тетю. Или это все же свидетельство повышенной эмоциональной ранимости способных людей? К сожалению, пока наблюдения дают весьма противоречивую картину, плохо укладывающуюся в единую схему.

Опережающему в психическом развитии ребенку может быть мучительно скучно в компании обычных сверстников. Получается, гений с детства обречен на одиночество? Бесспорно, детям с выдающимися интеллектуальными способностями или способностями в искусстве нужна помощь в психологической и социальной адаптации.

Обычно дети от 2 до 5 лет не могут четко дифференцировать реальность и фантазию. Особенно ярко это проявляется у одаренных детей. Богатое воображение рождает несуществующих друзей, как это происходило с героем романа Стивена Кинга «Сияние».

Одаренные дети порой страдают от некоторого социального неприятия со стороны сверстников. Поэтому для них полезно общение с такими же одаренными детьми, причем по возможности с самого нежного возраста. Ребенок должен знать, что он не один такой.

Большие способности — большая уязвимость

Одаренные дети опережают других в силе восприятия окружающих событий. Многие авторы считают это причиной повышенной чувствительности к критике. Нейтральная реплика может восприниматься такими детьми как критика, направленная в их адрес.

Однако в раннем детстве одаренные дети столь же (если не больше) эмоционально зависимы, нетерпеливы и эмоционально лабильны, как и другие сверстники. Страхи маленьких детей обычно лишены реализма, наполнены личностностным смыслом. Для одаренных характерны преувеличенные страхи, так как они в силах вообразить массу опасных последствий. Так, одна маленькая девочка боялась пожара, потому что ее любимец-кот мог задохнуться угарным газом, хотя, что такое угарный газ, пятилетняя девочка знать не могла — просто услышала где-то это словосочетание.

Чувство юмора (как защитный механизм) может быть хорошо развито у одаренного человека, как обратная сторона медали, повышенной обидчивости. В раннем детстве защитный механизм юмора еще не сформирован, поэтому многие страхи воспринимаются преувеличенно трагически.

Построение Я-концепции

Трудно переоценить влияние родителей на построение Я-концепции ребенка. Самый важный дар, который родители могут развить в ребенке, — здоровое самоощущение человека, которому есть что привнести в мир и которого мир встречает с радостью.

В первый год жизни, по Эриксону, формируется базовое доверие к миру. Ребенок понимает: «Здесь есть для меня место». Психосоциальное развитие 3-4-летних детей Эриксон описывает как период осознания своего Я, где личностное сохраняет стабильность во времени. В своих родителях и окружении ребенок видит себя как в зеркале — разглядывает детали собственного образа. В дошкольном возрасте он уже может испытывать чувство вины.

Говоря о своих детских впечатлениях, одаренные подростки и взрослые отмечают, что родители воспринимали их как вундеркиндов, не пытаясь увидеть в них личность. При этом срабатывают защитные механизмы — подросток эмоционально дистанцируется от матери, если последняя с навязчивостью маньяка твердит о его выдающихся способностях. Порой в этом случае родители даже требуют специального психолога, который бы еще больше развил замеченные у их ребенка особые способности.

Стереотипы половых ролей как барьер развития

Удивительно, как рано проявляются в детских играх половые стереотипы поведения. Стереотипизация по половому признаку особенно вредна для одаренных детей, так как они в большей степени, чем их сверстники, соединяют в себе качества, характерные для обоих полов. Бём в этой связи выдвинул концепцию психологической андрогинии.

Личностные характеристики творчески одаренных людей обнаруживают высокий уровень индивидуальной андрогинии. Творчески одаренные мальчики обладают чувствительностью, ярко выраженным эстетическим началом. Могут, к примеру, легко дать волю слезам. Многие одаренные девочки, напротив, проявляют традиционно мужские качества: независимость, самоутверждение, честолюбие: «Лучше умереть, чем заплакать на людях».

Родители, по мнению Е. М. Дубовской, все еще слишком высоко оценивают представленность традиционных для пола качеств. Исследования подтверждают, что в образе идеальной женщины подчеркиваются уступчивость, эмоциональность, а в образе идеального мужчины — воля, несмотря на то, что в мировом сообществе полным ходом идет полоролевая демократизация. Навязанная «классика» вредна для растущего дарования. Особенно для девочек, так как традиционно в социуме образ идеальной женщины подразумевает чрезмерную уступчивость, что в итоге может привести к излишнему конформизму и необоснованному принятию чужих точек зрения.

