Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9340Новости 1845Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Нормативно-ценностные представления современных родителей, учителей, воспитателей (анализ содержания моральных суждений) 1482

|

Шелина С.Л.
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории педагогической психологии факультета психологии, ФГБОУ ВО МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
e-mail: sve-shelina@yandex.ru

Митина О.В.
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2237-4404
e-mail: omitina@inbox.ru

Аннотация

Представлены результаты анализа моральных суждений взрослых, непосредственно связанных с процессом социализации молодого поколения в условиях современного мегаполиса (родителей, учителей, воспитателей). В качестве прототипного использовалось исследование Ж. Пиаже моральных суждений детей. Проведенный сравнительный анализ содержания суждений респондентов позволяет обсудить вопрос о степени схожести представлений о норме. Выявленные статистически значимые отличия данных в группах «родителей» и «воспитателей» дают основание поставить практический вопрос о возможности функциональной взаимозаменяемости представителей этих групп в педагогической практике. На основании проведенного анализа ставится вопрос о необходимости проведения комплексных исследований нормативно¬ценностной системы, являющейся составной частью регуляции активности детей и взрослых. Также обсуждаются более широкие вопросы, касающиеся ис-ходной объяснительной модели, отмечается неоднозначность, изменчивость и сложная структурная организация нормативно-ценностного блока регуляции деятельности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Нормы и ценности – проявления культуры. Динамика культуры, по мнению В. С. Степина [5], связана с появлением одних и отмирани­ем других надбиологических программ регу­ляции активности. Все эти программы обра­зуют сложную, развивающуюся систему, в ко­торой можно выделить три уровня.

Литература
  1. Апресян Р. Г. Идея морали и базовые норма­тивно-этические программы. М.: Институт фило­софии РАН, 1995. 353 с.
  2. Лебедева Н. М. Базовые ценности русской культуры на рубеже ХХI века // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 3. C. 73–87.
  3. Лебедева Н. М. Ценностно-мотивационная структура в русской культуре // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 3. C. 26–37.
  4. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка: пер.с фр. М.: Академический Проект, 2006. 480 с.
  5. Степин В. С. От философии и методологии на­уки к философской антропологии // Познающее мышление и социальное действие (наследие Г. П. Щедровицкого в контексте отечественной и мировой философской мысли. Антология / Сост. Н. Кузнецова. М.: Ф.А.С.-Медиа, 2004. 544 с.
  6. Субботский Е. В., Чеснокова О. Б. Совместимы ли социальный интеллект и мораль? // Национальный психологический журнал. 2010. № 2 (4). C. 22–29.
  7. Шелина С. Л. Структура регуляторной над­стройки личности. Система ценностей. Условия и возможности ресоциализации // Социализация и ресоциализация личности в условиях совре­менного общества: материалы VI Международ­ной научно-практической конференции (Киев, 8–9 ноября, 2012). Киев: Киевский националь­ный университет им. Тараса Шевченко. 2012. C. 147–155.
  8. Shelina S. L., Mitina O. V. Moral Judgents of Modern and Teenagers in Russia // Psychology in Russia: State of the Art. Scientific Yearbook / Ed. by Yu. P. Zinchenko, V. F. Petrenko. Moscow: Lomonosov Moscow State University; Russian Psychological Society, 2012 .Vol. 5. Р. 405–421.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика