Сравнение родительских установок до и после пандемии COVID-19

162

Аннотация

Целью данного исследования было изучение изменения родительских установок по отношению к разным сторонам семейной жизни во время пандемии COVID-19. Для сбора данных использовался метод анкетирования; опросники включали форму сбора информации о семье, подготовленную исследователями, и «Инструмент исследования родительских установок» (PARI), который использовался для изучения изменений в родительских установках, связанных с пандемией. Исходные данные, собранные непосредственно перед вспышкой COVID-19, сравнивали с данными, собранными в мае 2020 года, когда пандемия уже распространилась по всей Турции. В выборку исследования вошли 119 матерей детей дошкольного возраста (5—6 лет), обучающихся в четырех общеобразовательных школах. Наши данные показали, что во время пандемии произошли изменения в семейной жизни и родительских установках. В то время как количество баллов по таким признакам методики PARI, как зависимость и несамостоятельность матери и партнерские отношения увеличилось, количество баллов по признакам неудовлетворенность ролью хозяйки дома, суровость и излишняя строгость — уменьшилось. Согласно результатам многомерного ковариационного анализа (MANCOVA), была выявлена статистически значимая разница между временем проведения замеров (до и во время пандемии) в отношении комбинированных зависимых переменных — партнерские отношения, суровость и излишняя строгость — даже после контроля демографических переменных.

Общая информация

Ключевые слова: COVID-19, дошкольный опыт, родительские установки

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270405

Получена: 25.07.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Атли С., Гюнук С. Сравнение родительских установок до и после пандемии COVID-19 // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 4. С. 46–58. DOI: 10.17759/pse.2022270405

Литература

  1. Atli S., Baran G. Tarihsel Süreçte Aile ve Aile Kuramları [Family and Family Theories in Historical Process]. In Baran, G. (Ed.), Aile Yaşam Dinamikleri [In the Dynamics of Family Life]. Ankara: Pelikan, 2021, pp. 25—58.
  2. Attili G., Vermigli P., Roazzi A. Rearing styles, parents’attachment mental state, and children’s social abilities the link to peer cceptance. Child Development Research, 2011. Vol. 2011, Article ID 267186, 12 p. DOI:10.1155/2011/267186
  3. Aydogmus K., Baltas A., Baltas Z., Davaşlıgil Ü. Ana-Baba Okulu [Parent school]. İstanbul: Remzi Kitapevi. 2004, pp. 46—60.
  4. Baumrind D. Effects of authoritative parental control on child behavior. Child Development, 1966. Vol. 37, no. 4, pp. 887—907.
  5. Baumrind D. Current patterns of parental authority. Developmental Psychology Monograph, 1971, no. 4, pp. 1—103.
  6. Begum N.N. Effect of parent involvement on math and reading achievement of young children: Evidence from the early childhood longitudinal study (Doctorial dissertation), 2007, Available from ProOuest Dissertations and Theses database. (UMI No. 3268588).
  7. Bornstein L., Bornstein M.H. Parenting styles and child social development. In: R.E. Tremblay, R.G. Barr (ed.). Encyclopedia on Early Childhood Development [online]. Montreal, Quebec: Centre of Excellence for Early Childhood Development, 2007, pp. 1—4.
  8. Bradbury-Jones C., Isham L. The pandemic paradox: The consequences of COVID-19 on domestic violence. Journal of Clinical Nursing, 2020, no. 29, pp. 13—14. DOI:10.1111/jocn.15296.
  9. Cohan C.L., Cole S.W. Life course transitions and natural disaster: Marriage, birth, and divorce following Hurricane Hugo. Journal of Family Psychology, 2002. Vol. 16, no. 1, pp. 14—25. DOI:10.1037/0893-3200.16.1.14.
  10. Darling N., Steinberg L. Parenting style as context: An integrative model. Psychological Bulletin, 1993, no. 113, pp. 487—496. DOI:10.1037/0033-2909.113.3.487.
  11. Dornbusch S.M., Ritter P.L., Leiderman P.H., Roberts F., Fraleigh M.J. The relation of parenting style to adolescent school performance. Child Development, 1987, no. 58, pp. 1244—1257.
  12. Earls F., McGuire J., Shay S. Evaluating a community intervention to reduce the risk of child abuse. Methodological strategies in conducting neighborhood survey. Child Abuse and Neglect, 1994, no. 18, pp. 473—485.
  13. Hart C.H., Newell L.D., Olsen S. Parenting skills and social-communicative competence in childhood. In: J.O. Greene B.R. Burleson (ed.), Handbook of communication and social interaction skills. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2003, pp. 753797.
  14. Jeynes W.H. A meta-analysis: The relationship between father involvement and student academic achievement. Urban Education, 2015. Vol. 50, no. 4, pp. 387—423.
  15. Klein D.M., White J.M. The long-term effects of family structure on gender role attitudes. Journal of Marriage & the Family, 1996, no. 50, pp. 709—717.
  16. LeCompte A., Özer A.S. Üst sosyo-ekonomik düzeyde Ankara’lı annelerin çocuk yetiştirme tutumları: Bir ölçek uyarlaması [Child-rearing attitudes of high socio-economic Ankara mothers: A scale adaptation]. Türk Psikoloji Dergisi [Turkish Journal of Psychology], 1978. Vol. 1, no. 1, pp. 5—8.
  17. Locher D. Social contagion theory. Upper Saddle River: NJ Prentice Hall, 2005, pp. 24.
  18. Meyers S.A. Mothering in context: Ecological determinants of parent behavior. Merrill-Palmer Quarterly, 1999, no. 45, pp. 332—357.
  19. Mercer R.T., Faan R.N. Theoretical perspectives on the family, 1989, URL: http://n.ereserve.fiu.edu/010009621-1.pdf (Accessed 11.05.2020).
  20. Owen L. Five ways the coronavirus is hitting women in Asia, BBC News, 2020. Available at: https://www.bbc.com/news/world-asia-51705199 (Accessed 12.12.2020).
  21. Özyürek A. Okul öncesi çocukların sosyal beceri düzeyleri ile anne tutumları arasındaki ilişkinin incelenmesi [Investigation of the relationship between social skill levels of preschool children and mother attitudes]. Milli Eğitim Dergisi [Journal of National Education], 2015, no. 206, pp. 106—120.
  22. Özyürek A., Tezel Şahin F. 5—6 yaş grubunda çocuğu olan ebeveynlerin tutumlarının incelenmesi [Examining the attitudes of parents with children in the 5—6 age group]. Gazi Üniversitesi Gazi Eğitim Fakültesi Dergisi [Journal of Gazi University Gazi Education Faculty], 2005. Vol. 25, no. 2, pp. 19—34.
  23. Potts N.L., Mandleco B.L. Pediatric Nursing: Caring for Children and Their Families. US: Delmar Thomson Learning, 2004, pp. 18—22.
  24. Rafferty Y., Griffin K. Parenting behaviors among low-income mothers of preschool age children in the United States: Implications for parenting programs. International Journal of Early Years Education, 2010. Vol. 18, no. 2, pp. 143—157.
  25. Roy D., Tripathya, S., Kumar S., Nivedita K., Sudhir S., Vermaa K., Kaushal V. Study of knowledge, attitude, anxiety & perceived mental healthcare need in Indian population during COVID-19 pandemic. Asian Journal of Psychiatry, 2020. Vol. 51, no. 102083.
  26. Şanlı D., Öztürk C. Annelerin çocuk yetiştirme tutumlarını etkileyen etmenlerin incelenmesi [Examining the factors affecting mothers’ child rearing attitudes]. Buca Eğitim Fakültesi Dergisi [Journal of Buca Faculty of Education], 2012, no. 32, pp. 31—48.
  27. Sak R., Sahin Sak I.T., Atli S., Sahin B.K. Okul öncesi dönem: Anne baba tutumları [Preschool period: Parental attitudes]. Mersin Üniversitesi Eğitim Fakültesi Dergisi [Journal of Mersin University Faculty of Education], 2015. Vol. 11, no. 3, pp. 972—991. DOI:10.17860/efd.33313.
  28. Schaefer E.S., Bell R.Q. Development of a parental attitude research instrument. Child Development, 1958. Vol. 29, no. 3, pp. 339—361.
  29. Schultz D.P., Schultz S.E. Modern Psikoloji Tarihi [A History of Modern Psychology]. Istanbul: Kaknüs Yayınları, 2020, pp. 83.
  30. Snyder J., Stoolmiller M., Wilson M., Yamamoto M. Child anger regulation, parental responses to children’s anger displays, and early child antisocial behavior. Social Development, 2003. Vol. 12, no. 3, pp. 335—360.
  31. Stolley K.S. The Basics of Sociology. USA: Greenwood Publishing Group, 2005, pp. 1—19.
  32. Steven A.M., Varkey S., Aguirre A.M. Ecological Correlates of Family Functioning. American Journal of Family Therapy, 2002. Vol. 30, no. 3, pp. 257—273. DOI:10.1080/019261802753577575.
  33. Tatlı S., Selimoğlu H., Bademci D. Çocukları okul öncesi eğitime devam eden annelerin aile hayatı ve çocuk yetiştirme tutumlarının incelenmesi [Investigation of family life and child rearing attitudes of mothers whose children attend pre-school education]. Bingöl Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü Dergisi [Bingol University Journal of Social Sciences Institute], 2012. Vol. 2, no. 3, pp. 101—114.
  34. Towe-Goodman N.R., Teti D.M. Power assertive discipline, maternal emotional involvement, and child adjustment. Journal of Family Psychology, 2008, no. 22, pp. 648—651.
  35. Tudge J., Hogan D., Snezhkova I., Kulakova N., Etz, K. Parent’s child-rearing values and beliefs in the United States and Russia: The impact of culture and social class. Infant and Child Development, 2000, no. 9, pp. 105—121.
  36. UNICEF. Rethinking screen-time in the time of COVID19, 2020. Available at: https://www.unicef.org/globalinsight/stories/rethinkingscreen-time-time-covid-19 (Accessed 14.12.2020).
  37. Yavuzer H. Yaygın Anne — Baba Tutumları. Ana Baba Okulu [Common Parental Attitudes. Parent School]. İstanbul: Remzi Kitapevi, 2001, pp. 82—95.
  38. Woodworth S., Belsky J., Crnic K. The determinants of fathering during the child’s second and third year of life: A developmental analysis. Journal of Marriage and the Family, 1996, no. 58, pp. 679—692.
  39. Yeasmina S., Banik R., Hossainc S., Hossaind N., Mahumuda N., Salmaa N., Hossaina M. Impact of COVID-19 pandemic on the mental health of children in Bangladesh: A cross-sectional study. Children and Youth Services Review, 2020, no. 117, pp. 105—277.

Информация об авторах

Атли Сибель, доктор психологических наук, доцент кафедры психологии развития, Университет Ван Юзюнчу Йыл, Турция, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4938-4530, e-mail: sibel.atl@gmail.com

Гюнук Селим, доктор психологических наук, старший доцент кафедры психологии образования, Бакырчайский Университет Измира, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2278-7882, e-mail: selim.gunuc@bakircay.edu.tr

Метрики

Просмотров

Всего: 469
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 162
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1