Изучение особенностей адаптации к школе у детей с нарушениями речи

2971

Аннотация

Исследование посвящено изучению особенностей адаптации к новым социальным условиям у детей 6 – 7 лет. В эксперименте принимали участие 43 ребенка, обучающихся в двух первых классах прогимназии №1811 г. Москвы. В связи с поставленной целью эмпирическое исследование было разделено на три части: изучение уровня речевого развития первоклассников; изучение особенностей адаптации к школе у детей 6-7-ми лет; сопоставление полученных данных диагностики речевого развития с результатами исследования процесса адаптации. Для подтверждения выдвинутой гипотезы о наличии взаимосвязи между особенностями адаптации и уровнем речевого развития экспериментальные данные были подвергнуты статистической обработке, включающей анализ различий полученных количественных характеристик и их корреляционных связей. В результате была выявлена зависимость между успешностью адаптации и речевым развитием. Изучение особенностей адаптации к школе у первоклассников с разным уровнем речевого развития проводилось с помощью беседы, наблюдения, социометрии, методик «Рисунок школы», «Две школы» (модифицированная методика Т. А. Нежновой «Беседа о школе»). Полученные в ходе исследования результаты позволили выделить типы адаптации, отражающие результат процесса, типы нормальной адаптации и типы дезадаптации.

Общая информация

Ключевые слова: адаптационный потенциал личности, типы дезадаптации, младший школьный возраст

Рубрика издания: Клиническая и специальная психология

Для цитаты: Фирсанова Е.Ю. Изучение особенностей адаптации к школе у детей с нарушениями речи [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2009. Том 1. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2009_n3/Firsanova (дата обращения: 29.03.2024)

Литература

  1. Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников. М., 2002.
  2. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства) М., 1976.
  3. Бадалян Л. О. Невропатология. М., 2001.
  4. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание / Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия». М., 1998.
  5. Волкова Г. А. Речевые особенности детей, страдающих психической депривацией // Инновации в российском образовании. М., 2001.
  6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 1999.
  7. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. // Сборник методических рекомендаций. Сост.: В.П.Балобанова, Л.Г. Богданова, Л. В. Венедиктова, Т. Т. Воробей, Р. И. Лалаева и др. СПб., 2001.
  8. Диагностика школьной дезадаптации: Научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов / Под ред. С. А. Беличевой, И. А Коробейникова, Г. Ф. Кумариной. М., 1993.
  9. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия.// Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, 1998.
  10. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 2000.
  11. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л., 1984.
  12. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия. Институт общегуманитарных исследований В. Секачев, М., 2001.
  13. Коновалова Н. Л. Социально-психическая адаптация учащихся специальных образовательных учреждений // Дефектология. СПб., 1994.
  14. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб., 1995.
  15. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002.
  16. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000.
  17. Мастюкова Е. М. Комплексная психолого-педагогическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации. Пособие для практических работников образования. М., 2001.
  18. Морозова Е. И. Психологические аспекты адаптации к новым условиям воспитания детей раннего возраста с психофизическими нарушениями. Дисс. … канд. психол. наук. М., 1999.
  19. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическия готовность ребенка к школе. М., 2001.
  20. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. М., 2001.
  21. Психолог в детском саду. // Под ред. Л.А. Венгер, Е.Л. Агаевой, Р. И Бардиной, В. В. Брофман // Российская академия образования. Исследовательский центр семьи и детства. Детский центр Венгера, М., 1995.
  22. Социальная адаптация у детей в дошкольных учреждениях/ Под. ред. Р. В., Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер , А. М. Атанасовой-Вуковой, 1980.
  23. Фирсанова Е. Ю. Исследование мотивов учения у детей 6 – 7 лет с нарушениями речи. // Психология и школа. 2003. №3.
  24. Фирсанова Е. Ю. Влияние родительско-детских отношений на успешность адаптации к школе // Психология и школа. 2005. №2.
  25. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избранные психологические труды М., 1989.

Информация об авторах

Фирсанова Елена Юрьевна, кандидат психологических наук, учитель-логопед, ГБОУ Школа № 538 им. С.В. Гришина, Москва, Россия, e-mail: e-firsanova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2349
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 2971
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 9