![]() Психолого-педагогические исследования Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (online): 2587-6139 DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2009 года Периодичность: 4 номера в год Формат: сетевое издание Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование psyedu.ru Анализ трудностей целеполагания у старших подростков 1918Жилинская А.В. АннотацияВ статье рассматриваются условия осуществления целеполагания, определяются причины отклонения от заявленной цели, описываются сложности целеполагания у старших подростков. Приводятся результаты исследования, в котором приняли участие 65 учеников школы мыследеятельностной педагогики в возрасте от 13 до 18 лет. Показывается, что подростки не доводят до конца реализацию своей инициативы из-за несформированности цели действия, поскольку ими не осознаются культурные основания выбранного образа будущего и не учитываются социальные условия достижения цели. Показывается также, что на формирование цели и ее устойчивости в подростковом возрасте значительное влияние оказывает взаимодействие со взрослым. Ключевые слова: цель, целеполагание, достижение цели Рубрика: Психология развития Тип: научная статья Фрагмент статьи
Проблема постановки цели очень важна для понимания вариантов и закономерностей осознанного вхождения человека в культуру. Постановка цели – необходимое условие осуществления деятельности, однако не каждый человек вынужден ставить цели, так как он может принимать цели, поставленные другим человеком. Важнейшей характеристикой деятельности является наличие цели как осознанного образа будущего, который организует действия человека. О.К. Тихомиров подчеркивал, что цель по определению осознана, выражена в словах [6]. Необходимость объективации цели в слове возникает у человека в ситуации неизбежности взаимодействия. Дж.Г.Мид пишет, что «другие Я в социальной среде логически предшествуют сознанию Я, анализируемому интроспекцией. Их следует признать наличными, данными в том же смысле, в каком психология принимает данную [в опыте] реальность физических организмов как условие индивидуального сознания» [5, с.28]. Приведенные рассуждения позволяют предположить тот же механизм по отношению к возникновению умения человека формулировать цели своего действия: сначала человек вынужден формулировать цели по требованию другого человека, потом он начинает их формулировать для себя; сначала человек обнаруживает, что действия других людей регулируются их целями, потом начинает подчинять свои действия определенной цели. Литература
Статьи по теме
Психология развития | Литвинова А.В. Психологическая сепарация от родителей как условие развития целеполагания студентов Психология развития | Ерофеева В.Г., Нартова-Бочавер С.К. Что такое «grit» и почему она может быть личностным ресурсом? Клиническая психология | Кулагина И.Ю., Шумакова Н.Б. Ориентация на будущее одаренных младших школьников: ближние и дальние цели Общая психология | Белова С.С. Креативность и управляющие функции: обзор зарубежных дифференциально-психологических исследований Общая психология | Захарчук Е.В., Доценко Е.Л., Гаибов С.С.Х. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|