В. В. Давыдов – основатель крупной научной школы и директор Психологического института РАО*

2216

Аннотация

В статье представлены этапы научной биографии выдающегося отечественного психолога В.В. Давыдова – блестящего руководителя большого научного коллектива, директора Психологического института РАО. В содержательном плане фундамент научной школы В.В. Давыдова составляют три главных направления исследований и разработок, три «кита», определяющих ее теоретические, научно-методические и дидактические границы: теория со-держательного обобщения и образования понятий, психологическая теория учебной деятельности и собственно система развивающего обучения (РО). В статье дается краткая характеристика результатов деятельности научного коллектива, руководимого В.В. Давыдовым. Показано, что для оценки эффективности учебной деятельности под руководством В.В. Давыдова были разработаны системы диагностики теоретического мышления и развития основных его структурных компонентов (анализ, планирование, рефлексия, системность мышления) на различном предметном материале. Также были созданы критерии, позволяющие оценивать уровни сформированности учебной деятельности учащихся в целом и по отдельным ее компонентам. Научная школа В.В. Давыдова – живой, постоянно развивающийся организм. Учениками и последователями В.В. Давыдова проводятся экспериментальные исследования, реализующие его идеи. В статье проанализированы философские, общеметодологические и психологические основания школы В.В. Давыдова. Раскрывается содержание полемики В.В. Давыдова с Л.С. Выготским о механизмах теоретического обобщения. Позиция В.В. Давыдова иллюстрируется обширным экспериментальным материалом.

Общая информация

* Впервые опубликован в журнале «Культурно-историческая психология». 2005. №2. С. 17–29.

Ключевые слова: Давыдов В.В., содержание обучения, психическое развитие, деятельность , предметное действие, обобщение

Рубрика издания: Педагогическая психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200320

Для цитаты: Рубцов В.В. В. В. Давыдов – основатель крупной научной школы и директор Психологического института РАО // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 3. С. 182–196. DOI: 10.17759/pse.2015200320

Фрагмент статьи

Бесспорным представляется также тот факт, что существующая научная школа В.В. Давыдова – это действующее, гармонич­но развивающееся творческое сообщество ис­следователей, незримо связанных между со­бой идеями, мыслями, глубокими размыш­лениями своего учителя. В основе эти идеи были сформулированы им в фундаменталь­ных трудах «Виды обобщения в обучении» [13], «Проблемы развивающего обучения» [14], «Теория развивающего обучения» [15].

