Исследование эмпатического профиля личности будущих психологов

1182

Аннотация

Статья раскрывает актуальную тему подготовки профессионала в контексте современного состояния психологической науки. Рассматривается вопрос о личностной готовности к профессиональной психологической деятельности, включающей в себя определенные задатки на овладение профессиональными психологическими знаниями. Обсуждается и по-новому осмысляется понимание эмпатии, с позиций глубинных мотивов личности, представлена авторская классификация эмпатии, исследуется феномен – эмпатический профиль личности. Практическая ценность исследования заключается в реализации профессиональной подготовки специалистов гуманитарных и других профессий.

Общая информация

Ключевые слова: эмпатия, профессиональная подготовка, профессиональные качества, эмпатический профиль, подготовка психологов, психологическая культура, мотив

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Дорошенко Т.В. Исследование эмпатического профиля личности будущих психологов // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 2. С. 42–49.

Полный текст

Проблема эмпатии человека, овладевающего психологическими знаниями, представляет большой интерес (Т.П. Гаврило­ва, 1975; Н.А. Щербакова, 2006; К. Ро­джерс, 1994; Х. Кохут, 2000 и др.) в связи с тем, что в настоящее время сложились некоторые противоречия в подготовке специалистов-психологов. Наряду с увеличением количества высших учебных заведений, осуществляющих подготовку психологов, с расширением сферы применения психологического знания (образование, корпоративная, инженерная области и т.д.), со всевозрастающей потребностью общества в специалистах данной профессии остается невысокой психологическая культура населения и профессионалов, что требует научных исследований. Часто основное внимание высших учебных заведений направлено на реализацию теоретической части обучения, умение реализовать знания на практике, но о личностной подготов­

ке (компетентности, развитии) будущего профессионала психолога речи не идет (только косвенно, через преподаваемую дисциплину, что, вероятно, не является достаточным). Вместе с тем подготовка человека к такой деятельности предполагает развитие профессионально значимых показателей личностной компетентности, в частности - овладение эмпатией. Неслучайно в профессиональных научных психологических кругах эмпатию часто называют «основным инструментом работы психолога».

В структуре понятия «эмпатия» есть множество составляющих: сопереживание, сочувствие, симпатия, проницательность, эмоциональная отзывчивость, эстетическое наслаждение, отзывчивость на переживания другого, эмоциональный отклик, сорадование, идентичность чувств, помощь другому, альтруистические мотивы. Эмпатия тесным образом связана с мо­тивационной структурой личности (на ее основе формируется альтруистическое, помогающее поведение - Е.П. Ильин, 2000; В.А. Лабунская, 2001 и др.) и ее коммуникативной сферой (взаимодействие, выстраивание взаимоотношений с другим, так как непосредственно в общении реализуется эмпатия). Вместе с этим можно предположить, что данное качество личности может оказывать специфическое влияние на профессиональную деятельность, мотивировать ее выбор.

С этих позиций нами выдвинуто понятие «эмпатический профиль личности», рассматриваемое как личностное образование, постепенно развивающееся в онтогенезе человека, в котором мы выделяем следующие уровни:

1)   собственно эмпатический (формирование эмпатии как понимания, отражение другого человека, начиная с реакции подражания, ранних детских отношений с матерью и другими значимыми взрослыми);

2)   эмпатико-мотивационный (формирование на основе предыдущего этапа моти­вационной составляющей эмпатического профиля, основы альтруистического, помогающего поведения, ориентация на социальные нормы, социальную активность, полезность);

3)   коммуникативный (выстраивание отношений в социуме, адаптация, принятие культуры и нравственности, принятие терпимости, выработка коммуникативных установок помогающего поведения, становление рефлексии и т.д.).

Представленные уровни эмпатического профиля личности не имеют жестких границ и «графика правильного прохождения» от уровня к уровню. В то же время мы предполагаем, что каждый человек их проходит, в итоге формируя индивидуальный эмпатический профиль, который состоит из определенного «универсального набора» составляющих (эмпатии и различных ее проявлений, эмпатико-мотивационной сферы, коммуникативных свойств и качеств личности). Каждая из этих составляющих приобретает в личности своеобразную как количественную (высокий или низкий уровень развитости), так и качественную (с какими другими составляющими в личности она сочетается, гармонизирует, какими компенсируется и т. д.) выраженность.

Выдвинутые предположения позволили нам классифицировать типы эмпатическо­го профиля личности по такому основанию, как «доминирующий вид эмпатии», и обозначить каждый из них следующим образом.

1.   Эмпатия внешняя - тип эмпатиче­ского профиля личности, когда мы наблюдаем сознательное поведение человека в виде переживания сочувствия и сопереживания, подстройки к другим людям, построенное на понимании необходимости проявления этих качеств в общении (если человек эмпатичен с другими людьми, к нему тоже хорошо относятся). В данном случае на сознательный уровень выносится явное понимание содержания эмпатии (осознание себя и других, адекватное реагирование на события и явления жизни) и понимание способности влиять на взаимоотношения с другими людьми.

2.   Эмпатия внутренняя - тип эмпати­ческого профиля личности, когда мы наблюдаем относительно успешного в общении индивида, к которому часто обращаются в общении за помощью, высказывая жалобы, недовольства, делятся переживаниями, он является хорошим слушателем и внимательным собеседником. Впрочем, это может тяготить самого индивида, но он никогда не откажется от такого общения. Более того, оно ему необходимо (с одной стороны, как раскрытие себя, самореализация, самоутверждение, которые внешне не проявляются, но бессознательно удовлетворяются), ведь только тогда бессознательно он чувствует себя нужным, значимым, важным, «существующим» в этом мире.

3.   Эмпатия компенсаторная - тип эм­патического профиля личности, когда мы наблюдаем проявления таких эмпатичес­ких способностей, как сочувствие, сопереживание, способность присоединения за счет стремления к компенсации, преодолению неполноценности или несостоятельности индивида в общении (скованности, робости, страха перед другим, заниженной самооценки, неуверенности в себе), как бессознательное стремление к достижению успешности взаимодействия личности с другими.

4.   Эмпатия дезинтеграционная - тип эмпатического профиля личности, который характеризуется тотальностью: т. е., эмпа- тируя, индивид становится на место другого, как будто становясь им в полной мере (приобретает его качества, вчувствуется в его жизнь, эмоции, переживания) - такой индивид постоянно кому-то эмпатирует, т. е. становится кем-то и никогда не бывает самим собой (он просто «не знает кто он» и что это значит - быть собой). Эго такого индивида как бы путешествует в поисках своей идентичности из одного объекта эмпатии в другой, на время становясь то одним, то другим, при этом не сохраняя своей целостности и сущности.

5.   Эмпатия ложная - тип эмпатическо­го профиля личности, который основан на реакции приспособления. Здесь индивид чувствует себя должным быть эмпатийным для того, чтобы его любили, понимали, ценили в обществе. В поведении такого человека наблюдаются эмпатические тенденции, но наряду с этим в его поведении не всегда искренне и адекватно проявляется сочувствие и сопереживание (тогда говорят - «я сочувствую, но по-своему»). Окружающие достаточно часто отказываются от помощи, поддержки, сочувствия таких людей, расценивая поведение как неискреннее, ложное, «вымученное». Люди данного типа часто неосознанно ждут (требуют) благодарности в ответ на эмпатиче­скую поддержку или помощь. В поведении такого человека проявляется неадекватная самооценка, имитация, видимость дела и успеха. «Я» человека носит «закрытый» характер (во взаимодействии с другими людьми всегда принимается позиция другого человека, своя точка зрения, мнение, позиция никогда не раскрывается - только так он чувствует себя в безопасности).

6.   Эмпатия дефицитарная - это такой тип эмпатического профиля личности, который выражается в слабой и очень слабой выраженности эмпатических тенденций. Он формируется в раннем детском возрасте в ответ на недополучение эмоционального отклика, теплого, заботливого отношения к ребенку со стороны значимых взрослых, это может быть механистическое, безэмоциональное воспитание на уровне обеспечения кормления, быта и гигиены. Таким образом, в раннем детстве отсутствует опыт эмпатического общения, отношения, что приводит к тому, что такой человек очень редко испытывает сочувствие, сопереживание. В поведении человека с данным типом эмпатического профиля наблюдается жесткость, даже жестокость, агрессия, трудности установления контакта и взаимопонимания, переживание одиночества, отстраненности. Проявление защитных механизмов может достигать появления отклонений в поведении.

7.   Истинная эмпатия - тип эмпатиче­ского профиля, который проявляется как естественная, спонтанная реакция человека на переживания другого (человека, животное, героя художественного произведения), возникающая в различных жизненных ситуациях. Сочувствуя и сопереживая, понимая не только в «ситуации горя», но и в моменты радости, человек с таким типом стремится оказывать психологическую помощь и поддержку другим людям. Люди данного типа обладают высокой рефлексивностью (осознание себя), развитой эмоциональностью (эмоциональная чувствительность, гибкость), развитой эмпатией (сочувствие, сопереживание, понимание другого). Здесь тесно переплетаются личностные качества с природным глубинным даром (высокой чувствительностью к своему внутреннему миру и другого человека). Такой тип является наиболее желательным для человека, получающего профессиональные психологические знания с целью оказания психологической помощи другим людям.

По нашему мнению, наряду с доминирующим существует также «сопутствующий эмпатический профиль» как второй план эмпатии, проявляющийся на фоне доминирующего.

Проведенная нами эмпирическая проверка выдвигаемых предположений была направлена на выявление:

1)   взаимосвязи между составляющими эмпатического профиля (эмпатией, эмпа­тико-мотивационной и коммуникативной);

2)   доминирующего «эмпатического профиля» испытуемых, овладевающих профессиональными психологическими знаниями.

Выборка испытуемых составила 129 человек - студенты первого, третьего и пятого курсов психологического факультета Дальневосточного государственного гуманитарного университета, очной формы обучения. Обследование проходило в конце первого, третьего, пятого годов обучения до начала летней сессии.

Сложность исследуемого феномена определила необходимость использования 10 профессиональных психологических методик.

Развитие эмпатической составляющей определялось с помощью следующих методик:

1)   Диагностика социальной эмпатии (измерялся уровень эмпатии к другому);

2)   Диагностика эмоционального интеллекта Н. Холла (измерялась эмоциональная эмпатия);

3)   Диагностика уровня поликоммуника- тивной эмпатии (включающая эмпатию к родителям, животным, пожилым, детям, художественным произведениям, незнакомым и малознакомым людям);

4)   Опросник Меграбяна по изучению эмпатии;

5)   Диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко, где измерялись эмпа­тические способности, проявляющиеся в каналах эмпатии: рациональном, эмоциональном, интуитивном, установки, способствующие эмпатии, проникающая способность эм­патии, идентификация в эмпатии и т.д.).

Эмпатико-мотивационная составляющая изучалась при помощи следующих методик:

1)   Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно- потребностной сфере (измеряли показатели: альтруизм-эгоизм);

2)   Диагностика мотивационной структуры личности (включающая в себя шкалы: направленность на жизнеобеспечение, комфорт, социальный статус, общение, общая активность, творческая активность, социальная полезность);

3)        Мотив власти.

Коммуникативная составляющая Эм­патического профиля личности измерялась с помощью таких методических средств как:

1)   Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко (где измерялись показатели: негативная установка по отношению к людям, терпимость в отношениях с людьми - принятие индивидуальности другого; оценивая поведение, образ мыслей или отрицательные характеристики людей, рассматривает ли человек в качестве эталона самого себя; выраженность категоричности или консервативности в оценках людей, умение скрывать неприятные чувства к некоммуникативным качествам других и т.д.);

2)          Уровень рефлексивности.

Результаты исследования показали, что существуют определенные взаимосвязи между уровнями (составляющими) эм­патического профиля личности.

Изучение характера взаимосвязи между двумя уровнями эмпатического профиля - эмпатией и эмпатико-мотивационной составляющей - показало наличие следующих связей:

1)   между мотивом власти и социальной эмпатией (p<0,001). Отрицательная корреляция выражается в том, что при увеличении мотива власти уменьшается уровень социальной эмпатии, т. е. человек, обладающий стремлением властвовать над другими людьми, во взаимоотношениях с ними проявляет меньшее сочувствие и сопереживание, ему сложно встать на место другого, так как это противоречит его желанию власти;

2)   между стремлением к высокому социальному статусу самомотивацией (p<0,001) и эмпатией (p<0,001), т. е., стремясь достич высокого положения в обществе, человек самомотивирует себя на произвольное управление своими эмоциями, проявление чувств сопереживания, стараясь разделять эмоции других людей, выражать сочувствие им, тем самым избегая конфликтов и жесткого, ригидного поведения, для достижения цели занятия высокого социального положения;

3)   между стремлением к социальной полезности и эмпатией (p<0,02), так как эмпатия часто выступает как социально­нравственное качество, тесно связанное с альтруистическим поведением;

4)   между эмпатией и социально-психологическими установками личности, т. е. высокий уровень эмпатии связан с высоким уровнем альтруизма и наоборот, низкий уровень эмпатии связан с высоким уровнем эгоизма или низким уровнем альтруизма (p<0,01).

Также выявлены взаимосвязи между эмпатией и различными коммуникативными свойствами и качествами личности. В частности, нелинейная взаимосвязь обнаружена между низким уровнем социальной 46”

эмпатии и высокими показателями по шкалам:

•   завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них (r= -0,46; p<0,001);

•   открытой жестокостью в отношениях к людям (r= -0,58; p<0,001);

•   наличием выраженной негативной коммуникативной установки (r= -0,58; p<0,001).

Кроме того, обнаружена взаимосвязь между низким уровнем социальной эмпа­тии и высокими показателями общей коммуникативной толерантности:

•   непринятие индивидуальности другого (r= -0,52; p<0,001);

•   в оценивании других эталоном считают себя (r=-0,36; p<0,02);

•   стремление переделать, перевоспитать своего партнера (r= -0,57, p<0,001);

•   общим уровнем терпимости (r= -0,43; p<0,001).

Установлена взаимосвязь между высоким уровнем направленности на общение, как устойчивой тенденцией личности, и высоким уровнем социальной эмпатии (p<0,001). Выявлена определенная взаимосвязь между высоким уровнем общей и творческой активности и высоким уровнем социальной эмпатии (p<0,02). Понятно, что эмпатия проявляется через активное, творческое взаимодействие со средой. В то же время между уровнем рефлексии и социальной эмпатии (p<0,005) и установками, способствующими эмпатии (p<0,04), также выявлена некоторая взаимосвязь: при увеличении уровня рефлексии: анализа собственного мышления, сознания, деятельности, с одной стороны, и анализа процесса общения с другим человеком, т.е. анализа содержания сознания другого человека, рассуждения за него и понимания его позиции и мотивов, с другой стороны, - увеличивается уровень социальной эмпа­тии, т. е. как раз понимание его позиции и т.д. Следует отметить, что в данном случае уровень значимости различий невысокий.

Полученные в ходе корреляционного анализа взаимосвязи подтверждают предположение о тесной взаимосвязи эмпатии с мотивами (ведущие мотивы, направлен­

ность личности и т.д.) и коммуникативной составляющей эмпатического профиля личности (установки, терпимость, общение и т.д.). Следовательно, доказывается правомерность выдвижения понятия «эмпати­ческий профиль личности».

По совокупности данных обследования испытуемых были определены профили (доминирующий и сопутствующий), присущие студентам - будущим психологам (таблица).

Как видно из приведенных в таблице данных, почти 67,9% студентов обладают желательным доминирующим эмпатиче­ским профилем (внешняя эмпатия). В принципе это дает неплохой прогноз профессиональной успешности будущих психологов. Вместе с тем тревожит, что истинная и внутренняя эмпатия как сопутствующие профили присутствует лишь у 26,5% наших испытуемых. Также тревожит, что достаточно большой процент испытуемых (более 32,1%) обладает менее желательными доминантными эмпатическими профилями (дефицитарная эмпатия, ложная эмпатия, компенсаторная эмпатия, дезин­теграционная эмпатия).

Конечно, наши данные требуют дополнительной проверки. В частности, в дальнейшем мы планируем исследовать, как меняется структура эмпатических профилей студентов психологических специальностей в процессе обучения в вузе.

Вместе с тем уже сейчас полученные данные остро ставят вопрос о профессиональном отборе на этапе поступления в вуз и о необходимости специальной личностной подготовки студентов к профессиональной психологической деятельности. Среди возможных способов такой работы мы видим: проведение индивидуального личностного консультирования, групповых тренингов, использование специально разработанных коррекционных программ и др.

Таблица

Распределение испытуемых по типам доминирующего и сопутствующего эмпатических профилей

Виды эмпатии

Доминирующий профиль

Сопутствующий профиль

Внешняя

67,9%

 

Дефицитарная

17%

 

Ложная

11,3%

 

Компенсаторная

1,9%

34%

Дезинтеграционная

1,9 %

3,8%

Истинная

 

7,5%

Внутренняя

 

19%

 

Литература

  1. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни. М., 1987.
  2. Адлер А. Наука жить. Киев, 1997.
  3. Бохарт А. К. Эмпатия в клиент-ориентированной психотерапии: сопоставление с психоанализом и Я-психологией // Иностранная психология. 1993. № 1.
  4. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2.
  5. Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее связь с доминирующими потребностями личности // Проблемы формирования социогенных потребностей: Тез. докл. Первая всесоюз. конф. Тбилиси, 1974.
  6. Грошев И. В. Психофизиологические различия мужчин и женщин. М., 2005.
  7. Змановская Е. В. Основы прикладного психоанализа. СПб., 2005.
  8. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб., 2000.
  9. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
  10. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д., 1996.
  11. Кохут Х. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией // Антология современного психоанализа. Т.1 / Под ред. А. В. Россохина. М., 2000.
  12. Куттер П. Современный психоанализ // Под общей ред. В.В. Зеленского. СПб., 1997.
  13. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А. Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М., 2001.
  14. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2003.
  15. Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия: Дис.... канд. психол. наук. Ростов н/Д., 1998.
  16. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю. Б. Гипенрейтер и М.В. Фаликман. М., 2002.
  17. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека // Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. М., 1994.
  18. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. Т. 1. Теория / Общ. ред. А. В. Казанской. М., 1996.
  19. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. М., 2006.
  20. Френкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. СПб., 2003.

Информация об авторах

Дорошенко Т.В., преподаватель, ассистент кафедры «Социальная педагогика», Дальневосточный государственный гуманитарный университет, e-mail: uts2000@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2236
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 1182
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4