Образ семьи у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях различного социально-экономического статуса

2625

Аннотация

В статье рассматривается образ семьи у ребенка как один из важнейших факторов психологического и социального развития детей старшего дошкольного возраста. Отмечается, что, согласно результатам мониторинга Националь- ной стратегии в интересах детей РФ (2012-2017 гг.), необходимо распространять лучшие социальные практики взамодействия с ребенком в рамках различных социальных институтов, в том числе и семьи. Анализируется взаимосвязь социально-экономического статуса семьи с особенностями образа семьи у детей. Подчеркивается, что взаимосвязь СЭС и образа семьи у ребенка носит опосредованный характер, а субъективное экономическое благополучие определяет оценку и восприятие семьей своего социально-экономического статуса. Это влияет на семейное функционирование, что, в свою очередь, определяет характер переживания ребенком семейной ситуации и образ семьи. Анализируя взаимосвязь субъективного экономического благополучия членов семьи с образом семьи у ребенка, отмечается тенденция к увеличе- нию признаков неблагополучия в образе семьи у ребенка в случае нарастания у родителей признаков финансового стресса, финансовой депривированности и финансовой тревожности. Приводится эмпирическая типология образов семьи, которые формируются у детей из семей различных социо-экономических групп: благополучный образ семьи «Благополучная семья», образ семьи с элементами неблагополучия «Неустойчивая семья», образ дистантной семьи «Дистантная семья», конфликтный образ семьи «Конфликтная семья», неблагополучный образ семьи «Неблагополучная семья».

Общая информация

Ключевые слова: образ семьи, социально-экономический статус, субъективное благополучие, детско-родительские отношения

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210408

Для цитаты: Шведовская А.А., Загвоздкина Т.Ю. Образ семьи у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях различного социально-экономического статуса // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 4. С. 83–101. DOI: 10.17759/pse.2016210408

Фрагмент статьи

Проблема изучения образа семьи у ребенка в современных условиях приобретает особую актуальность по ряду причин. В условиях отмечаемой в обществе тенденции к смене традиционных семейных ценностей, детско-родительских, полоролевых, супружеских ролей формирование образа семьи у ребенка требует отдельного анализа [6].

Литература

  1. Богомолова Т.Ю., Тапилина В.С. Экономическая стратификация: объективное и субъективное изме- рение // Социологические исследования. 1997. № 9. С.  28–40.
  2. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейн. М.: Междунар. пед. акад., 1995. 207 с.
  3. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 477 с.
  4. Галущинская Ю.О. Воспитание ценностного от- ношения к старости у детей дошкольного возра- ста: автореф. дисс. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998. 24 с.
  5. Грабаровская Л.В. Педагогические условия раз- вития образа «Я» ребенка старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. … канд. пед. наук. Ростов- н/Д, 1996.
  6. Грин В. Терапевтическая работа по созданию у родителей нового образа ребенка // Работа с роди- телями: психоаналитическая психотерапия с деть- ми и подростками / Под ред. Дж. Циантиса, С.Б. Ботиуса, Б. Холлерфорс и др. М.: Когито-Центр, 2006. С. 43–63.
  7. Демидова Н.И. Формирование образа семьи у стар- ших дошкольников: дисс. … канд. пед. наук. М., 2003.
  8. Загвоздкина Т.Ю. Образ семьи у детей старше- го дошкольного возраста, воспитывающихся в се- мьях различного социально-экономического стату- са: дисс. … канд. психол. наук. М., 2016.
  9. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка (структура, динамика, принципы коррек- ции): дисс. … докт. психол. наук. М., 2002.
  10. Кулиш О.Г. Взаимосвязь образа семьи и раз- вития самосознания у детей дошкольного, младше- го школьного и подросткового возрастов: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2005.
  11. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1979. № 2. С. 37–46.
  12. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие для вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 432 с.
  13. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. М., 2009. 410 с.
  14. Маценова Е.Б. Представления о семье в разных группах  старшеклассников  и  студентов:  автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2001.
  15. Насонова Е.Б. Влияние внутрисемейных от- ношений на эмоциональное поведение младших школьников: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Киев,1990. 16 с.
  16. Рыжкова А.В. «Образ семьи» у детей дошколь- ного возраста и их родителей: дисс. …канд. психол. наук. М., 2009.
  17. Рубцов В.В., Шведовская А.А., Дубовик А.С., Семья Г.В. Об основных результатах мониторинга первого этапа реализации Национальной страте- гии действий в интересах детей на 2012–2017 го- ды // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 1. С. 30–66. doi:10.17759/pse.2016210104
  18. Хащенко В.А. Субъективное экономическое благополучие и его измерение: построение опро- сника и его валидизация // Экспериментальная пси- хология. 2011. Т. 4. № 1. С. 106–127.
  19. Шведовская А.А., Загвоздкина Т.Ю. Диагностика образа семьи у детей дошкольного возраста с помо- щью методики «Семейная доска» // Вопросы психо- логии. 2014. Т. 2. С. 117–124.
  20. Шведовская А.А., Загвоздкина Т.Ю. Социально- экономический статус семьи и психическое раз- витие ребенка: зарубежный  опыт исследования // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С.  65–76.
  21. Шведовская А.А. Специфика позиции родите- лей при различных типах взаимодействия с деть- ми дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2006. № 1. С.  69–84.
  22. Amato P.R. Rural poverty, urban poverty, and psychological well-being / P.R. Amato, J. Zuo // Socil.Q. 1992. Vol. 33. P. 229–240.
  23. Baldwin M.W. Relational  schemas  and the processing of social information // Psychological Bulletin. 1992. Vol. 12. P. 461–484.
  24. Bornstein Marc H., Hahn C.-S., Suwalsky J.T.D., Haynes O.M. Socioeconomic Status, parenting and child development: the Hollingshead four-factor index of social status and the socioeconomic index of occupa- tions // Marc H. Bornstein, Robert H. Bradley Socio- economic Status, parenting and child development. Taylor & Francis, 2010.
  25. Kohn M.L Class and conformity: a study in values. Chicago: University of Chicago Press, 1997.

Информация об авторах

Шведовская Анна Александровна, кандидат психологических наук, начальник управления информационными и издательскими проектами, доцент кафедры возрастной психологии имени Л.Ф. Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3154-4601, e-mail: anna.shvedovskaya@mgppu.ru

Загвоздкина Татьяна Юрьевна, кандидат психологических наук, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: sazonovatanja@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3603
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 2625
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 12