Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 123Рубрики 53Авторы 9570Новости 1883Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Психологическая наука и образование - №4 (56) / 2009 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

SCImago Journal & Country Rank

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Образование одаренных – государственная проблема 1093

|

Рубцов В.В.
доктор психологических наук, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587
e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Марголис А.А.
кандидат психологических наук, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122
e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Ушаков Д.В.
доктор психологических наук, руководитель Научно-образовательного центра социальных компетенций и интеллекта, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: dv.ushakov@gmail.com

Журавлев А.Л.
доктор психологических наук, академик РАН, профессор, научный руководитель, Институт психологии Российской академии наук (ФГБУН ИП РАН), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2502-10899
e-mail: alzhuravlev2018@yandex.ru

Полный текст

Способности людей выступают в качестве главного ресурса государств в современном мире, где основой конкурентоспособности стала высокотехнологичная, построенная на знаниях экономика. Этот факт констатируется на самом высоком уровне. В послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 г. Президент РФ Д.А.Медведев сказал: «интеллектуальная энергия, творческая сила [людей] – это главное богатство нации и основной ресурс прогрессивного развития. Нам нужно организовать масштабный и системный поиск талантов и в России, и за рубежом. Вести, я бы сказал, настоящую ''охоту за головами''. Содействовать приходу молодых одаренных людей в фундаментальную и прикладную науку» [2].

Целесообразность государственных программ поддержки одаренной молодежи обосновывается экономическими, социальными и гуманистическими аргументами.

В экономическом плане современные междисциплинарные психолого-эко-номические модели позволяют численно оценить прирост валового продукта в результате развития интеллекта в стране, о чем ниже идет речь в статьях Д.В. Ушакова и А.Г. Лобанова, а также британского профессора Р. Линна. Те дополнительные 7–9% ВНП, которые, согласно этим оценкам, дает культивирование талантов в стране, означают многие миллиарды руб-лей в годовом исчислении в масштабах Российской Федерации. Таким образом, все разумные расходы на программы поддержки одаренной молодежи многократно окупаются экономической отдачей от них.

В социальном плане общепризнано, что образование одаренных детей – это важнейший компонент системы «социальных лифтов». В свое время социолог и экономист В. Парето развил теорию «круговращения элит», согласно которой для поддержания устойчивости общество должно создать условия попадания в элиту наиболее талантливым из своих членов [1]. Если этого не происходит, то скопившаяся нереализованная в позитивном русле энергия приводит к дестабилизации общества. Этот аргумент особенно значим в отношении развития программ для одаренных представителей миноритарных групп, которые имеют меньше возможностей проявить свои способности и рассматриваются как потенциальные источники дестабилизации.

Наконец, с гуманистической позиции программы для одаренной молодежи выступают как важное средство самореализации личности, вступающей в жизнь.

Изменение географии работы с одаренными детьми на протяжении последнего полувека хорошо иллюстрирует тот факт, что пристальное внимание к образованию одаренных и талантливых детей – показатель страны с большими амбициями, обращенными в будущее. В середине прошлого столетия лидерами по образовательной работе с одаренными детьми стали две сверхдержавы, страны, напрягавшие силы для острой конкурентной борьбы на международной арене. В 1960-е гг. параллельно в СССР и США на государственном уровне были приняты крупные программы по поддержке одаренных. 

В сегодняшнем мире, более тяготеющем к многополярности, география программ с одаренными детьми намного расширилась. При неизменном лидерстве США такие страны, как Китай, Южно-азиатские «Малые драконы», Бразилия, Саудовская Аравия, развернули широкую деятельность в этом направлении. Не остается в стороне от общей тенденции и Европа. Так, в 1994 г. Совет Европы принял Рекомендацию 1248, где, в частности, говорится, что «не работать с одаренной молодежью означает транжирить ресурсы». Сегодня в большинстве стран Западной Европы существуют государственные, системные программы поддержки одаренной и талантливой молодежи, направленные как на привлечение их ресурсов для увеличения научно-технической и технологической конкурентоспособности, так и на поддержание социальной стабильности.

На этом фоне приходится с сожалением констатировать, что работа с одаренными детьми в нашей стране ведется на старых запасах. Функционирует заложенная в советское время система олимпиад. Работают три из четырех созданных в 1960-е гг.

