Исследование структуры субъектности в младшем подростковом возрасте с разным уровнем игровой компьютерной зависимости

1900

Аннотация

Приводится описание авторского опросника, определяющего уровень (естественный, компенсаторный, зависимый) игровой компьютерной зависимости у детей младшего подросткового возраста. Методика включает пять основных шкал: эмоциональное отношение к компьютерным играм; самоконтроль в компьютерной игре; целевая направленность на компьютерную игру; родительское отношение к компьютерной игре; предпочтение виртуального общения реальному. Представлен анализ особенностей развития субъектности в младшем подростковом возрасте с разным уровнем игровой компьютерной зависимости. Структура субъектности определяется как уровень выраженности ее компонентов: активности; осознания способности к рефлексии, свободы выбора и ответственности за него; осознания собственной уникальности; понимания и принятия другого; саморазвития. Установлено, что дети с высоким уровнем игровой компьютерной зависимости имеют более низкие показатели по таким компонентам субъектности, как: осознание способности к рефлексии, осознание свободы выбора и ответственности за него, понимание и принятие другого, осознание саморазвития. По степени выраженности компонентов субъектности выделены три группы младших подростков: с низкими, сбалансированными и несбалансированными показателями.

Общая информация

Ключевые слова: компьютерная аддикция, субъектность, младший подросток

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200108

Для цитаты: Волкова Е.Н., Гришина А.В. Исследование структуры субъектности в младшем подростковом возрасте с разным уровнем игровой компьютерной зависимости // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 1. С. 69–78. DOI: 10.17759/pse.2015200108

Фрагмент статьи

В эпоху интенсивной информатизации об­щества компьютер становится неотъемлемой частью современной жизни младшего под­ростка. В России число детей, которые прово­дят время перед мониторами, играя в компью­терные игры дома или в компьютерном клу­бе, с каждым днем увеличивается. По данным ООО Entermedia процент продаж компьютер­ных игр ежегодно увеличивается на 50%. В настоящее время в компьютерные игры игра­ет 23% всего населения России (рис. 1), при этом минимальный возраст компьютерного игрока составляет 2 года.

Литература

  1. Волкова Е. Н. Субъектность педагога (Теория и практика): дисс. ... докт. психол. наук. М., 1998. 308 с.
  2. Волочков А. А. Активность субъекта бытия: интегративный подход. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2007. 376 с.
  3. Войскунский А. Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. 2008. № С. 140–153.
  4. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь. 2004. 392 с.
  5. Рыженко С. К. Психологическое воздействие на игровую компьютерную зависимость младших подростков: дисс. ... канд. психол. наук. Краснодар. 2009. 196 с.
  6. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография. Днепропетровск: Пороги. 2006. 196 с.

 

Информация об авторах

Волкова Елена Николаевна, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»), профессор кафедры психологии воспитания и профилактики девиантного поведения, ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9667-4752, e-mail: envolkova@yandex.ru

Гришина Анна Викторовна, кандидат психологических наук, начальник управления научных исследований, ФГБОУ ВПО НГПУ имени Козьмы Минина, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: angrishina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4085
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1900
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3