Формы прохождения социализации личности

1483

Аннотация

В данной статье рассмотрена социализация личности и основные ее формы. Социализация представлена, с одной стороны, как процесс и результат взаимодействия личности и общества, внедрение индивида в общественные структуры посредством выработки социально необходимых качеств, с другой же стороны она рассматривается как внутреличностный процесс, осуществляемый в процессах взаимодействия индивида с обществом.

Общая информация

Ключевые слова: личность, интериоризация, социализация

Рубрика издания: Междисциплинарные исследования

Для цитаты: Рубчевский К.В. Формы прохождения социализации личности // Психологическая наука и образование. 2002. Том 7. № 2. С. 86–92.

Фрагмент статьи

Интерес к феномену социализации личности по известным причинам значительно возрос в середине прошлого века. Понятие социализации является предельно широким и включает, на наш взгляд, процессы и результаты становления, формирования и развития (на протяжении всей жизни) личности. Социализация — это процесс и результат диалектического взаимодействия личности и общества, вхождение, «внедрение» индивида в общественные структуры посредством выработки социально необходимых качеств.

Основными формами социализации личности являются интериоризация и социальная адаптация. Интериоризацию следует понимать как процесс заимствования из внешней среды определенных сведений, разного рода информации и их усвоение в качестве знаний, умений, норм, образцов поведения, ценностей. Процесс ресоциализации личности можно рассматривать как разновидность интериоризации (вынужденную интериоризацию во взрослой жизни).

Гораздо большую трудность, на наш взгляд, представляет анализ явления, нашедшего свое отражение в понятии адаптации личности.

Смысл, в котором понятие адаптации употребляется в современной литературе, ведет свое начало от латинского значения этого слова — приспособлять, прилаживать, устраивать. Различные исследователи используют данное понятие с теми или иными смысловыми оттенками, под углом зрения определенной науки, занимая при этом различные мировоззренческие позиции.

Необихевиорист Г. Айзенк и его сотрудники адаптацию определяют следующим образом: 1) состояние, о котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды, с другой, полностью удовлетворены, т. е. состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; 2) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается. Однако, как нам кажется, состояние адаптации можно описать только в общих теоретических понятиях, ибо на практике достижима лишь относительная адаптация в смысле оптимального удовлетворения индивидуальных потребностей и ненарушенных отношений со средой [8, с. 25].

Полный текст

Интерес к феномену социализации личности по известным причинам значительно возрос в середине прошлого века. Понятие социализации является предельно широким и включает, на наш взгляд, процессы и результаты становления, формирования и развития (на протяжении всей жизни) личности. Социализация — это процесс и результат диалектического взаимодействия личности и общества, вхождение, «внедрение» индивида в общественные структуры посредством выработки социально необходимых качеств.

Основными формами социализации личности являются интериоризация и социальная адаптация. Интериоризацию следует понимать как процесс заимствования из внешней среды определенных сведений, разного рода информации и их усвоение в качестве знаний, умений, норм, образцов поведения, ценностей. Процесс ресоциализации личности можно рассматривать как разновидность интериоризации (вынужденную интериоризацию во взрослой жизни).

Гораздо большую трудность, на наш взгляд, представляет анализ явления, нашедшего свое отражение в понятии адаптации личности.

Смысл, в котором понятие адаптации употребляется в современной литературе, ведет свое начало от латинского значения этого слова — приспособлять, прилаживать, устраивать. Различные исследователи используют данное понятие с теми или иными смысловыми оттенками, под углом зрения определенной науки, занимая при этом различные мировоззренческие позиции.

Необихевиорист Г. Айзенк и его сотрудники адаптацию определяют следующим образом: 1) состояние, о котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды, с другой, полностью удовлетворены, т. е. состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; 2) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается. Однако, как нам кажется, состояние адаптации можно описать только в общих теоретических понятиях, ибо на практике достижима лишь относительная адаптация в смысле оптимального удовлетворения индивидуальных потребностей и ненарушенных отношений со средой [8, с. 25].

Больший для нас интерес представляет интеракционистское определение адаптации личности. Так, Л. Филипс полагает, что все разновидности адаптации обусловлены как внутрипсихическими, так и средовыми факторами. Адаптацию, при достижении которой личность удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества, они называют «эффективной адаптацией личности». По мере взросления все более сложными становятся ожидания, которые предъявляются к социализируемой личности. Малыша защищают от всех опасностей, удовлетворяют все его потребности, опекают, по мере же роста и становления его личности старшие все меньше и меньше занимаются им, предъявляя вместе с тем всё более сложные требования. Предполагается, что личность должна перейти от состояния полной зависимости к независимости и принятию ответственности за благополучие других.

