Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 106Рубрики 53Авторы 8884Новости 1775Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,733 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,874 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Динамика интеллекта у студентов, различающихся типологическими особенностями проявлений свойств нервной системы 916

Ревенко Е.М.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, Омск, Россия
e-mail: revenko.76@mail.ru

Сальников В.А.
доктор педагогических наук, ректор Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии

Аннотация

В статье представлены результаты исследования динамики интеллекта у студентов, раз-личающихся типологическими особенностями проявлений свойств нервной системы. В исследовании приняли участие 77 студентов-юношей 17–19 лет Сибирской государст-венной автомобильно-дорожной академии. Умственные способности изучались с помо-щью теста IST Р. Амтхауэра. Проявления типологических свойств нервной системы иссле-довались посредством использования произвольных двигательных методик. Экспери-ментально установлено, что у лиц 18-19 лет, характеризующихся большей силой нервной системы, высокой подвижностью процесса возбуждения и преобладанием возбуждения по «внешнему» и «внутреннему» балансам, динамика интеллекта выше. Поскольку у этих же студентов в возрасте 17–18 лет существенное преобладание в проявлении умственных способностей демонстрировали лица с противоположными типологическими особенно-стями (слабой нервной системой, низкой подвижностью возбуждения, преобладанием торможения по «внутреннему» балансу), это свидетельствует о тенденции возрастного изменения связей свойств нервной системы с проявлениями умственных способностей,. Выявленный факт свидетельствует, что динамика интеллекта связана с типологическими особенностями проявлений свойств нервной системы, роль которых в умственном разви-тии в ходе онтогенеза изменяется. Полагаем, что выявленная неравномерность возрас-тного умственного развития, различные темп и ритм приближения к уровням «зрелости» функций в некоторой степени связаны с различным сочетанием возрастных и индивиду-альных предпосылок развития

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.
  2. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
  3. Гублер Е. В., Генкин А. А. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. Л., 1973.
  4. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. СПб., 2001.
  5. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.- Во-ронеж, 1997.
  6. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб., 2004.
  7. Небылицын В. Д. Проблемы психологии индивидуальности. М.- Воронеж, 2000.
  8. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2007.
  9. Теплов Б. М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий. М., 2004.
  10. Шадриков В. Д. Способности человека. М-Воронеж, 1997.
  11. Ясюкова Л. А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST): Методическое руководство. СПб., 2002.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика