От редакции

499

Общая информация

Рубрика издания: От редакции

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Алехина С.В. От редакции // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 1. С. 4.

Полный текст

Уважаемые читатели!

Специальный номер журнала «Психологическая наука и образование» посвящен вопросам развития инклюзивной практики в России и за рубежом и сформирован по итогам | международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: практика, исследования, методология» (Москва, 26—28 июня 2013 г.). Целью этой конференции явилась консолидация усилий науки, практики и общественности в развитии инклюзивного образования как основы гуманизации российского общества, обсуждение теоретических и методологических основ инклюзивного образования, анализ российского и зарубежного опыта развития инклюзивного процесса в общем, дополнительном и профессиональном образовании.

Факт вступления в силу Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) и законодательное закрепление инклюзивного образования как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст. 2) ставит перед научным и практическим сообществом задачи внедрения и развития инклюзивной практики на всех уровнях образования.

В первую очередь это связано с осмыслением системности, философских и социокультурных оснований инклюзии как социальной концепции. Во-вторых, с необходимостью рассмотрения инклюзивного образования как объекта психолого-педагогических исследований. И в-третьих — с важностью анализа практического опыта развития инклюзии и моделей ее реализации как в России, так и в ближнем и дальнем зарубежье. Именно в данной логике выстроилось содержание тематического номера журнала «Психологическая наука и образование». В статьях С.В. Алехиной «Принципы инклюзии как новая парадигма образовательных отношений», А.Ю. Шеманова «Проблема формирования инклюзивной общности и парадигмы в изучении творческой деятельности», А.С. Сунцовой «О методологических подходах к исследованию проблем инклюзивного образования» рассмотрены основные современные подходы методологии инклюзивного образования. Проведенные исследования представлены в мате риалах Т.Л. Чепель, Т.П. Абакировой, С.В. Самуйленко «Эффективность образовательного процесса в условиях инклюзивной практики: итоги мониторинговых исследований», Е.Л. Инденбаум «Характеристики коммуникативной компетентности подростков с разными формами интеллектуальной недостаточности в условиях инклюзивного и специального образования», Л.А. Александровой, А.А. Лебедевой, В.В. Бобожей «Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования».

Практика внедрения инклюзивного образования в регионах Российской Федерации и создание специальных образовательных условий отражены в материалах «Инклюзивное профессиональное образование: опыт внедрения в условиях Амурского педагогического колледжа», авторы — И.А. Макарова, М.Л. Фролова, Н.В. Рахимова; «Возможности физической среды в условиях инклюзивного образования, авторы — Н.С. Дмитриева, С.К. Нартова-Бочавер. В статье С.В. Алёхиной и Л.И. Федоровой «Информационно-методическая поддержка родителей по инклюзивному образованию» обосновывается необходимость развития компетентности родителей в вопросах инклюзивного образования и использования с этой целью интернет-ресурсов. Тема взаимодействия с родителями отражена и в представленном зарубежном исследовании Джилл Портер (Л! Ропег) «Какую поддержку хотели бы получать родители для своего ребенка с ограниченными возможностями здоровья?» (Великобритания).

Актуальность и своевременность выпуска данного тематического номера журнала обусловлена также необходимостью накопления материалов для формирования программ подготовки и повышения квалификации кадров в сфере инклюзивного образования в русле деятельности секции «Психология и педагогика специального и инклюзивного образования» Учебно-методического объединения вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование».

Информация об авторах

Алехина Светлана Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, директор Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9374-5639, e-mail: ipio.mgppu@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1084
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 499
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0