Памяти профессора А. И. Петровой

424

Общая информация

Рубрика издания: Юбилейные даты

Тип материала: эссе

Для цитаты: Старостина Л.Д. Памяти профессора А. И. Петровой // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 2. С. 97–99.

Фрагмент статьи

С глубоким прискорбием сообщаем о том, что 30 декабря 2012 года на 64-м году жизни скоропостижно скончалась Антонина Ивановна Петрова, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания математики Института математики и информатики Северо-Восточного федерального университета (г. Якутск), отличник образования и почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Заслуженный учитель Республики Саха (Якутия).

Антонина Ивановна Петрова по окончании физико-математического факультета Якутского госуниверситета в 1971 году начала свою трудовую деятельность как учитель сельской школы, успешно проработав в этой должности более десяти лет. Высокопрофессионального и методически подкованного педагога, чьи ученики становились призерами и победителями математических олимпиад, в 1983 году пригласили работать на родной факультет. С этого момента у Антонины Ивановны началась новая страница жизни – научно-педагогическая деятельность, определившая ее судьбу как талантливого лектора, кропотливого исследователя, пропагандиста передовых научных идей.

В 1992 году она успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: «Пути совершенствования преподавания курса математики в 5–6 классах якутской школы» по специальности 13.00.02 (теория и методика обучения и воспитания (математика)) в специализированном Совете при Московском педагогическом государственном университете. Продолжая исследовательскую деятельность, Антонина Ивановна в 2004 году защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора наук на тему «Формирование системы двуязычного образования: история, теория, опыт (на примере математического образования в Республике Саха (Якутия)) по двум специальностям: 13.00.02

(теория и методика обучения и воспитания (математика)) и 13.00.01 (общая педагогика, история педагогики и образования). Ее работу высоко оценили специалисты по математическому образованию: Ю.М. Колягин, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, профессор (Институт общего образования Министерства образования РФ); Г.Л. Луканкин, член-корреспондент РАО, Заслуженный деятель науки РФ, академик МАН ВШ, АН ВШ России, МПА, АП и СН, доктор педагогических наук, профессор (Московский государственный областной университет); О.А. Санина, доктор педагогических наук, профессор (Елецкий государственный университет) и др.

Профессор А.И. Петрова совместно с кафедрой теории и методики обучения математике Mосковского педагогического государственного университета участвовала в разработке актуальной темы «Совершенствование преподавания математики в школе и вузе», руководила работой научно-методических семинаров кафедры, разработала учебнометодический комплекс регионального стандарта по образовательной области «Математика» в республике Саха (Якутия), участвовала в экспертизе диссертационных работ, приеме кандидатских минимумов по теории и методике обучения математике, выступала официальным оппонентом кандидатских и докторских диссертаций.

Полный текст

С глубоким прискорбием сообщаем о том, что 30 декабря 2012 года на 64-м году жизни скоропостижно скончалась Антонина Ивановна Петрова, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания математики Института математики и информатики Северо-Восточного федерального университета (г. Якутск), отличник образования и почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Заслуженный учитель Республики Саха (Якутия).

Антонина Ивановна Петрова по окончании физико-математического факультета Якутского госуниверситета в 1971 году начала свою трудовую деятельность как учитель сельской школы, успешно проработав в этой должности более десяти лет. Высокопрофессионального и методически подкованного педагога, чьи ученики становились призерами и победителями математических олимпиад, в 1983 году пригласили работать на родной факультет. С этого момента у Антонины Ивановны началась новая страница жизни – научно-педагогическая деятельность, определившая ее судьбу как талантливого лектора, кропотливого исследователя, пропагандиста передовых научных идей.

В 1992 году она успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: «Пути совершенствования преподавания курса математики в 5–6 классах якутской школы» по специальности 13.00.02 (теория и методика обучения и воспитания (математика)) в специализированном Совете при Московском педагогическом государственном университете. Продолжая исследовательскую деятельность, Антонина Ивановна в 2004 году защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора наук на тему «Формирование системы двуязычного образования: история, теория, опыт (на примере математического образования в Республике Саха (Якутия)) по двум специальностям: 13.00.02

(теория и методика обучения и воспитания (математика)) и 13.00.01 (общая педагогика, история педагогики и образования). Ее работу высоко оценили специалисты по математическому образованию: Ю.М. Колягин, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, профессор (Институт общего образования Министерства образования РФ); Г.Л. Луканкин, член-корреспондент РАО, Заслуженный деятель науки РФ, академик МАН ВШ, АН ВШ России, МПА, АП и СН, доктор педагогических наук, профессор (Московский государственный областной университет); О.А. Санина, доктор педагогических наук, профессор (Елецкий государственный университет) и др.

Профессор А.И. Петрова совместно с кафедрой теории и методики обучения математике Mосковского педагогического государственного университета участвовала в разработке актуальной темы «Совершенствование преподавания математики в школе и вузе», руководила работой научно-методических семинаров кафедры, разработала учебнометодический комплекс регионального стандарта по образовательной области «Математика» в республике Саха (Якутия), участвовала в экспертизе диссертационных работ, приеме кандидатских минимумов по теории и методике обучения математике, выступала официальным оппонентом кандидатских и докторских диссертаций.

Под научным руководством доктора педагогических наук, профессора А.И. Петровой с 1996 года ежегодно проводились научно-методические конференции учителейисследователей Республики Саха (Якутия), посвященные памяти Народного учителя СССР Михаила Андреевича Алексеева, основателя первой в республике школы с углубленным изучением основ физики и математики, инициатора и вдохновителя физикоматематического движения, реформатора физико-математического образования, инноватора профильного обучения 60-х годов прошлого столетия. Программа «Алексеевских чтений» включает широкий спектр самых разных вопросов: учителя, занимающиеся научными исследованиями, знакомят коллег с методическими разработками, делятся опытом исследовательской работы и результатами педагогического эксперимента. На основе концептуальных идей и положений профессора А. И. Петровой формировалась целая научная школа педагогов республики, среди которых есть защитившие кандидатские диссертации и развивающие свои направления исследовательской деятельности.

На протяжении всей своей жизни профессор Петрова вела активную, плодотворную научную и общественную деятельность. Именно ею было «пробито окно» в большое будущее для якутских детей и молодежи независимо от того, в какой школе они учатся, в каком улусе проживают. Всем сердцем и душою Антонина Ивановна болела за свой народ, за его будущее, оставаясь простой и доступной для сельских учителей математики. Иначе и не могло быть, так как она являлась продолжателем учительской династии Петровых и благодарной ученицей Народного учителя СССР М. А. Алексеева. Так, с ее участием впервые была открыта специальная рубрика «Дьогур» (в переводе с якутского означает «развитие талантов и способностей») в республиканских газетах для детей и юношества «Кэскил» и «Юность Севера», которая сыграла очень важную роль в привлечении интереса детей к математике как очень занимательной науке. Самое интересное в этом было то, что она – человек занятой и важный в университете, находила время и желание переписываться со школьниками из разных уголков большой республики. Многие, кому посчастливилось быть зачисленными в республиканский лицей-интернат для одаренных детей, прошли именно через школу «Дьогур».

Обладая тонким чувством юмора, удивительным человеческим обаянием и высокой культурой, Антонина Ивановна умела сплачивать вокруг себя людей самых разных возрастов и интересов. Ее организаторский талант и особая методичность помогали добиваться положительного решения вопросов, какими бы они трудными и сложными ни казались. Это относится и к проблеме необходимости перевода на родной язык учебников по математике, алгебре, геометрии, а также создания двуязычного словаря математических терминов. Самой большой победой Антонины Ивановны и ее единомышленников можно считать открытие классов с якутским языком обучения, когда чиновники образования были убеждены в невозможности обучения научных дисциплин на родном языке. Профессор А. И. Петрова была твердо убеждена, что будущее поколение, тем более интеллигенция, должна знать и уважать свою родную речь, культуру, историю.

Благодаря дипломатическому и организаторскому талантам Антонины Ивановны Петровой Республика Саха (Якутия) «возвела мосты» долгосрочного сотрудничества с научными центрами и общественными организациями России и зарубежья. Так, с 2008 года установилась крепкая связь между СевероВосточным федеральным университетом, Министерством образования РС(Я) и Международным интеллект-клубом «Глюон» (президент – профессор В.В. Альминдеров), благодаря чему одаренные школьники и студенты получили возможность участвовать в олимпиадах и конференциях международного уровня, знакомиться с жизнью и культурой других стран и народов.

Антонина Ивановна Петрова первой из числа ученых обратилась к проблеме билингвизма в развитии математического мышления детей из национальных школ. Реализуя свой научный и организаторский потенциал, Антонина Ивановна устанавливает тесную профессиональную связь с профессором Жозеф Пот, специалистом по образованию Сектора образования ЮНЕСКО по вопросам изучения проблем билингвального образования в зарубежных странах. Ее научные доклады, посвященные билингвальному математическому образованию, непременно вызывали интерес у широкого круга специалистов и публиковались во всероссийских, международных научных журналах и научно-методических изданиях.

Активно работая над различными проблемами педагогики, профессор Петрова подготовила и опубликовала свыше 140 научных трудов, 3 учебных пособия с грифом УМО МНиО РФ, 12 учебников и учебнометодических пособий, рекомендованных Министерством образования РФ и РС(Я) для внедрения в процесс обучения математике в школах Республики Саха (Якутия), а также спецкурсов для студентов математического факультета СВФУ.

Высоко оценили научный вклад профессора А.И. Петровой ее коллеги из Германии (Магдебургский университет Отто фон Гюрике), Франции (ЮНЕСКО), Москвы (МГУ, МПГУ, РУДН), республик Башкортостан, Татарстан и Чувашия. Ни одно научное мероприятие, посвященное математическому образованию, проблемам двуязычия, национально-региональному компоненту в образовании, не проходило без участия профессора А.И. Петровой, где она выступала авторитетным лицом программного комитета (председателем, заместителем председателя, руководителем секций), членом редколлегии, выступала с пленарными докладами как «основная сила», необходимая для пропаганды билингвального образования.

Высокую оценку и благодарность коллег и соратников получили ее научные монографии, изданные в России и за рубежом: «Теоретические основы функционирования системы двуязычного математического образования» (2003), «Становление и развитие системы двуязычного образования: история, теория, опыт, перспективы (на примере математического образования в Республике Саха (Якутия) (2004), «Педагогическая парадигма Народного Учителя» (2007), «Фольклорные и краеведческие математические задачи народов России» (2012), «Математические задачи народа Саха» (2012).

Как истинный патриот и просветитель профессор А.И. Петрова находила единомышленников среди научной интеллигенции России, знакомство с которыми вскоре превращалось в настоящую дружбу – и рождался новый совместный проект. Так, до последних дней жизни Антонина Ивановна активно сотрудничала с коллегами – профессорами Н.И. Мерлиной, А.В. Мерлиным (г. Чебоксары), профессором Н.К. Туктамышевым (г. Казань), кандидатом физико-математических наук, доцентом Л.Л. Салеховой (г. Казань) и др. Их совместный труд – учебное пособие «Фольклорные и краеведческие математические задачи народов России» был удостоен Диплома лауреата Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2011 года, вручение которого состоялось 17 сентября 2012 года во время работы международной конференции «Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире» в рамках Всероссийской недели вузовской науки (Международный инновационный университет, г. Сочи).

Для простых граждан республики Антонина Ивановна Петрова запомнится как ученый, неравнодушный к судьбам детей и их родителей, борец за их конституционное право «говорить и учиться на родном языке». Еще в 1995 году с ее активным участием было создано общественное объединение родителей «Айылгы», являющееся на сегодня одной из самых серьезных организаций, просветительская деятельность которой аккумулирована в систематических семинарах и конференциях «Тыл. Ой. Билии» («Язык. Интеллект. Знание»). С 2001 года при содействии профессора А.И. Петровой в образовательных учреждениях столицы республики начали открываться дошкольные группы и классы с родным языком обучения, развивались национальные гимназии.

Антонина Ивановна Петрова останется в памяти друзей и близких, благодарных учеников и коллег, единомышленников и всего якутского народа Человеком, Учителем, Ученым с большой буквы. Ее идеи будут жить в наших сердцах. Ее незавершенные дела и намеченные планы найдут своих сторонников. Её мечта о настоящем интернационализме, основанном на уважении к национальным языкам и братской русской культуре, станет неоспоримой истиной для каждого гражданина Великой России.

Информация об авторах

Старостина Л.Д., кандидат психологических наук, доцент кафедры дифференциальной психологии и психологии развития Института психологии СВФУ им. М. К. Аммосова

Метрики

Просмотров

Всего: 2343
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 424
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0