Психологическая наука и образование
2007. Том 12. № 2. С. 83–92
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Индивидуальные различия образов воображения у субъектов с различной латерализацией слухоречевых функций
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: индивидуальные особенности , индивидуальные различия, образ, воображение, образное мышление, слухоречевые функции, нарушения слуха, нарушения речи
Рубрика издания: Клиническая и специальная психология
Для цитаты: Ефимова О.С. Индивидуальные различия образов воображения у субъектов с различной латерализацией слухоречевых функций // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 2. С. 83–92.
Фрагмент статьи
... Исследования особенностей воображения в контексте проблемы функциональной межполушарной асимметрии оставалось открытым отчасти потому, что воображение, являясь самостоятельным психическим процессом, на фоне других остается самым малоизученным объектом в когнитивной психологии. Его латерализация, соотношение с человеческим мозгом ставит больше вопросов, чем дает ответы.
В настоящее время делаются только попытки его изучения в разных областях психологического знания, в связи с этим возникает вопрос – как изучать? Как изучить и выявить особенности воображения в контексте данной проблемы?
Нам представилось важным использование зрительных стимулов – образов, эталонов, которые могут служить опорой для изучения образа воображения, так как в процессе построения нового образа субъект использует исходный образ (образы) (С.Л. Фатеев, 1996). Сравнение картинок из стимульного материала и созданные на этой основе образы воображения испытуемыми помогли решить поставленные задачи.
Итак, для изучения индивидуальных особенностей в создании нового образа воображения у субъектов с различной представленностью слухоречевых функций была разработана методика, для которой в качестве стимульного материала подобраны образы разного содержания: знаки, символы, абстракции, сюжеты, предметы. Их количества (42 картинки) было достаточно, чтобы испытуемые имели большой материал для работы воображения.
Испытуемых (каждому индивидуально) раздавался лист с картинками и предлагалась следующая инструкция ...
Литература
- Александров А. Е., Александрова Н. Ш. К проблеме организации зрительного гнозиса // Вторая международная конференция, посвящ. 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия. М., 2002.
- Гасимов Ф.М. К проблеме связи когнитивного стиля с типами межполушарной асимметрии мозга // Вестник АН СССР. М., 1991.
- Кабардов М.К., Матова М.А. Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей // Вопросы психологии. 1988. № 6.
- Леутин В.П., Николаева Е.И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. СПб., 2005.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка // Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1983.
- Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. М., 1997.
- Реброва Н.П., Чернышева М.П. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека и психические процессы. СПб., 2004.
- Рубинштейн С.Л. Воображение // Основы общей психологии. СПб., 2000.
- Рыжиков Г.В., Сергиенко М., Панов Г.Д. Межполушарная функциональная асимметрия: Некоторые аспекты современных исследований // Физиология человека. Т. 5. 1979. № 6.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988.
- Семенович А.В. Проблемы онтогенеза межполушарных взаимодействий: нейропсихологический подход // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. М., 2003.
- Симирницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., 1985.
- Словарь практического психолога // Сост. В.Б. Шапарь. М., 2004.
- Суворова В.В. Динамика формирования асимметрии слухоречевых функций у подростков // Вопросы психологии. 1989. № 1.
- Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.
- Траченко О.П. Многократное дихотичеcкое тестирование лиц с разными типами доминирования полушарий // Нейропсихология сегодня / Под ред. Е.Д. Хомской. М., 1995.
- Фатеев С.В. Воображение в структуре деятельности. Новосибирск, 1996.
- Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. М., 1997.
- Pietrasinski Z. Psychologia sprawnego myslenia. Wyd. 3. Warszawa, 1961.
- Razumnikova O.M. Functional organization of different brain areas during convergent and divergent thinking: an EEG investigation // Cognitive brain research. 2000. V. 10.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2198
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 14
Скачиваний
Всего: 749
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 4