Родительская поддержка в противостоянии давлению социальных стереотипов важна для одаренных детей обоих полов, особенно для девочек. У одаренных женщин нередко формируется боязнь преуспеть. Адекватная самооценка в этом случае формируется плохо. Перефразируя Карен Хорни, главная причина страха собственных честолюбивых желаний и претензий заключается в боязни потерять любовь. Ведь с раннего детства папа с мамой формировали жизненный сценарий: подчиняешься — значит, ты хорошая и любимая дочь. Выйти из подобного родительского программирования во взрослом состоянии человеку затруднительно. Видимо, здесь показано психотерапевтическое «доращивание» (Е. Т. Соколова), которое предполагает создание в отношениях с психотерапевтом подобия родительских отношений.

Родителям лучше изначально формировать позитивный жизненный сценарий. Все равно дочь не захочет жить Лягушкой (по терминологии Берна), а пожелает превратиться в Принцессу. Родителям следует проследить, как в семье распределены домашние обязанности. Зачастую от дочерей ожидается гораздо больший вклад в ведение домашнего хозяйства, чем от их братьев. По роду занятий и по времени, затрачиваемому на домашние хлопоты, дети должны быть действительно равны.

Еще одним фактором женской боязни преуспеть, по мнению Хорни, является неуверенность в себе. Несмотря на большие способности, многие девочки показывают неадекватно низкий уровень самооценки и притязаний в профессиональной сфере. Стимулирование желательных черт, как «мужских», так и «женских», в одном человеке поможет ему достичь большей полноты проявлений, сочетая независимость с чувствительностью, самоутверждение с пониманием. В современном обществе разносторонне одаренный ребенок очень нуждается в родительской поддержке, чтобы остаться открытым, гибким, самостоятельным и сохранить психическое здоровье.

Поддержка родителей

Творчески одаренный ребенок часто вынужден противостоять значительной социальной группе, не приемлющей отклонений от средней нормы. Такой ребенок нуждается в понимании и поддержке значимых других, прежде всего родителей. Ряд исследователей отмечали роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребенка. У отцов, проявляющих активный интерес к занятиям своих одаренных дочерей, гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями, чем у тех, кто навязывает им пассивные модели поведения. Замечено, что, когда отцы проявляют больше «женских» экспрессивных свойств, а матери больше «мужского» инструментализма, дети противоположного пола бывают более развиты в творческом отношении.

О направлениях работы психолога-консультанта

Следует понимать, что одаренный ребенок нуждается в особом подходе со стороны родителей, педагогов и сверстников. С этим запросом обычно семья и обращается к психологам-консультантам в Центры психологического сопровождения. Кроме того, и сам ребенок нуждается в проработке собственных проблем для более полного принятия себя, построения адекватной самооценки и избежания межличностных конфликтов.

Для психологов-консультантов одаренность — особый пласт работы, имеющий свою специфику. Интерес вызывают следующие стратегические направления консультативной работы:

  • проблемы одаренного ребенка в семье:
  • проблемы и взаимоотношения с учителями;
  • отношения со сверстниками и с самим собой.

Каждое из этих направлений требует специального теоретического и эмпирического исследования с целью выделить наиболее острые проблемные точки для более грамотного построения рекомендаций и консультативной работы в дальнейшем.

Литература

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
  2. Лейтес И. О. Ранние проявления одаренности. М., 2000.
  3. Матюшкин A. M. Загадка одаренности. М., 1993.
  4. Обухова Л. Ф. Еще раз об эгоцентризме. М., 1995.
  5. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. М., 1926.

Информация об авторах

Тарасова Софья Юрьевна, кандидат психологических наук, Ст. н. сотр. лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, ФГНУ «Психологический институт» РАО, доцент кафедры клинической психологии Международного университета нации, общества и человека «Дубна», Москва, Россия, e-mail: syutarasov@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3424
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 45
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1