Литература

  1. Агеев В.В., Давыдов В.В., Рубцов В.В. Опробо­вание как механизм построения совместных дей­ствий // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 4.
  2. Арсеньев А.С., Библер В.С., Кедров Б.М. Анализ развивающего понятия. М., 1967.
  3. Атаханов Р. Математическое мышление и мето­дики определения уровней его развития. М., 2000.
  4. Баннов И.И. Психолого-педагогические осно-вы проектирования системы воспитания стар­шеклассников в условиях монопрофильного го­рода: Опыт проектирования / Под общ. ред. В.В. Рубцова. Нефтеюганск, 2002.
  5.  Вопросы теории и практики развивающего об-разования / Сост. В.А. Гуружапов. М., 2001.
  6. Воронцов А.Б. Педагогическая технология кон­троля и оценки учебной деятельности. М., 2002.
  7. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выгот­ский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
  8. Громыко Ю.В. Проектирование и программи-рование развития образования. М., 1996.
  9. Гузман Р. Я. Роль совместной деятельности в решении учебных задач // Вопросы психологии. 1980. № 3.
  10. Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы учебно-го процесса развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова): Методическое пособие. М., 1999.
  11. Гуружапов В.А. К вопросу о предметной диаг­ностике теоретического мышления детей в раз­вивающем обучении (система Д.Б. Эльконина– В.В. Давыдова) // Психологическая наука и обра­зование. 1997. № 4.
  12. Гуружапов В.А. Общие рекомендации для органов управления по экспертизе учебно­го процесса развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова) // Управление школой: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1998. № 10.
  13. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1997.
  14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  15. Давыдов В.В. Теория развивающего обуче­ния. М., 1996.
  16. Давыдов В.В. и др. Программа развивающе­го обучения (система Эльконина–Давыдова): I – VI классы: Математика. М., 1996.
  17. Давыдов В.В. Концепция гуманизации рос-сийского начального образования (необходи­мость и возможность создания целостной систе­мы развивающего начального образования) // Начальное образование в России: инновации и практика. М., 1994.
  18. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. 1995. № 1.
  19. Давыдов В.В. Педагогика развития и тео­рия рекапитуляции // Педагогика развития: воз­растная динамика и ступени образования. Ч. 1. Красноярск, 1997.
  20. Давыдов В.В. Теория развивающего обуче­ния // Магистр. 1996. № 1.
  21. Давыдов В.В., Громыко Ю.В. Концепция экс­периментальной работы в сфере образования // Педагогика. 1994. № 6.
  22. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Предметная дея­тельность и онтогенез познания // Вопросы пси­хологии. 1998. №5.
  23. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемст­венности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопросы психологии. 1997. № 1.
  24. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукер­ман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3–4.
  25. Дусавицкий А.К. Психологические предпо­сылки построения основной школы в системе развивающего обучения // Психологическая на­ука и образование. 2003. № 1.
  26. Зинченко В.П. Психологические основы пе­дагогики: (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова). М., 2002.
  27. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Совокупная деятельность как генетически исходная единица психического развития // Психологическая наука и образование. 2000. № 2.
  28. Ильенков Э.В. Диалектическая логика (очер­ки истории и теории). М., 1984.
  29. Инновационная сеть развивающего обуче­ния / Сост. В.А. Гуружапов. М., 2003.
  30. Кравцов Г.Г. Психологические проблемы на-чального образования. Красноярск, 1994.
  31. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Основные прин-ципы и методы курса «Литература как предмет эстетического цикла» // Психологическая наука и образование. 1996. № 4; 1997. № 1.
  32. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развиваю­щее образование: культурно-исторический под­ход. Ч. 1. Дубна, 1997.
  33. Лазарев В.С. О деятельностном подходе к проектированию целей образования // Известия РАО. 2000. №2.
  34. Микулина Г. Г., Савельева О.В. К психоло­гической оценке качества знаний у младших школьников // Психологическая наука и образо­вание. 1997. № 2.
  35. Михайлов Ф.Т. Содержание образования и его идеальная форма // Известия РАО. 2000. № 2.
  36. Новлянская З.Н., Кудина Г.Н. Программа по литературе (1–9 классы). М., 1998.
  37. Организационно-психологические основы развивающего образования в регионе / Под общ. ред. В.В. Рубцова. М., 2002.
  38. ПерреКлермон А.Н. Роль социальных взаи­модействий в развитии интеллекта детей: Пер. с фр. М., 1991.
  39. Поливанова К.Н. Психологическое содержа-ние подросткового возраста // Вопросы психоло-гии. 1996. № 1.
  40. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие. М., 2000.
  41. Поливанова Н.И. Наглядно-образная регуля-ция при совместном решении задач // Вопросы психологии. 1988. № 5.
  42. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство: Пособие для учителя. Ч. 1: Содержание, мето­дика и организация занятий в начальной школе. М., 1995.
  43. Полуянов Ю.А. Соотношение учебной дея-тельности и творчества детей на занятиях изо­бразительным искусством // Вопросы психоло­гии. 1998. № 5.
  44. Полуянов Ю.А., Матис Т.А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятель­ности // Психологическая наука и образование. 1996. №4.
  45.  Развивающее образование: В 2 т. Т. II. Нере­шенные проблемы развивающего образования. Ч. 2. М., 2003.
  46.  Развивающее обучение на пути к подростко-вой школе / Сост. Б.Д. Эльконин, А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова. М., 2004.
  47.  Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В.В. Давыдова, В.В. Рубцова. Новоси-бирск, 1995.
  48. Репкин В.В. Начальный этап развивающе­го обучения русскому языку в средней школе. Томск, 1993.
  49. Репкина Н.В. Что такое развивающее обуче-ние? Томск, 1993.
  50. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.; Воронеж, 1997.
  51. Рубцов В.В., Ивошина Т.Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М., 2002.
  52. Рубцов В. В.,  Гуружапов В. А.,  Макаровская З. В.,  Максимов Л. К. Новая модульная основная профессиональная образовательная программа исследовательской магистратуры ... Психологическая наука и образование. 2015. Т.20. № 3
  53. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. Культурно-исторический тип школы (проект разработки) // Психологическая наука и образование. М.; Воронеж, 1997.
  54. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5.
  55. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития (школа взросления) // Вопросы психологии. 1993. № 1.
  56. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
  57. Чудинова Е.В. К проблеме исследования уровня сформированности учебной деятельности // Вестник АРО. 1998. № 3.
  58. Чудинова Е.В. Работа с гипотезами детей в системе обучения Эльконина–Давыдова // Вопросы психологии. 1998. № 5.
  59. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1999.

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2675
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 2216
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1