По Л. Филипсу, адаптированность — это:

  1. принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом, например посещение школы и овладение учебными предметами или установление дружеских отношений со сверстниками. Автор этой статьи расценивает такую адаптированность выражением конформности к тем требованиям (нормам), которое общество предъявляет к поведению личности;
  2. гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей и стремлений. Это может наблюдаться в любой области деятельности. Адаптивному поведению присущи успешное принятие решений, инициатива, определение собственного будущего [9].

Первое значение понятия адаптации, согласно Л. Филипсу, достаточно близко по содержанию понятию социализации, в том смысле, что личность принимает (во всяком случае, внешне) нормы, требования, которые предлагает общество. Второе значение представляет значительный интерес в связи с тем, что здесь содержится идея активности личности, целеустремленного и преобразующего характера ее активности. Личность, таким образом адаптированная, не уклоняется, не бежит от трудностей, проблем, а преобразует эти ситуации, использует их для осуществления своих целей, стремлений, не особенно ожидая помощи и советов от других.

Представители данного направления социальной психологии различают адаптацию (adaptation) и приспособление (adjustment). В частности, Т. Шибутани отмечает, что каждая личность характеризуется комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями, и эти приемы могут рассматриваться как формы адаптации (adaptation). В отличие от понятия «приспособление» (adjustment), которое относится к тому, как организм приспосабливается к требованиям специфических ситуаций, адаптация относится к более стабильным решениям — хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к приемам, которые кристаллизуются путем последовательного ряда приспособлений [5, с.78]. Автор проводит продуктивную идею о том, что следует провести различие между ситуативной адаптацией и общей адаптацией к типичным проблемным ситуациям.

В отечественной литературе по исследуемой проблеме не сложилось однозначного определения понятия «адаптация» («социальная адаптация»). Повышение интереса к разработке теории адаптации применительно к социальной среде прослеживается с 60-х гг. XX в. [6; 7]. Авторы коллективной монографии «Философские проблемы теории адаптации» (1975) А. Б. Георгиевский, В. П. Петленко, А. В. Сахно, Г. И. Царегородцев отмечают, что для большинства авторов социальная адаптация в обобщенном виде выступает лишь как взаимодействие между «общественным субъектом» (личность, группа) и «социальным объектом» — условиями его общественного существования. При этом указываются следующие направления, по которым должно идти изучение «социальной адаптации»: во-первых, в плане исследования профессиональной адаптации (адаптация к производственно-техническим факторам среды); во-вторых, в плане приспособления человека к личностной среде предприятия, к производственному коллективу, его официальной и неофициальной структуре на различных уровнях — от первичного коллектива (среди ближайшего окружения) до основного коллектива (предприятия в целом), а также к окружающему внепроизводственному коллективу; в-третьих, в плане приспособления человека к условиям внешней среды путем создания жилищ, одежды, различных технических сооружений и т. п.

Неоднозначный характер понимания сущности социальной адаптации в какой-то мере объясняется многообразием ее форм, механизмов и носителей, пишут авторы [4, с. 233—234].

Согласно Д. В. Ольшанскому (Философский энциклопедический словарь, 1989), социальная адаптация — вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации — согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта.

Психологическая адаптация определяется активностью личности и выступает как единство аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление» ей) и ассимиляции («уподобление» себе, преобразование среды). Среда воздействует на личность или на группу, которые избирательно воспринимают и перерабатывают эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а личность или группа активно воздействует на среду. Отсюда — адаптивная и одновременно адаптирующая активность личности или группы. Такой механизм адаптации, складываясь в процессе социализации личности, становится основой ее поведения и деятельности. Важнейшая роль при этом принадлежит социальному контролю [2, с. 12]. Таким образом, ясно, что важнейшим признаком социальной адаптации правомочно считать адаптивную и одновременно адаптирующую активность личности или группы. Можно согласиться с автором и в том, что адаптацию следует расценивать и как механизм социализации личности.

П. С. Карако в «Новейшем философском словаре» (1998) отмечает, что в процессе социальной адаптации устанавливаются соотношения, которые обеспечивают развитие как личности и социальной группы, так и среды (микросреды). При этом социальная адаптация охватывает биологическую, психическую и социальную сферы бытия человека [1, с. 9]. Только, видимо, диапазон возможностей развития для личности или социальной группы, с одной стороны, и среды (очевидно, под средой автор понимает общество или какую-либо его подсистему), с другой, не всегда можно уловить.

Интериоризация и адаптация личности суть две стороны единого процесса социализации, поэтому выработка определения адаптации личности возможна лишь в органической связи с понятием интериоризации. В то же время более глубокое понимание феномена социализации может быть достигнуто только в ходе рассмотрения взаимосвязи адаптации личности и ее интериоризации. В конечном счете усвоение знаний, навыков, норм, принятие ценностей имеет адаптивное значение. В процессе социализации, преодолевая проблемные ситуации, личность адаптируется к имеющимся условиям среды, не только репродуктивно используя приобретенный социальный опыт, но и открывая новые способы поведения и решения проблем. Социализация как феномен, очевидно, имеет следующие «фазы». (Следует, правда, оговориться, что выделение это лишь условно, достаточно схематично, сделано только для более полного рассмотрения исследуемого нами социального феномена. «Фазы», что представляется вполне ясным, не следуют строго одна за одной, подобно фазам в их классическом понимании (например, в физике), а существуют практически в одно и то же время и образуют органическое взаимодействие.) Начальная «фаза» — социализирующее воздействие общества, оно, разумеется, ощущается человеком на протяжении всей его жизни, и собственно социализация личности, которая включает подфазы (если, конечно, так можно выразиться) интериоризации (личность знакомится с предложенным, выборочно запоминает и начинает усваивать что-либо, эмоционально переживает и осмысливает) и адаптации (личность преобразует, «подгоняет» под себя имеющийся в ее распоряжении культурный опыт и использует его в своих целях — вливается, «вживается» в группу, коллектив, «находит свое место под солнцем»).

В то же время правомерно сказать, что социализация протекает в двух основных формах — интериоризации и адаптации личности. Эти формы теснейшим образом переплетаются друг с другом, одна не может существовать без другой, разграничение допускается лишь для более глубокого понимания процесса и результата, форм проявления социализации личности. Вместе с тем адаптация личности — явление многогранное, поэтому и отражающее его понятие многозначно, на что мы сейчас и попытаемся указать.

Адаптация личности может иметь как конформистский, так и неконформистский творческий характер.

Первый вариант подчас приводит к формированию таких; черт личности, которые создают препятствия на пути ее успешной социализации.

Адаптированность личности в группе можно рассматривать как такое ее состояние, которое позволяет ей проявлять свои возможности, убедиться в собственной значимости достигать поставленных целей, поддерживать других в трудный момент. В некоторых типах групп, например в преступных сообществах, главным условием успешной адаптации является отказ от общечеловеческих ценностей, в то же время члены этих групп вынуждены придерживаться определенных, специфических норм.

В действительности личность одновременно выступает членом нескольких групп, в каких-то группах она может достичь высокой степени адаптации, в других такая ситуация может и не иметь места. К примеру, при успешной адаптации в приятельской компании индивид может быть гонимым в школьном классе.

Эталонными (референтными) группами исследователи считают те малые или большие группы, установки, нормы, ценности, Ориентиры которых не только учитываются индивидом при планировании своей деятельности, но даже становятся своеобразным образцом, эталоном и мотивом его поведения. Человек осознанно начинает считать себя членом данной группы, руководствуется ее ценностями, пытается в своей деятельности осуществить и ее цели. Группа, являющаяся для личности референтной, становится для нее существенным фактором саморегуляции, немаловажным средством ее социализации. А группа, в деятельности которой индивид вынужден принимать участие и с которой он оказывается не в ладах, не обязательно окажется для него референтной, т. е. не обязательно индивид будет ориентироваться на нормы, установки и ценности этой вроде бы близкой в силу тех или иных обстоятельств ему группы.

Творческая деятельность личности, в которой она создает что-то новое, осуществляет нововведения в те или иные области, является результатом социализации личностей, в основном одаренных. Человек ощущает потребность в творчестве, самовыражении, для чего необходимы определенные условия. И часто встречается следующая ситуация: продукты новаторской деятельности личности имеют позитивное значение для общества, однако малая организация, в которой она находится, всеми способами гасит инициативу личности, ограничивает ее активность, ставит препоны на пути внедрения в практику ее разработок. С позиций общества в целом активность личности является адаптивной и конструктивной, с позиции же группы — девиантной и дезадаптивной («сиди и не высовывайся»), поскольку эта активность может, к примеру, навредить существованию группы. Т. Шибутани заметил, что «приспособление не обязательно означает пассивную капитуляцию перед внешними обстоятельствами; люди часто активно приспосабливаются к среде, изменяя ее и создавая условия, в которых впоследствии они могут более эффективно преследовать другие цели» [5, с. 63]. Творческая адаптация, таким образом, осуществляясь путем изменения ситуации, открывает возможности для новой целенаправленной деятельности, стало быть, для продолжения успешной социализации и саморазвития личности.

Говоря о преступном поведении, надо подчеркнуть, что оно является девиантным и дезадаптивным для общества в целом, но естественным, адаптивным с позиции той группы, которая требует от своих членов именно такого поведения.

Рассматривая социализацию личности и ее формы как внутриличностный процесс, следует подчеркнуть, что она осуществляется в социальных процессах взаимодействия таких типов, как «индивид — индивид», «индивид — группа», «индивид — общество». Что касается числа взаимодействующих индивидов, то П. Сорокин, например, выделяет по этому признаку следующие типы взаимодействия:

  • между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два друга);
  • между тремя индивидами (отец, мать и ребенок; муж, жена и любовник);
  • между четырьмя, пятью и более индивидами;
  • между одним индивидом и многими другими (между артистом или оратором и его слушателями); между многими и многими (между членами неорганизованной толпы) [3, с. 194].

Поэтому социализирующийся индивид для своего удобства сначала, скажем так, «примеривается» к источнику воздействия. Социализация включает в себя множество адаптивных, дезадаптивных, смешанных — комплексных действий и процессов, механизмов, благодаря чему личность оказывается адаптированной в одной группе и дезадаптированной в другой.

Известно, что адаптивные процессы могут иметь характер соперничества и сотрудничества. Разновидностью соперничества выступает конфликт, каждая из сторон которого стремится к тому, чтобы цели оппонента не осуществились, а в крайнем случае даже желает ликвидировать влияние ценностей противника, а иногда и его самого. И соперничество, и сотрудничество прежде всего характеризуются познавательными процессами — личность воспринимает и так или иначе интерпретирует для себя ситуацию, запоминает новые правила поведения. Все это свидетельствует в пользу того, что адаптацию личности можно рассматривать как форму ее социализации. В процессе адаптации, кроме того, немалую роль может играть переориентация личности, т. е. выработка таких оценок и такого понимания ситуации, которые не противоречат ценностям и ценностным ориентациям новой группы.

Адаптироваться в какой-либо социальной среде означает в первую очередь успешно наладить отношения общения с членами своей группы. Для общения с людьми разных категорий необходимо обладать специфическими социальными знаниями и навыками, которые приобретаются в процессе социализации в различных социальных группах и в процессе выполнения определенных ролей. Социальные проблемные ситуации в жизнедеятельности людей появляются по разным причинам. Человек может встречаться с представителями таких возрастных, профессиональных и других групп, для общения с которыми у него нет ни знаний, ни навыков. В силу того, что умения и навыки связаны со способностями индивида (выступают как актуализация способностей и склонностей), может оказаться, что он не в состоянии нормально общаться с некоторыми категориями людей и встреча с ними (и, тем более, совместная деятельность) становится для человека проблемой. Адаптация личности в группе также бывает для нее затруднительной, если она ошибочно наделяет членов группы несвойственными им чертами (не хватило знаний, опыта, рассудительности, проницательности) и начинает действовать в соответствии со своими взглядами, недооценивая или переоценивая этих людей. В ходе же продолжительной адаптации к определенному виду деятельности (к которому не расположен человек) может происходить изменение личностных характеристик, обусловленное особенностями структуры того или иного вида деятельности. В случае отсутствия целенаправленного удовлетворительного овладения приемами взаимодействия субъекта деятельности с другими элементами данной системы (например, условиями трудовой деятельности и ее содержанием, орудиями труда) процесс адаптации нередко проходит спонтанно, стихийно и может привести к появлению негативных для организма и внутреннего мира личности образований, затрудняющих дальнейшую нормальную социализацию.

В заключение следует подчеркнуть, что роль социализации в формировании личности трудно переоценить, социализация, по сути, единственный путь формирования и развития личности. Выделенные нами формы (интериоризация и социальная адаптация) могут быть представлены лишь условно, в действительности они тесно переплетены, взаимосвязаны, образуют неразрывное, неделимое единство. Кроме того, надо понимать, что понятие адаптации многозначно и может рассматриваться, так же как и результат социализации личности, как ее адаптированность к тем или иным общественным или внутригрупповым условиям.

Литература

  1. Карако П. С. Адаптация // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. Минск, 1998.
  2. Ольшанский Д. В. Адаптация социальная // Философский энциклопедический словарь / Ред. кол.: С. С. Аверинцев и др. М., 1989.
  3. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  4. Философские проблемы теории адаптации / Ред. А. Б. Георгиевский и др. М., 1975.
  5. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
  6. Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь // Вопросы философии. 1965. № 5.
  7. Шубкин В. Н. Некоторые вопросы адаптации молодежи к труду // Социальные исследования. Вып. 1. М., 1965.
  8. Encyclopedia of Psychology / H. J. Eysenck, W. Arnold and R. Meili (eds). N.Y., 1972.
  9. Philips L, Human Adaptation and his Failures. N.Y., 1968.

Информация об авторах

Рубчевский К.В., кандидат философских наук, доцент Сибирского юридического института МВД РФ

Метрики

Просмотров

Всего: 13114
В прошлом месяце: 240
В текущем месяце: 226

Скачиваний

Всего: 1483
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 10