СУНЦов – московский, санкт-петербургский и новосибирский (четвертый, киевский, теперь находится на территории Украины). Существуют отдельные замечательные образовательные учреждения для одаренных детей, такие как школы №57, №2, «Интеллектуал», «Созвездие», «Лига школ» в Москве, школа №239 в Санкт-Петербурге, №17 в Челябинске и ряд других.

Оценим, однако, насколько удовлетворительны масштабы этой работы. Сегодня принятый в мире охват программ для одаренных составляет от 2 до 10% населения. Совокупное число выпускников школ для одаренных в нашей стране вместе с победителями олимпиад высокого уровня (которые за редким исключением являются учениками тех же школ) немного превышает 1000 человек в год на общем фоне более 1 млн. выпускников по стране. Это означает, что объем охвата программами для одаренных у нас составляет около 0,1%, что на порядок, а то и на два порядка ниже существующей потребности.

Проблема, однако, не ограничивается недостаточностью масштабов работы, она заключается еще и в отсутствии системности.

Прежде всего необходимо констатировать, что большая часть одаренных детей остается не выявленной, поскольку используемые методы не позволяют выявлять скрытой одаренности. Олимпиады и конкурсы выделяют учащихся, которые уже достигли успехов в той или иной академической дисциплине. Эти формы, однако, не позволяют обнаружить детей, одаренность которых пока не проявилась в академических достижениях, в том числе и потому, что образовательная среда в образовательных учреждениях, где они учатся, не ориентирована на их поддержку. В результате деятельность сводится к работе с теми детьми, одаренность которых очевидна, кто благодаря своим возможностям или же благоприятной среде, в основном – семейной, сумел проявить себя. В то же время подлинно системная работа заключается не только в сборе готового урожая в рамках различного уровня олимпиад, но и в создании возможности максимально широкого проявления талантов, во взращивании их.

Однако даже признание одаренности ребенка или подростка в виде награды, полученной на олимпиаде высокого уровня, приводит к реальным переменам в образовательных возможностях лишь для очень немногих детей – как правило, только для учащихся 11-х классов в плане их поступления в вузы. Выявление одаренности оказывается, таким образом, оторванным от развивающей работы с ней.

Еще одной проблемой является «нестыковка» программ обучения в специализированной физико-математической школе и последующего обучения в вузе. Специальные школы дают подготовку на уровне первого, а то и второго курса университета, в результате чего окончившие их одаренные молодые люди в начале вузовского обучения могут почти не трудиться, за что нередко расплачиваются, когда в дальнейшем неожиданно обнаруживается, что школьных запасов не хватает.

Наконец, после вуза, в начале профессионализации одаренная молодежь не получает специальной институциональной поддержки в период ранней профессионализации. В то же время Президент РФ Д.А. Медведев в упомянутом выше Послании Федеральному Собранию поставил задачу по поддержке талантов на протяжении длительного периода: «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности». Все сказанное  означает, что различные элементы работы с одаренной молодежью плохо стыкуются между собой. Выявление одаренности оторвано от ее развития, различные этапы образовательной траектории для одаренных не стыкуются между собой, эта траектория не доведена до момента творческого вступления в профессию.

Таким образом, на сегодняшний день в нашей стране требуют немедленного и эффективного решения две важнейших задачи. Во-первых – расширить масштабы работы с одаренной молодежью более чем на порядок. Во-вторых, организовать от дельные разрозненные звенья этой работы во взаимосвязанную систему, создающую условия для выявления разнообразных видов одаренности и предоставляющую адекватные образовательные возможности вплоть до продуктивного включения одаренного человека в профессию.

Исходя из этого, можно наметить систему приоритетных направлений в развитии системы образования одаренной молодежи в стране. Прежде всего необходимо создать целостную систему выявления одаренных детей, включающую комплексные и вариативные методы поиска, которые позволят определить разные типы одаренности, в том числе и не проявившихся в учебных достижениях. В этих целях существующие формы выявления одаренных детей, такие как олимпиады, конкурсы, летние школы, должны быть дополнены формами обнаружения скрытой одаренности, в частности с использованием современных психодиагностических методов.

Далее следует создать альтернативную образовательную реальность для одаренных, т.е. выстроить план обучения, адекватный их возможностям и потребностям, вариативную систему образовательных маршрутов. Эта система предполагает создание школ высокого уровня, обладающих самыми современными технологиями работы с одаренными детьми. Должны быть также реализованы возможности создания специальных образовательных траекторий для одаренных в обычных школах. Необходимо всемерно развивать дистанционное образование для одаренных детей и подростков и повысить роль дополнительного образования в этой сфере, для чего требуется усовершенствовать положенную в его основу идеологию. Следует признать, что дополнительное образование служит не только для усвоения предметов, не входящих в школьную программу, как это делается сегодня, но и для работы по школьному предметному материалу на более высоком уровне.

В некоторых случаях детям должны предоставляться специальные гранты, направляемые целевым образом на создание для них необходимых образовательных возможностей (приобретение оборудования, программного обеспечения, материалов или обучение в том или ином учреждении по тем или иным программам).

Принятие решений об образовательных маршрутах для одаренных детей должно производиться с опорой на современные стратегии развития одаренности, разработанные с учетом мотивационных и когнитивных особенностей этой группы учеников, о чем ниже идет речь в статье В.С. Юркевич. Работа по выявлению разных категорий одаренных детей, с одной стороны, и созданию для них адекватных траекторий развития, с другой, станет в достаточной степени эффективной только тогда, когда приобретет системный характер. Это означает, что одаренность, выявленная у ребенка в результате тех или иных мероприятий, должна быть основанием для выбора им и его родителями при консультативной поддержке высококвалифицированных специалистов адекватного образовательного маршрута как комбинации возможностей, предоставленных школой, а также дополнительным образованием.

Проектируемые образовательные мар-шруты для одаренных людей не должны завершаться в момент окончания средней школы. Это означает, что должна существовать система согласованных «стыковок» между программами для одаренных средней и высшей школы, что позволит выпускникам школ без потери времени на повторение уже пройденного включиться в процесс профессионализации. Необходимо добиться также достижения ключевой цели – обеспечения творческой реализации одаренности в общественно важных сферах науки, бизнеса и государственного управления, спорта, культуры. Только в тот момент, когда одаренный человек стал творческим профессионалом, приобрел возможность реализовать свой потенциал и вносить вклад в культуру, науку, экономику страны, миссия программы по развитию одаренности может считаться в отношении него выполненной. Необходимо сопровождение молодых профессионалов, в том числе в виде коучинга или психологической помощи, помогающее им найти свое место в период начала самостоятельной работы, получив тем самым доступ к системе «социальных лифтов».

Как выбор образовательного маршрута ребенком, так и дальнейшее движение вплоть до профессиональной самореализации должны проходить при высококвалифицированном социально-психологическом сопровождении. Признание необходимости такого сопровождения означает констатацию того, что даже высокоодаренный человек не представляет собой машину по переработке информации, а зависит от множества личностных мотивационных и личностных факторов, работа с которыми является условием успеха образовательного процесса.

Для воплощения в жизнь вышеприведенные принципы должны быть переведены в программу практических мер, которая требует системности и, одновременно, сосредоточения на ограниченном количестве прорывных направлений. Ниже рассмотрим наиболее существенные организационные задачи, которые проистекают из изложенных выше принципов.

Важнейшей мерой по обеспечению адекватных образовательных траекторий для одаренных детей является создание сети школ, обеспечивающих работу с одаренными детьми на наиболее высоком современном уровне, в различных регионах страны. Амбициозной, но реальной целью является доведение числа выпускников школ для одаренных детей к 2020 г. до 6–8 тыс. человек в год. Эта мера позволит увеличить масштаб работы с одаренными детьми в несколько раз. Проектирование и разворачивание масштабной сети современных школ для одаренных учащихся представляет собой комплексную социальную технологию, которая должна основываться на следующих принципах.

Принцип модельного использования ресурсов, позволяющий тиражировать накопленный российским образованием опыт, реализуется путем привлечения в качестве моделей для создания новых школ того лучшего, что уже существует. Таким образом, запускается механизм выявления и внедрения инновационного опыта как инструмент развития и модернизации системы образо вания одаренных детей в стране.

Принцип единства науки и практики реализуется как через использование научных психологических наработок в организации модельных школ, так и через привлечение научных кадров к преподаванию в создаваемых школах. Участие в образовании одаренных детей творческих специалистов, параллельно работающих на переднем крае науки, а по возможности в бизнесе и государственном управлении, является ключевым.

В соответствии с принципом вариативности, создаваемая система должна включать несколько вариантов школ для одаренных детей, выбираемых в зависимости от местных потребностей и ресурсов: школы-интернаты, многопрофильные и однопрофильные (с разным профилем) лицеи, школы полной линейки. При ряде таких образовательных учреждений должны быть созданы группы раннего развития, позволяющие работать с одаренными дошкольниками. На их базе также должна быть развернута сеть вечерних школ, что резко изменит ситуацию с выявлением способностей и с их развитием.

Согласно принципу региональности, в каждом субъекте Российской Федерации должно быть создано не менее одного такого учреждения, поскольку эти школы, кроме проведения непосредственной образовательной работы с одаренными детьми, смогут выполнять функцию ресурсных центров в своих регионах.

В соответствии с принципом многоуровневости работа со школами включает ряд ступеней, различающихся глубиной и охватом. Кроме наиболее глубокого уровня организации обучения одаренных учащихся в специализированных школах, такая работа должна быть организована также на других «этажах». В частности, это касается такой ступени, как подготовка коллективов обычных школ.

Другое важнейшее направление состоит в совершенствовании системы работы в массовой общеобразовательной школе. Основные принципы, обеспечивающие эффективность работы с одаренными деть ми в массовой школе (такие как индивидуализация образовательной траектории, формирование компетентности педагогов и психологов в сфере работы с разными группами детей, оценки деятельности образовательных учреждений с учетом работы с различными категориями детей и многое другое) должны быть заложены уже в фундаменте образовательной системы, т.е. на уровне государственных образовательных стандартов.

Основную нагрузку по реализации такой программы будут нести педагоги и психологи-практики. Следовательно, фор-
мирование у них необходимых компетентностей составляет важнейшую часть программы их подготовки. Решение этой задачи предполагает деятельность на нескольких уровнях.

Во-первых, следует ввести подготовку бакалавров и магистров психолого-педагогического профиля по специальности «Обучение одаренных детей», что позволит в достаточно массовом порядке обеспечить работу кадрами.

Во-вторых, необходимы программы повышения квалификации по теме одаренности.

В-третьих, необходимо создать в стране сеть педагогов, ведущих на высоком уровне и с реальными результатами работу с одаренными детьми, что предполагает предоставление им возможности повышения квалификации, приобщения к самым современным методам и технологиям выявления и поддержки одаренности.

Успешная работа по развитию одаренности должна становиться для самих педагогов «социальным лифтом», который позволяет реализовать инновационные педагогические, а также и научно-исследовательские возможности.

Наконец, эффективная работа с одаренными детьми в массовой школе должна опираться на эффективную научно-методическую поддержку, в особенности  – на научно обоснованную и технологически проработанную модель работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе, предоставляющую конкретные и вместе с тем вариативные стратегии по выявлению одаренных в общеобразовательной школе, работе с ними в классе, их психологическому сопровождению, мотивационному развитию и т.д. Ее создание  – основная задача Национального ресурсного центра, речь о котором пойдет ниже.

Для одаренной молодежи должна быть создана и активно включена в разработку индивидуальных образовательных траекторий система дистанционного образования. Последняя позволит, с одной стороны, привлечь высококвалифицированных специалистов к работе с одаренными детьми из самых отдаленных частей страны и тем самым несколько стереть неизбежные географические различия предоставляемых образовательных услуг, а с другой – добиться повышенной индивидуализации обучения одаренных детей за счет сочетания наиболее оптимальных элементов из очной и заочной форм обучения.

Комплекс мероприятий необходимо осуществить и для обеспечения как перехода от школы для одаренных к вузу, так и от вуза к началу профессиональной деятельности. В нормативном плане для одаренной молодежи должна быть отработана модель связки «школа-университет-профессиональная деятельность». Также следует создать Центр карьеры в сфере науки, бизнеса, государственной службы, который будет оказывать необходимую помощь, включая как коучинг, так и психологическое консультирование, в начале карьеры одаренным молодым профессионалам нашей страны и соотечественникам из ближнего зарубежья. Необходимо привлечь к участию в подобной программе Российский союз промышленников и предпринимателей, Российскую академию наук, Российскую академию образования, кадровые агентства, другие заинтересованные организации.

Как отмечалось выше, системность работы должна быть обеспечена созданием Национального ресурсного центра развития одаренности и интеллектуального потенциала нации, в задачи которого входит объединение распыленных сегодня науч ных, методических и практических ресурсов и концентрация деятельности на решении важнейших задач государственного масштаба. К работе этого Центра необходимо привлечь профильные организации Российской академии наук и Российской академии образования, высшей школы, лучшие общеобразовательные школы и структуры дополнительного образования. Национальный ресурсный центр должен обеспечивать эффективную трансляцию коллективам и отдельным специалистам, развивающим новые программы в сфере одаренности, накопленного научными и педагогическими учреждениями опыта. Он будет также координировать деятельность ведущих ученых по разработке наиболее существенных, прорывных технологий в образовании одаренных. Центр также должен создать и поддерживать «Реестр талантов России», содержащий информацию о результатах комплекса мероприятий по выявлению одаренности – олимпиад разных уровней, различных конкурсов, объединенных в национальную сеть конференций исследовательских работ, психодиагностических исследований, экзаменов и т.д. Реестр также содержит информацию о всем многообразии образовательных возможностей для одаренной молодежи и служит, таким образом, базой выработки адекватных для нее образовательных маршрутов. Такой центр должен стать  местом, где будут создаваться дистанционные программы обучения для одаренных.

Инфраструктура работы с одаренной молодежью в большой степени основывается на ее научном обеспечении. В этом плане следует в приоритетном порядке развить следующие направления:

  • разработка Российской национальной модели развития одаренности и интеллектуального потенциала нации;
  • проведение мониторинга интеллектуального потенциала регионов России;
  • разработка региональных моделей работы с талантливой молодежью.

Эти приоритетные направления должны быть подкреплены всей палитрой экспериментальных, теоретико-методологических, научно-методических и практических исследований в сфере одаренности, в том числе проведением прорывных исследований структуры и функционирования одаренного мозга, высокотехнологичных методов выявления и диагностики одаренности, механизмов ее формирования и развития.

Серьезный прорыв в работе с талантливой молодежью невозможен без законодательного и нормативного сопровождения. В законодательном плане, прежде всего, необходимо закрепление понимания равенства прав в системе образования как признания индивидуальных различий. Подлинное равенство заключается в создании равных возможностей доступа всех групп обучающихся к подходящим для них условиям образования, а не в усреднении возможностей для всех. Должны быть признаны равные права всех групп учащихся –инвалидов, детей с ограниченными возможностями, высокомотивированных, талантливых в науке, спорте, искусстве – в доступе к образованию, приспособленному к их нуждам. Это признание является необходимым условием успешного осуществления практической работы по индивидуализации образования, что составляет основу работы со всеми особыми группами детей. Оно также совпадает с европейскими документами, в частности с Рекомендацией 1248, принятой Советом Европы в 1994 г.

Необходимо четко признать, что работа по образованию одаренной молодежи не имеет ничего общего с элитаризмом. Она является частью деятельности по индивидуализации образования, позволяющей предоставить различным группам детей адекватные образовательные условия. Равенство образовательных возможностей заключается не во «втискивании» всех учащихся в одинаковые условия, а в предоставлении всем равно адекватных возможностей. Если воспользоваться сравнением, это подобно тому, как равенство людей заключается не в том, что все носят обувь одного размера, а в том, что каждый носит тот размер обуви, который в наибольшей степени подходит ему. Продолжая эту аналогию, можно сказать, что ношение обуви пятидесятого размера не является привилегией, оно представляет необходимость для очень крупного человека, но не только излишне, а и весьма обременительно для большинства современных людей. Подобно этому, и образование, рассчитанное на одаренных, неадекватно для большинства учащихся хотя бы потому, что оно предполагает очень высокий уровень сложности, что сегодня –  во времена учебных перегрузок – является для большинства детей разрушительным. Это образование учитывает особенности мотивации и развития личности данной специфической группы, что также делает его неоптимальным для других детей. Таким образом, речь не может идти о создании лучших условий для одаренных, а лишь о создании для них того, что адекватно их образовательным запросам.

Эту достаточно очевидную констатацию, однако, не всегда просто переводить в план конкретных норм. В частности, ясно, что нормальное существование ныне действующих учебных заведений для одаренных детей, не говоря уж о создании новых, предполагает конкурсный отбор учащихся, а не набор по признаку территориальной близости места жительства. Однако ряд принятых нормативных актов, преследующих вполне понятную антикоррупционную цель, превращает последний вариант набора в безиск-лючительный и единственно возможный, что грозит поставить крест и на тех формах работы с одаренными детьми, которые более-менее успешно развиваются.

Энергичная реализация обозначенной системы мер, несомненно, позволит вновь вывести Российскую Федерацию на передовые рубежи в мире по работе с одаренностью. Следует подчеркнуть, что наша страна при всех отмеченных выше недостатках в развитии системы работы с одаренными детьми по-прежнему обладает мощными научными, научно-методическими ресурсами и практическим опытом для развития этой системы. Богатейший опыт лучших школ, научных кружков, олимпиад сочетается с идейным и кадровым потенциалом и наработками школ, заложенных исследованиями в сфере одаренности, осуществленными Н.С. Лейтесом и А.М. Матюшкиным, а в сфере творчества – Я.А. Пономаревым.

К большому сожалению, целенаправленная деятельность по созданию системы поддержки одаренной молодежи пока не проводится ни на федеральном, ни на региональном уровнях. Федеральная целевая программа «Одаренные дети» в рамках Президентской программы «Дети России» прекратила свое существование. В рамках ФЦПРО в последние годы проблематика работы с одаренными детьми была представлена лишь 2–3 небольшими проектами в год, причем их тематика выглядит несистемной и фрагментарной.

Проведенный анализ показывает, что ситуация не лучше и на региональном уровне. В Центре исследования и развития одаренности была проанализирована информация о мероприятиях по поддержке одаренной молодежи в 40 субъектах Российской Федерации в рамках программ развития образования, представленных на сайте ФЦПРО (www.fcpro.ru). Эта работа выявила достаточно безрадостную картину. Так, в программе Санкт-Петербурга не предусмотрено никаких мероприятий, лишь в разделе, посвященном предпосылкам программы, присутствует фраза о «поддержке наиболее талантливых и одаренных». Не содержат никаких упоминаний о выделенной нами проблеме и программы значительного числа крупных регионов – Архангельской, Камчатской, Кировской, Костромской, Магаданской, Мурманской, Псковской, Рязанской, Самарской, Свердловской, Тамбовской, Ярославской областей, Республик Адыгея, Дагестан, Коми, Мордовия, Ненецкого АО, Краснодарского и Хабаровского краев. В большинстве программ, где данная проблема упоминается, дело сводится к проведению олимпиад и конкурсов, а также поддержке в виде стипендий и грантов. Ниже приводятся цифры отношения финансирования программ для одаренных к общим объемам представленных программ развития образования.

  • Агинский Бурятский АО – 10,1%,
  • Калининградская область – 1,33%,
  • Калужская область – 7,97%,
  • Красноярский край – 4,494%,
  • Липецкая область – 2,35%,
  • Московская область – 2,09%,
  • Республика Алтай – 1,33%,
  • Республика Бурятия – 1,37%, 
  • Республика Чувашия – 8,74%,
  • Смоленская область – 0,002%,
  • Ставропольский край – 0,76%,
  • Таймырский АО – 5,99%,
  • Тюменская область – 0,014%,
  • Ямало-Ненецкий АО – 0,383%.

Итак, лишь в 4 субъектах РФ из 40 доля финансирования программ для одаренных в общем объеме программ развития образования превышает 5%, лишь в 10 она превышает 1%. Можно сделать вывод, что и на региональном уровне работа по поддержке одаренной молодежи ведется крайне слабо. Очевидно, что ситуацию необходимо срочно и радикально менять.

В этом контексте в Центре исследования и развития одаренности МГППУ при поддержке Института психологии РАН и Психологического института РАО на основании изложенных выше принципов разработан проект государственной программы. В качестве отклика на Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ этот проект в конце 2008 г. был представлен в Министерство образования и науки РФ совместно с Общественной палатой РФ, МГППУ, ИП РАН и ПИ РАО. Мы надеемся, что работа по созданию адекватной государственной программы будет вестись в активном режиме.

В заключение – еще об одном аспекте обсуждаемой проблемы:

Может ли наша страна сегодня, в условиях экономического кризиса позволить себе проведение масштабных программ с одаренными детьми?

Является ли это финансово обоснованным?

Исследования показывают, что не только может, но и должна, если она ставит цель быть экономически успешным и конкурентоспособным государством. Как отмечалось в начале статьи, психолого-экономические модели неоспоримо свидетельствуют о высокой экономической окупаемости программ для одаренных детей. Дело, следовательно, за нашей волей и желанием решать реальные проблемы. Образование одаренной молодежи является делом государственного масштаба, и именно поэтому данной проблеме посвящен специальный тематический выпуск нашего журнала.

 

 

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Парето В. Компендиум по общей социологии. М., 2007.
  2. Послание Президента России Федеральному Собранию 5 ноября 2008 г. // kremlin.
    ru/appears/2008/11/05/1349_type63372type63374type63381type82634_208749.shtml
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика