Психологическая наука и образование
2010. Том 15. № 3. С. 62–70
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Структура и варианты сюжетной игры дошкольника
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: игра, сюжетная игра, мнимая ситуация, структура игры, предметный план игры, пространство и время игры, взаимодействие партнеров, позиция играющего, ролевая игра, режиссерская игра, событийная игра
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ
Для цитаты: Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 3. С. 62–70.
Фрагмент статьи
В соответствии с позициями культурно-исторической теории и теории деятельности, игра рассматривается как ведущая деятельность дошкольника. Именно в ней складываются и наиболее эф фективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, произвольность, самосознание, потребностно-мотивационная сфера ребенка и пр. В современной педагогике значение игры ни в коем случае не отрицается, однако часто рассматривается как чисто дидактическое. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков и пр. Однако узко дидактическое значение игры весьма ограничено. Это далеко не лучшее средство обучения. Конечно, можно использовать игру только в дидактических целях, но при этом ее главные, специфические функции отходят на второй план или совсем вытесняются. Игра – это ни в коем случае не упражнение в какой-то частной функции. Это форма жизни дошкольника, главное средство его развития и формирования специфически человеческих способностей.
Ценность игры для детского развития подчеркивается практически всеми – не только психологами, но и педагогами и юристами. Во многих программах дошкольного воспитания этот термин присутствует в различных вариантах («игровая форма», «игровые средства», «игровые технологии») и пронизывает все разделы. Создание условий для игровой деятельности выдвигается как первостепенная задача ДОУ. В Конвенции о правах ребенка наряду с другими жизненно важными правами постулируется право ребенка на игру.
<...>
Литература
- Берлянд И. Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992.
- Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М., 2004.
- Короткова Н. А., Кириллов И. Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1997. № 6.
- Пивненко Т. В. Психологические границы Я в игре детей, не принимаемых сверстниками. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2008.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
- Эльконинова Л. И. О работах, продолжающих традицию Д. Б. Эльконина на кафедре возрастной психологии // Московская психологическая школа. История и современность. Т. 4 / Под общ. ред. В. В. Рубцова. М., 2007.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5557
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 12
Скачиваний
Всего: 8180
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 15