Особенности структуры психологического благополучия учащихся и студентов различных направлений профессиональной подготовки

2627

Аннотация

В статье поднимается проблема выработки дифференциального подхода к построению программ психологического содействия учащимся (студентам) в зависимости от направления их подготовки. Материалы статьи показывают, что значимым критерием компетентности будущего профессионала является его психологическое благополучие, особенности структуры которого позволяют оценить потенциал психолого-педагогического содействия. Результаты эмпирического исследования структуры психологического благополучия (методика «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф (C.D. Ryff)) основываются на диагностических данных выборки, составленной из 300 человек: учащихся колледжей и техникумов, студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление» и «Психология». Полученные результаты раскрывают структурные особенности психологического благополучия, как субъективного интегрального показателя, в каждой группе учащихся и позволяют расценивать их в качестве дифференциального критерия оптимизации образовательных ресурсов.

Общая информация

Ключевые слова: личность, психологическое благополучие , структура психологического благополучия, личностные ресурсы, психологическое содействие, компетентность, профессиональная подготовка

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200207

Для цитаты: Бучацкая М.В., Капранова М.В. Особенности структуры психологического благополучия учащихся и студентов различных направлений профессиональной подготовки // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 2. С. 63–69. DOI: 10.17759/pse.2015200207

Фрагмент статьи

Анализ современной социальной ситуации показывает, что реформирование экономиче­ских, политических, социокультурных сфер, протекающее в последние годы, значительно повышает запросы, предъявляемые к профес­сионалам на рынке труда. Сегодня работода­тели заявляют о потребности в специалистах, обладающих высоким уровнем как професси­ональной, так и психологической компетентно­сти.

Литература

  1. Бучацкая М. В. Психологическое благополучие работающих женщин: дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. 250 с.
  2. Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2002. 220 с.
  3. Капранова М. В., Бучацкая М. В. Перспективы становления системы непрерывного образования в условиях реформирования социального пространства // Сб. научных трудов международной научно-практической конференции «Перспективы, организационные формы и эффективность развития сотрудничества вузов стран Таможенного союза и СНГ» (г. Королев, 23–24 мая 2013 г.). Королев МО: ФТА, 2013. С 224–228.
  4. Капранова М. В., Бучацкая М. В. Социально-психологические особенности личности учащихся среднего профессионального образования // Научные материалы I Международной научно-практической конференции «Социальная психология в образовательном пространстве» (г. Москва, 16–17 октября 2013 г.). М: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. С. 58–59.
  5. Фесенко П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: дис. ...канд. психол. наук. М., 2005. 206 с.
  6. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95–129.
  7. Bradburn N. The Structure of Psychological Well-Being. Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. P. 320.
  8. Diener E. Guidelines for national indicators of subjective well-being and ill-being // Journal of Happiness Studies. 2006. № 7. P. 397–404.
  9. Ryff C. D. Psychological well-being // Encyclopedia of gerontology: age, aging, and the aged. San Diego, CA: Academic Press, 1996. P. 365–369.
  10. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well–being // American Psychologist. 2000. Vol. 55 (1). P. 68–78.

 

Информация об авторах

Бучацкая Марина Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной психологии, Финансово-технологической академии (ФТА), Россия, e-mail: miraclexx@mail.ru

Капранова Марина Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной психологии, Финансово-технологической академии (ФТА), Королев, Россия, e-mail: Kapranova_m@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3965
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 2627
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 9